8 мин.

Очень хитрая математика. Гран-при Бахрейна - часть 1

Приветствую! Как я уже писал в каких-то комментах, нынешний чемпионат забавен до невозможности: гонщики, имеющие в своем распоряжении номинально самые быстрые болиды, могут внезапно начать без шансов проигрывать сразу нескольким соперникам. Вообще говоря, это все весело и забавно, но точно не для болельщиков этих команд - если так пойдет и дальше, то у офисов "Пирелли" начнут собираться стихийные митинги с лозунгами "Доколе?!" и "Долой!"

Кажется, меня немного понесло, лучше остановлюсь и перейду непосредственно к нашему анализу :)

1. Себастьян Феттель - максимум. Пока у "Ред Булла" все логично - плохая квалификация и хороший темп в гонке, либо хорошая квалификация и отличный темп в гонке. В отличие от остальных фаворитов "Быки" пока что не сталкивались с серьезными проблемами, так что их лидерство в личном и командном зачетах не выглядит удивительным.

2. Кими Райккконен - потеря 7 очков. Не имеет смысла рассматривать Кими и Себа по отдельности, поэтому объединим анализ и проследим за борьбой этих двух гонщиков со всех возможных точек зрения :)

- Насколько повлияло на расстановку сил в гонке разное кол-во кругов, пройденное пилотами в квалификации? 

Для начала посмотрим, чем занимались Феттель и Райкконен в квалификации (все картинки кликабельны):

 

1

Итак, 5 кругов Себа против 2-х у Кими, причем непопадание финна в последний сегмент не является единственной причиной такой разницы: Феттель дважды выезжал в первой (медиум) и третьей частях (софт) квалификации. В результате пилоту "Ред Булла" удалось получить свежий комплект шин только в концовке гран-при, тогда как Райкконен имел возможность использовать новые покрышки в течение всей гонки.

- Невыход в третий сегмент - серьезная ошибка "Лотуса"?

Здесь обойдемся без графиков и таблиц. Сама по себе тактика с единственным выездом на трассу в каждой части квалификации является очень рискованной, так что возможность неудачи сохраняется даже для самых быстрых болидов. В этот раз не повезло.

Джеймс Аллен (который в этот раз написал примерно то же и о том же ^__^), правда, утверждает, что Кими надо было выпускать на единственную попытку чуть позже, но, допустим, в Китае в последнем сегменте выгоднее было выезжать пораньше. Изменение состояния трассы - малопрогнозируемая вещь, так что за эту неточность сильно ругать команду не будем. Однако запомним >:-)

С другой стороны, в "Лотусе" вполне логично не стали всеми силами пытаться пройти в финал квалификации: это потребовало бы дополнительного комплекта мягкой резины, а еще один софт пришлось бы использовать уже в самом третьем сегменте. В этом случае шинное премущество Райкконена над Феттелем сократилось бы с трех комплектов до одного при старте в районе 6-7 позиции. Сомнительный вариант, подробнее в следующем вопросе.

- В каких моментах команда "Лотус" и Кими Райкконен могли бы действовать оптимальнее, и сколько времени это бы принесло?

2

Если принять результат квалификации как оптимальный (не надо сразу ругаться, всё будет :)), то резервы для улучшения - это ошибка Кими в начале, повлекшая потерю времени позади Массы, это разрешение на внутрикомандную борьбу (которая ничего, кроме снижения шансов на победу, не принесла) и это неиспользование возможности провести более ранний, чем в "Ред Булле", пит-стоп. Обо все по порядку.

1) Сколько секунд было потеряно позади Массы?

 

3

Ошибка Кими в последнем повороте стоила ему не только двух кругов позади Массы, но также и некоторого отставания от Баттона (непосредственно позади которого он должен был выйти на прямую старт-финиш). Дженсон остался позади Райкконена лишь в начале 7-го круга, т.е на 4 круга позже, чем в идеале. За это время отрыв британца от Феттеля увеличился с 6,114 до 10,088 сек. 

Пресловутый уже Аллен упоминает о повреждении в борьбе с Массой переднего антикрыла "Лотуса", собственно, о том, что эффективность машины снизилась после контакта заявил и Эллисон... Ммм, вот как я должен это оценить? :) Кими был заметно быстрее Грожана на третьем отрезке, когда у обоих стояли новые комплекты "медиума", - это значит на целом болиде он бы вообще напарника унизил, что ли?

Судя по всему, если падение скорости и имело место, то оно было мизерным. Впрочем, даже если мы условно будем считать, что потеря составляла 0,05 сек на круге, то за 57 кругов гонки набежит около 3 секунд.

2) Сколько секунд было потеряно позади Грожана?

 

Не знаю, чем руководствовались в "Лотусе", заставляя пилота, претендующего на победу, в боевом режиме опережать своего напарника, на победу не претендующего, но факт остается фактом - 21-й, 22-й и 23-й круги Райкконен провел за Грожаном.

Обычный для этого отрезка темп Кими в районе 1:39,4 упал до 1:40 и даже 1:41 перед самым обгоном. С учетом износа скорректируем потециальную скорость до 1:39,6 и получим, что общая потеря времени в рассматриваемой ситуации составила 0,398 + 0,728 + 1,498 = 2,624 сек. 

3) Можно ли было опередить Феттеля за счет более раннего пит-стопа?

 

5

Сразу отметим, что в "Лотусе" несколько проспали момент, когда Кими начал отставать: после 37-го круга можно было надежно сказать, что он держится позади Феттеля только благодаря возможности использовать ДРС. В случае остановки на 38-м круге Райкконен, во-первых, не проиграл бы дополнительно 0,75 сек (39-й круг), во-вторых, проехал бы свой первый круг на новой резине примерно на 1,5-2 секунды быстрее Феттеля (41-й круг RAI быстрее 38-го круга VET на 2,041, поправка вниз вызвана вероятной потерей из-за необходимости прогреть шины).

В принципе этих факторов для получения лидерства должно было бы хватить с некоторым запасом, но в "Лотусе" традиционно медленно проводят пит-стопы - в данном конкретном моменте в "Ред Булле" оказались быстрее на 0,797 сек. Реальное отставание после 38-го круга составило 1,078 сек, так что отыгрывать пришлось бы целых 1,875 сек - почти верхняя граница моей оценки. 

В общем, шансы, конечно, были, но оочень маленькие.

***

Теперь попробуем оценить возможные выгоды при других вариантах развития дел в квалификации.

- Сколько бы смог выиграть Кими в случае попадания в третий сегмент с первой попытки?

 

6

Большинство гонщиков, ограничившихся во второй части квалификации единственной ранней попыткой - Хэмилтон, Баттон, Уэббер, - смогли в финале улучшить свой результат примерно на семь десятых. Потенциальный результат Кими при сохранении для него той же тенденции находится в районе 1:37,0, что соответствует, как я уже упомниал выше, 6-7-й стартовой позиции. В этом случае гонка Кими на первом отрезке не слишком сильно отличалась бы от реальной гонки Романа Грожана (на графике), разве что последние пару-тройку кругов Райкконен смог бы проехать немного быстрее.

Таким образом, в конце первого отрезка отставание между нашими дуэлянтами составило бы в районе 4-х секунд (напомню, что у обоих стоит использованный софт). Оптимальный гандикап при старте с 11-го места - 7 секунд, так что еще немножко времени мы нашли.

Очевидно также, что вариант с использованием дополнительного комплекта мягкой резины во втором сегменте принес бы еще меньше (свежего "софта" у Кими не оставалось), если вообще что-то бы принес. Да, можно сомневаться в оценке Аллена насчет 0,7 секунды преимущества на круге у покрышек, прошедших на 3 круга меньше, но все равно потеря темпа на дистанции 10-15 кругов должна быть значительной.

Ну а по итогам этой части анализа 4 очка за упущенную победу запишем в пассив пилоту, 3 - команде.

- Отъезд в концовке показал истинную скорость "Ред Булла"?

 

7

Это как посмотреть. Перед последним пит-стопом отставание Райкконена от Феттеля составляло 1,828 сек. Дополнительная потеря времени во время самой остановки - 0,750 сек - итого 2,588 на выезде с пит-лейн. А отрыв на финише - 3,333. Вроде бы немного.

С другой стороны, как только Себ оторвался на безопасное расстояние, его темп упал с 1:37,0 до 1:37,5, а когда Райкконен опять начал приближаться, возрос обратно до 1:37,0. Сам Кими при этом держал скорость в районе 1:37,2-4.

В общем, очень похоже, что со стороны "Ред Булла" всё было очень уверенно. 

 

3. Марк Уэббер - максимум. И это очень печально.

 

8

Себ к 4-му гран-при сезона поехал, а вот Марк поддержать порыв напарника не смог. Причем не просто не смог, а уступил по всем статьям: 25 секунд за 47 кругов (в концовке Уэббер явно экономил ресурс машины) - очень много, больше полусекунды на каждом круге. Проблемы с КЕРС в начале гонки, конечно, не способствовали хорошему результату, но значительную часть итогового отставания австралиец получил на втором отрезке, когда использовал номинально более подходящий ему "медиум". 

Для адептов теории "задвигания" все очевидно, немногочисленные ее противники будут все отрицать, а я, пожалуй, запасусь попкорном и посмотрю, что будет дальше :)

 

А что будет дальше в анализе гран-при Бахрейна мои читатели смогут узнать в следующем посте. Я устал, я хочу смотреть футбол. Вот.

 

Графики и покруговки взяты с сайта http://mclarenf-1.com/