4 мин.

Главный форвард Германии – не умница Хавертц, а простой работяга без зуба

Терентьев констатирует. 

Они очень разные. 

К 25 годам за Кая Хавертца заплатили 155 млн евро – «Челси» и «Арсенал». Парень выиграл Лигу чемпионов и провел под 50 игр в сборной Германии. 

А Никлас Фюллькруг (на тот момент игрок «Ганновера») перед 25-летием сказал: «Я знал, что не буду сразу разрывать Бундеслигу, как Обамеянг или Левандовски. Просто хотел снова играть здесь». 

Хавертца в юности прозвали «alleskönner» – мастер на все руки, а Фюллькруга – lucke, «щель». Никлас со школы без одного зуба и вставлять его не планирует – жена любит и так.

Хавертц играет на фортепиано, Фюллькруг – на нервах Рюдигера (перед Евро чуть не подрались из-за двусторонки). Хавертц – классический продукт современного футбола: умеет все, но в определенных условиях, Фюллькруг – работяга-забивала.

Забавно, но теперь Кай и Никлас – конкуренты. 

Нагельсманн верит в схему с умницей Хавертцом впереди, Фюллькругу достается несколько минут во втором тайме, но он буднично забивает со скамейки – как в другой жизни, наверное, выходит на смену на завод где-то под Бременом. 

6 матчей ЧМ-2022 и Евро-2024 – 139 минут и 4 гола.

Групповой этап окончательно убедил: главная надежда Германии в атаке – вот этот мужчина с харизматичной улыбкой. 

Да, Хавертц – большой талант, он техничнее и тоньше, но именно на позиции единственного нападающего – бесцельный как лето. Вроде и там хорошо открылся, и тут отборолся – а уже сентябрь. Против Швейцарии – первого крепкого соперника на этом Евро – вся Германия предстала такой же творческой и запутавшейся.

Всех снова спас Фюллькруг – простым дедовским способом: сначала легонько подтолкнул Джаку в спину (так, чтобы это не было фолом), инстинктивно поставил корпус караулившему сзади Родригесу и кивнул мячом мимо вратаря. 

Искусство минимализма.

Хавертц способен на вещи гораздо сложнее, но вот такое ремесленничество – не его. Без мяча он теряет в полезности, а чтобы выцыганивать шанс толчками и унылым топтанием в штрафной – слишком талантливый и амбициозный. 

Фюллькруг же никогда не был гордым (еще в «Вердере» подписывал контракт на пониженных условиях – просто хотел играть в любимом месте), а мяч ему вообще не нужен – он ищет момент.

Это два разных взгляда на футбол. И, как следствие, два разных результата.

Фюллькругу уже 31, он чуть талантливее левой пятки Хавертца, а еще два года назад играл во Второй Бундеслиге (травмы довели), но за счет инстинктов и интуиции прирожденной девятки дает Германии ощущение завершенности.

Что есть начало и конец комбинации, пас и удар, смысл и его реализация. Пусть иногда и по-деревенски простая. Так сборная обретает ритм, не застревая в боязни чистого листа.

Конечно, Германия может и дальше сопротивляться и играть в концептуальную сборную, которая ставит клубный футбол с ложными девятками и ложными надеждами, но в любой постройке – самой эстетичной и продуманной – иногда нужно просто забить гвоздь. Не наслаивать ухищрения без крепящих конструкций, а подойти и ударить молотком. Сильно и точно. 

Даже Гвардиоле потребовалась прямолинейная мощь Холанда, чтобы взять ЛЧ спустя 12 лет. Что говорить про остальных?

И да, при всем этом: Никлас – ни разу не корявый. У него своя эстетика – кулака, смачно прилетающего в челюсть. Посмотрите хайлайты – так выглядит футбольная маскулинность. 

Такого типажа очень не хватает этой Германии – в ней много модников, отличников и перфекционистов. И пока нет места для простого забивалы – хотя они в генокоде всех лучших немецких команд в истории.

Но стадия принятия уже близко. 

На счастливом ЧМ-2014 немцы тоже долго сопротивлялись – и не пускали постаревшего Мирослава Клозе в старт до 1/4 финала. Германия после яркого первого тура мучилась с Ганой и Алжиром, а потом забила 7 гвоздей в оборону Бразилии. 

Клозе не изменил игру Германии – он просто был тем, кто ставил точку в слишком длинных предложениях. Для этого же нужен и Фюллькруг.

Телеграм-канал Артема Терентьева

«Мое сердце и для Германии, и для Англии». Мусиала мог играть в сборной Саутгейта

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Alexander Hassenstein