7 мин.

Дэвид Стерн создал НБА, которую мы любим

«Я не сильно оглядываюсь назад, когда происходят какие-то большие события или действия. Я всегда стремлюсь вперёд»

Дэвид Стерн - это и есть баскетбол. 

Он создал его таким, что его любят миллионы людей по всему миру и ничего бы этого не было бы, если бы не он.

В 1981 году лига была на самом дне - 16 из 23 команд были убыточны, общая посещаемость снизилась почти на миллион, а средняя посещаемость была на уровне 58% от вместимости арен. 

Почему так? Как сказал Билл Симмонс - «Кокаиновая эра». По статистике, от 40% до 75% игроков лиги сидели плотно на кокаине. К тому же, в конце 70-х и начале 80-х даже серьёзные и важные игры чемпионата (в том числе и финал) показывали повтором в 11:30 вечера. 

А как Стерн стал комиссионером? 

Как и положено представителю еврейской диаспоры, Стерн отучился на юриста и в 1966 году примкнул в юридической фирме, которая представляла лигу во всех делах. 

Проработав в компании 12 лет, Стерн судился с Оскаром Робертсоном, имел ключевую роль при объединении лиг и по сути создал рынок свободных агентов. 

В 1978 году, тогдашний комиссионер лиги - Ларри О’Брайен назначил Стерна главным юридическим консультантом, а уже через два года сделал его первым исполнительным вице-президентом НБА по бизнесу и правовым вопросам, по сути он стал руководителем маркетинга, телевидения и связей с общественностью.

В 1984 году, Дэвид Стерн официально стал комиссионером лиги.

Чтобы прочувствовать, кто такой Стерн для мира НБА вот вам выдержка из книги Билла Симмонса:

«Символично, что он вступил в новую должность первого февраля 1984-го года, то есть через месяц после начала года, который станет самым важным в истории НБА. Нет нужды лишний раз вылизывать Стерну задницу. Скажу лишь только, что он либо лучший, либо второй среди лучших комиссионеров в истории спорта (это зависит от того, как вы относитесь к Питу Розеллу), что он был слишком компетентен для этого поста (таковым он остается и сегодня), что он драматичнейшим образом повлиял не только на саму лигу, но и поднял на новую высоту качество работы маркетингового/юридического/корпоративного отделов (поставить боссом Стерна после Лэрри О’Брайена – это все равно что скакнуть из пятого дивизиона сразу в премьер-лигу), что он незамедлительно стал лицом Ассоциации (раньше она была чересчур безликой), что в декабре 89-го года лига подписала четырехлетние контракты с NBC и Turner в сумме на 875 миллионов, и Стерн зарабатывал тогда столько, что мог тягаться с самыми высокооплачиваемыми «игроками лиги. Если вам всего этого недостаточно, то не забывайте, что Стерн своей персоной повысил уровень смотрибельности каждой церемонии драфта с 1984-го по 2009-й примерно на 24,7%. Стерн, конечно, не был отцом-основателем, и не он закладывал фундамент будущей популярности лиги, но когда эта махина оторвалась от земли и взмыла ввысь, за штурвалом сидел именно он»

«На моей памяти Дэвид Стерн – единственный человек, не уступающий Питу Розеллю, как комиссионер с доминирующим характером, который всегда держит лигу под полным контролем и обладает такими властью и влиянием, что мы всегда будем спорить, действительно ли он втайне повлиял на результат множества матчей и на карьеры определенных суперзвезд. Он даже вдохновил одного журналиста (в данном случае меня) однажды написать полушутливую колонку о том, почему Дэвид Стерн должен стать нашим следующим президентом. Так же, как никогда больше не будет следующего Майкла, Мэджика или Лэрри, так не будет и еще одного Дэвида Стерна»

Как только Стерн пришёл в лигу, он сразу настроил лигу на изменения и сказал важную фразу: «Мне нравится Дисней, и мы должны развиваться в эту сторону - у них есть парки? У нас тоже есть парки, просто мы называем их аренами. У них есть Микки Маус и Гуфи? У нас есть Майкл и Мэджик»

Более того, Стерн всерьёз хотел перенять у «Диснея» долю с рынка. Он начал позиционировать игроков, как атлетов и супергероев, а в середине 80-х при заключении контракта с NBC - он упёрся в то, что программа «NBA Inside Stuff» должна выходить в субботу утром, сразу после … мультиков «Диснея». Программа, включающая обилие хайлайтов, данков, полётов с Майклом Джорданом делало его супергероем в лице детей, а лига уходила от шлейфа кокаина в сторону семейного развлечения. 

В 1985 году, Стерн решил привлечь внимание и к лотереи драфта, создав целую церемонию, как раз в лигу приходил один из самых доминирующих игроков со времён Лью Алсиндора, он же Карим Абдул-Джаббар - Патрик Юинг. Первый пик получила команда, которая находилась в конверте с согнутым уголком или «Никс», но кто об этом будет спорить? Первый пик с одним самых хайповых игроков поколения уехал на самый большой рынок. Просто факт. 

Стерн, до сих пор оставляет много конспирологических теорий - Почему ушёл Джордан? Как первые пики доставались командам? Что произошло с челюстью Уэйда?

Стерн известен не только своими гениальными решениями управленца, но и жёстким характером, который не особо обращает внимание на окружающих. 

Один из самых знаменитых моментов, который связан с Стерном - его интервью Джиму Рому.

ДР: «Правда, что лотерея драфта была подстроена?»

ДШ: «Это смешно. Позор, что вы спросили об этом … Кстати, Джим, а ты уже перестал бить свою жену?»

Когда Стерн только пришёл в лигу, несмотря на огромный контракт, который он заключил, проблема кокаина уходила очень медленно и об этом знали все. Майкл Рэй Ричардсон, лидер «Нетс» попался третий раз на кокаине и хоть комиссионер признавал, что главные - это игроки, он выкинул защитника из лиги, дав ему вечный бан. 

«Я был в шоке, что жизнь этого парня была в моих руках. Мне жаль, мне больно от этого»

Стерн пытался сделать лигу узнаваемой во всё мире - так он отправил «Дрим Тим» в Барселону и это оказало огромный эффект.

Также он менял и саму игру, делая её более смотрибельной - вводил трёхсекундную зону, запрещал зонную защиту или вводил правило хэндчекинга. 

Дэвид Стерн был победителем. 

Он знал, когда нужно расширять лигу, он знал, что перевозить франшизу из Сиэтла - это жестоко, но знал что это лучше для бизнеса и лиги в целом. 

«Без Стерна НБА не была бы такой, какой является сегодня.

Стерн провел НБА через непростые времена и превратил в явление мирового масштаба, дал возможности, о которых едва ли кто-то мечтал. Его видение и лидерские качества вывели меня на международный уровень и позволили добиться успеха. Дэвид любил баскетбол и требовал совершенства от окружающих, что восхищало меня в нем.

Я бы не стал тем, кем стал, без Дэвида Стерна»

Это слова Майкла и он безумно прав. Сначала Дэвид сделал брендом соперничество «Лейкерс» и «Селтикс», потом продал публике лучшего баскетболиста в истории. 

Самое интересное - даже скандалы, которые пришлись на эпоху Стерна не особо влияли на популярность НБА, а скандалов было много:

  • 2 локаута

  • ВИЧ Мэджика

  • Драка между «Индианой» и «Детройтом»

  • Книга Доннахи

  • Скандал с дресс-кодом 

Дэвид Стерн - величайший управленец 20-ого века. 

Церемония драфта НБА 2013 стала его последней перед передачей лиги в руки человека, который прошёл схожий карьерный путь.  

И эта церемония была лакмусовой бумажкой всей карьеры Стерна - его ненавидели, но он гениально выходил из положения и делал великие вещи.

P.S. Буду всем рад в Telegram канале. Там больше новостей, обзоров и много всего, что вам понравится.

Telegram God Damn It!