6 мин.

Жестокость из лучших побуждений. Об отношениях Леброна Джеймса и Тимофея Мозгова

ESPN – о непростой жизни Тимофея Мозгова в «Кливленде».

Оригинал

Как только отзвучат последние аккорды государственного гимна перед каждой игрой «Кэвз», Леброн Джеймс поворачивается и бежит к кольцу. Там тренер команды отдает ему пас. Джеймс ловит мяч и ставит сверху, забирает подбор и тоже отдает пас – снаряд подлетает над кольцом, чтобы Тимофей Мозгов мог завершить данк после парашюта.

«Так само собой получилось», – поясняет российский центровой.

Но эта дружеская идиллия в матчах исчезает. Джеймс может наорать на Мозгова за то, что тот не выполнил задачу в защите, может критиковать его, когда комбинация разыграна неверным образом, убеждает великана делать все, чтобы соперники прочувствовали на себе каждую часть его 216-сантиметрового 125-килограммового тела.

Джеймс и его партнеры по «Майами» частенько отрывались на Марио Чалмерсе. Теперь роль козла отпущения в «Кливленде» перешла к Мозгову.

В прошлом году показалось, что огромный центровой идеально вписался в игру команды. Мозгов набирал в среднем 10,6 очка (при 59 процентах попаданий) и 6,9 подбора после обмена из «Денвера». В финальной серии, когда выбыли Кевин Лав и Кайри Ирвинг, он еще прибавил – в четырех из шести матчах он набирал 16 или больше очков (в том числе 28 в 4-м матче) и больше 10 подборов в трех матчах. Но в этом сезоне после 11 игр средние показатели центрового снизились до 8,5 очка (51,6 процента) и 5,0 подбора.

Помощник главного тренера «Кэвз» Тайрон Лю даже выбрал Мозгова на тренировке в качестве показательного примера – в игре с «Филадельфией» новичок Джалил Окафор несколько раз забивал через него. Лю показал Мозгову то, что хотел бы увидеть от него – низко присесть, положить вес на соперника и занять вертикальное положение – и заставлял его делать это. Это повторялось снова и снова, а затем Лю еще и позвал Джеймса, чтобы тот присоединился к ним. Мозгов выглядел не в своей тарелке, когда почти полкоманды собралось, чтобы наблюдать за его страданиями.

«В этом сезоне все внимание баскетбольных болельщиков устремлено на нашу команду, – подчеркивает Леброн. – Так что ему нужно привыкать к этому».

По информации множества источников, в свое время (это было до перехода в «Майами») Джеймс смирился с тем, что из Джей Джей Хиксона ничего путного не выйдет. Разгильдяйское поведение «большого» действовало ему на нервы. При этом он признает, что подобное же сверхтребовательное отношение к Мозгову, возможно, и не лучшая тактика.

«Думаю, что я немного изменю свой подход, – говорит Джеймс. – Он обусловлен тем, что он очень многое значит для нас, тем, насколько важен он был для нас в прошлом сезоне. И когда вы видите эту значимость, то ждете от него такого же отношения и в дальнейшем. И вы ждете этого в каждом матче, вы ждете стабильности. Но, возможно, я поменяю свою тактику. Подумаю, как лучше к нему подойти. Постараюсь придумать другой метод».

Очевидно, что и Мозгов испытывает терпение Джеймса. Когда Мозгов столкнулся с Андерсоном Варежао на тренировке и упал на паркет, схватившись за лоб, то Джеймс, показывая на растянувшегося в «краске» Мозгова, громко воскликнул: «Ну что за дерьмо творится?!»

В этом сезоне гнев Джеймса направлен не только на Мозгова. Во второй половине матча с «Никс» камеры запечатлели, как он повернулся к партнерам и закричал: «Йо! Мазафакеры, вы будете играть? Вы будете играть сегодня?»

«Я лидер этой команды и делаю то, что должен, – объясняет Джеймс. – Так что если надо их чмырить, то я буду это делать. При этом я стараюсь быть лидером и по-другому. Конечно, такие моменты более заметны, чем остальное, но я делаю все, что нужно этой команде. Я буду требовать от всех, включая себя. И я не жду от нас ничего, кроме величия, и если вы окажетесь не способны к этому, то я буду считать, что провалился».

Тристан Томпсон поддержал подход Джеймса: «Именно этого мы и ждем от нашего лидера. Если он не будет подталкивать нас, то кто будет это делать?»

Главный тренер «Кливленда» Дэвид Блатт придерживается такой же точки зрения. «Думаю, он воодушевлял их, старался объединить и дать дополнительную мотивацию и индивидуально, и коллективно. Могу вас заверить, что к себе он относится гораздо требовательнее, чем к остальным. Поверьте. Брон – лидер этой команды, и часть его функций состоит в том, чтобы помогать партнерам. И это позитивная вещь».

Джеймсу надо отдать должное. Помимо всего этого, он в этом сезоне организовал сразу несколько мероприятий, которые должны помочь «Кливленду» сплотиться – устроил мини-лагерь в Майами, который предшествовал тренировочному лагерю, вечеринку с караоке на Хэллоин, предложил партнерам отращивать усы в ноябре, занимался один на один с Джаредом Каннингемом, приходил перед тренировками, чтобы побросать вместе с Джей Ар Смитом.

«Понимаете, все же разные, – объясняет Джеймс. – Это как семья, где есть много детей. Вы понимаете, что вы не можете воспитывать всех детей одинаково. Они все совершенно разные. У них разные взгляды на жизнь, разное мировоззрение, поэтому нельзя ко всем подходить с одной меркой. И когда вы понимаете это, становится проще».

Именно поэтому показалось, что в матче с «Детройтом» Леброн не был так же строг к Мозгову.

Конечно, он скривился, когда Мозгов выронил его пас в первой четверти, но не стал кричать. И, самое важное, он продолжил играть на него. Когда «Кэвз» вышли после тайм-аута за пять минут до конца четвертой четверти (13-очковое преимущество только что сократилось до одного очка), Джеймс прошел под щит и сделал скидку на Мозгова, который отправил в кольцо лэй-ап. Чуть позже, когда «Кливленд» отставал одно очко, Джеймс отдал Мозгову под точный бросок от лицевой. За 23,9 секунды Мозгов промахнулся со средней, и «Кливленд» уступил – 99:104, но Джеймс продолжил верить в него.

Мозгов провел на площадке рекордные для этого сезона 28 минут, несмотря на проблемы с коленом, которое все еще беспокоит его после летней операции. Он набрал 10 очков (4 из 6), 6 подборов, 2 перехвата и блок-шот, вставал на пути проходов Реджи Джексона и сражался на подборах с Андре Драмондом.

«Думаю, для него это вызов, – говорит Джеймс о проблемах Мозгова. – Он расстраивается, так как знает, что он может гораздо больше. Это немного мешает ему в начале сезона. Мне кажется, что он вернется к оптимальной форме, когда его колено будет в порядке, именно поэтому и мне нужно поменять свой подход. Так как в начале сезона, если честно, я даже не знал, что он перенес операцию летом. Но понятно, что колено все еще не в порядке.

Теперь он часть большого «пазла». Мы уже видели, что когда нам не удается собрать все части, когда не все в форме и не играют на своем уровне, то мы становимся средней командой. Никто не может играть на высочайшем уровне в каждом матче, но не может быть никаких оправданий, если вы не играете на том уровне, который не дает нам возможность быть успешными».

После поражения Мозгова спросили о том, что ему приходится сносить от Джеймса в этом сезоне.

«Вы должны понять, что он хочет побеждать и что он полностью выкладывается на паркете, – отметил Мозгов. – И он ждет, что и остальные будут делать то же самое. Все просто».

А реагирует ли он на тот способ, с помощью которого Джеймс предпочитает вести его за собой?

«Да, – говорит Мозгов. – Безусловно».

Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus