5 мин.

Русский кофеин

Выходить в старте или нет?

«Последнюю пару месяцев мне это вопрос задавали, наверное, миллион раз», – говорит Андрей Кириленко. Но, когда я извиняюсь за то, что снова его поднимаю, он отмахивается. «Да ничего страшного. По всей видимости, этот вопрос актуален».

Кириленко – это именно тот кофеин, который придает «Юте» страсть и делает ее опасной, тот импульс, что помогает им нивелировать любые недостатки в размерах и физике. Он вновь обрел былую энергию в январе, когда Джерри Слоун начал выпускать его в стартовой пятерке. С тех пор «Юта» выиграла 21 матч из 26, подобравшись на расстояние двух матчей к идущему на второй позиции в Западной конференции «Далласу».

«Но, – замечает Кириленко, – не думаю, что мое появление в стартовом составе – это ключевой вопрос».

«Джазмены» не могли не только постигнуть того, что движет Кириленко, но и понять, как лучше его использовать. В лучшей форме – в которой он находится последнее время – Андрей даст фору большинству игроков по умению одинаково хорошо действовать по обе стороны площадки. Но когда вдохновение иссякает, как же его можно вернуть? Это, признается Кириленко, та тайна, которой он делится со своей командой.

Для игроков стартовой пятерки… Простите, описание его роли на площадке изменилось. За три года (до сезона-2005/2006) с момента ухода Карла Мэлоуна и Джона Стоктона он набирал по 15,8 очка за матч. «После того, как ушли Джон и Карл, я был главной угрозой в течение нескольких лет, – говорит он. – Но когда мы приобрели Ди-Уилла и Буза, которые действительно великолепны, я оказался в тени. Так что я не мог найти способ, чтобы помогать им».

Когда в команде появились Дерон Уильямс и Карлос Бузер, Кириленко частенько терялся, пытаясь понять свое место в команде. В сезоне-2006/2007 количество набираемых им очков сократилось до 8,7, и после поражения в плей-офф многие видели, как он плакал. За последние два сезона он никогда не набирал больше чем 11,6 очка в среднем, но, тем не менее, Кириленко отказывается винить в своих неприятностях Слоуна.

«У нас всегда были хорошие отношения, – настаивает Кириленко. – Он великий тренер. Член Зала славы. Просто в каждой команде возможны недопонимания. И пару лет назад мы не могли понять, что же он в действительности хотел от меня. Он видел во мне того же самого агрессивного парня, но я не мог определить свое место, понять, что же в точности от меня ждут. То есть на словах-то все понятно, но когда выходишь на паркет, это совершенно иное».

Многообразие сильных сторон у Кириленко является его главной слабостью. Одно дело, будь Андрей снайпером, оказавшемся в кризисе: тогда бы он сфокусировался на своем броске, а команда бы разыгрывала комбинации и ставила заслоны специально под него. Если бы он был просто хорошим подбирающим или защитником, или плеймейкером, тогда его проблемы можно было бы отделить и вылечить как изолированный вирус. Но Кириленко заключает в себе все эти ипостаси. Нет лекарства для того, кто просто чувствует себя ужасно. Так как же исправить ситуацию?

«Здесь необходимо сочетание разных вещей», – поясняет Слоун.

Перед этим сезоном 29-летний Кириленко (206 см) набрал 10 килограммов в весе. Его торс тому явное подтверждение.

«Это было для него лучшее межсезонье с тех пор, как он с нами, – высказывает свое мнение тренер по развитию игроков Марк МакКаун. – Ему всегда тяжело давался набор веса и мускулатуры, но он приехал накачанным. Он получил повреждение, что немного ему помешало, но затем сумел восстановиться – продолжал тренировки, не терял концентрации, выступал стабильно. И вот внезапно – приятно было это видеть – парень выбивает мяч в толпе игроков, блокирует бросок под своим щитом и бежит в отрыв под чужой. Круто. У него есть проблемы со спиной, и это всех расстраивает. Но на лето ему дали специальные задания, чтобы он очень внимательно к этому относился, и Кириленко прекрасно справился со своим домашним заданием. Ему удалось победить свой недуг. Это завораживает. Он был игроком с хронической травмой и сделал все, что от него требовалось».

В 23 встречах, которые он начинал в старте с января (он пропустил три матча в конце февраля из-за болей в спине), Кириленко в среднем набирал 14 очков, 4,5 подбора и 2,7 передачи с 57 процентами бросков с игры. Теперь, когда Бузер снова здоров, а Кириленко окружен разнообразным богатством расцветающих талантов, российский форвард идеально вписывается в концепцию «Юты» как в защите, так и в нападении.

И Бузер заметил, что противники снова посматривают через плечо, опасаясь, что Кириленко заблокирует их или отнимет мяч со спины. На вопрос, видел ли он что-то подобное, Кириленко широко улыбается и говорит «нет». Ему кажется, что он показывал стабильно эффективную игру в защите, не получая свободы лишь в качестве бомбардира и плеймейкера.

Теперь Слоун терзается вопросом, нужно ли было ставить Андрея в старт с самого начала сезона. «Он сильнее, его вес стал лучше, он внимательно следит за ним, – говорит тренер. – Раньше у него всегда были проблемы, когда он пытался забить из-под кольца. Теперь же ему удается это гораздо лучше».

Кириленко стал тем самым X-фактором, внеся решающий вклад в необыкновенный камбэк в матче против «Финикса» на прошлой неделе (116:108), который завершил серию из двух поражений на выезде для «Юты». Он передвигался без мяча, чтобы завершать мячи после промахов Уильямса из-под кольца, он перехватывал, лишая противника возможностей для передач и пресекал возможности для быстрых атак, трижды на нем фолили при силовых проходах под щит. Трижды он падал и трижды же вставал и продолжал играть.

Когда я подошел к Кириленко перед игрой, поинтересоваться, в чем же его секрет, то нашел его сидящим в раздевалке и читающим книжку, как будто это была не раздевалка, а библиотека. Но по мере нашего разговора, он потягивал свой энергетический напиток и становился все более напряженным, хотя по-прежнему вежливым. Когда пришло время матча, интеллигентный доктор Джекилл превратился в своего рода мистера Хайда, которого каждый оппонент одновременно ненавидит и хочет заполучить в свои ряды.

«Всегда говорил, что в баскетболе есть взлеты и падения, – подчеркивает Кириленко. – В моменты своих провалов нужно быть очень внимательным, нужно стараться их минимизировать».

Но сейчас он на подъеме, и не имеет значения, понимает ли «Юта», как или почему это происходит. «Джазмены» лишь надеются, что этот взлет достигнет своей максимальной точки в июне.

Автор: Ian Thomsen, Sports Illustrated