5 мин.

Почему российские профессиональные футболисты настолько уступают в технике европейским и как это исправить

В Лиге чемпионов УЕФА 2021/2022 завершились решающие матчи. Мы видим, на каком уровне выступают европейские и латиноамериканские футболисты — их техника и владение мячом просто завораживают. Однако в составе грандов все еще нет воспитанников российского футбола. Поговорили с главным тренером ДФК «Интеграл» Василием Мандрыкиным о том, почему так происходит и как сделать так, чтобы будущее поколение наших игроков смогло дорасти до мирового футбола.

— Василий Анатольевич, чем подход к обучению футболистов в нашей стране принципиально отличается от европейского?

— Я сам много раз был нам матчах Лиги чемпионов. Из недавнего — когда «Атлетико Мадрид» и «Байер» Леверкузен играли против московского «Локомотива». Сразу видно, насколько выходцы из европейских школ технически сильнее российских. Корни этой проблемы уходят в детско-юношеский футбол. К большому сожалению, при работе детьми у нас слишком мало внимания уделяется упражнениям на технику. Фокус на тренировках делается на тактических знаниях, на игре в пас, и все заточено только на достижение результата любой ценой, для команд любого возраста. В Европе же детей набирают в академии с девяти лет, и до 17-летнего возраста здесь вообще нет нацеленности на результат. Европейские тренеры действуют поэтапно, делая акцент на развитии у детей технических навыков и формировании футбольного мышления.

— Правда, что техническая база спортсмена закладывается в раннем детстве и после тринадцати лет сделать футболиста техничным уже не получится?

— Маленькие дети как губки впитывают новые знания, им многое дается легче и быстрее. Если в раннем возрасте удастся сформировать нужные навыки, то на более поздних стадиях развития футболист будет иметь преимущество над сверстниками. Развивать технику можно и после тринадцати лет. Но те игроки, у которых к этому моменту уже есть хорошая база, все равно будут выделяться. Плюс на техничность спортсмена очень влияет координация и гибкость, эти качества тоже лучше формировать с ранних лет. Конечно, многое зависит от физиологии, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. Одним детям те или иные навыки даются легко уже в раннем возрасте, другие смогут осилить их позже — конечно, при условии, что они тоже занимаются техникой с детства. Поэтому игроки, которые в 7–9 лет способны лучше выполнять отдельные элементы, в более старшем возрасте не обязательно будут в техническом плане столь же яркими на фоне тех, кто тоже работал, но был менее заметен раньше.

— В России климат суровый, зима длинная, наши дети не могут проводить столько времени с мячом во дворе, как испанцы или португальцы. Как сказывается на развитии техники отсутствие культуры уличного футбола?

— Да, у нас пропал двор, но не из-за климата. Раньше дети зимой постоянно выходили играть в хоккей. Для развития в футбольном плане это тоже очень полезно. Любой спорт дает развитие, причем не только технических способностей и координации. Игровой спорт развивает мышление! Сейчас во дворах практически нет условий для того, чтобы дети могли раскрепощенно играть и делать то, что им не всегда удается исполнить на тренировках. У нас как: если ребенок и выходят во двор, то родители стоят над ним как надзиратели, требуя от него делать только то, что сами считают правильным. Похожая ситуация и на уроках физкультуры в общеобразовательных школах. В целом современная программа физподготовки в школах построена так, что дети в итоге не могут даже кувырок выполнить правильно. Практически ушли в прошлое внутришкольные соревнования и спартакиады. Сейчас мало где в школах есть волейбол или баскетбол, а это вспомогательные виды спорта для юного футболиста. Так что возникает большой вопрос к тем людям, которые в нашей стране отвечают за детский спорт.

— Может, у нас страдает система отбора футболистов? Мы видим, что в академиях не хотят «возиться» с техничными и умными игроками, им проще сразу найти рослых и физически сильных...

— Система отбора в академиях у нас как раз отлажена хорошо. Другой вопрос, когда дети приходят в академию уже подготовленными и что с ними потом происходит. Очень часто они начинают деградировать, причем за считанные месяцы. Нет понимания, почему так происходит на самом деле. У нас действительно очень много талантливых детей. Однако постоянное нависающее над ними требование результата мешает им раскрыться в полной мере. У нас принято считать, что если академия побеждает, то она успешная, а если проигрывает — значит, дети в ней слабые и их неправильно обучают. Это мнение в корне ошибочно. В этом возрасте нужно смотреть не на табло, а на то, как дети прогрессируют. Важно качественное развитие детей как футболистов.

Согласен с тем, что многие тренеры для быстрого достижения результата набирают более рослых и физически крепких игроков, которые за счет антропометрии на определенном этапе имеют преимущество над игроками техничными. Все просто. Большие игроки — это победы здесь и сейчас, тогда как маленьких техничных футболистов нужно будет еще «подождать», с ними еще придется работать. А ждать у нас не хотят, ведь результат нужен немедленно.

— Многие воспитанники «Интеграла» сейчас считаются лучшими в стране в плане техники. В чем ваш секрет?

— Последние семь лет я работаю с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Мы с ними вместе доросли до группы U-9. За это время выработали эффективную систему упражнений и четкое понимание того, какие навыки надо прокачивать на каждом этапе подготовки. В итоге я пришел к системе работы в недельном микроцикле. Подход заключается в следующем. У каждого ребенка есть три тренировки в неделю. На одной он прорабатывает технические элементы с мячом и игру один в один, на второй оттачивает навыки приема и передачи мяча, а на третьей учится обманным движениям и отрабатывает удары по воротам. Таким образом за неделю ребенок получает полный комплекс упражнений для игры в футбол. Благодаря такой стратегии наши дети становятся более сильными и разносторонними, это заметно на турнирах, где они выделяются своими действиями на поле. Но самое главное, мы стараемся развивать у детей футбольное мышление, чтобы они могли комфортно себя чувствовать в любой игровой ситуации.