9 мин.

38 попугаев

                                                Тридцать восемь попугаев.   

 

По просьбе моего старого приятеля, возвращаюсь к теме, о которой уже писал.     Существует очень наглядный пример взаимодействия темпераментов, показанный в мультфильме «38 попугаев», где Удав - флегматик («У меня есть мысль, и я ее думаю»), Слоненок - меланхолик (постоянно извиняющийся за свои действия), Мартышка - сангвиник (всегда в движении, готова заниматься чем угодно, лишь бы всем вместе), Попугай - холерик (организатор - он знает все - и про то, как делать зарядку, и про то, как измерить удава) (https://za-kadry.tpu.ru/newspaper/article/view?id=3761)

В каждой команде есть полный набор психотипов игроков и тренеру необходимо понимать это, и умело использовать.  Конечно, каждый коуч выбирает свой способ работы с подопечными и если он приносит хорошие результаты, то так тому и быть. Но в ситуации однолетнего или даже двухлетнего контракта, может и не хватить времени, что бы понять и научиться использовать сильные стороны своих игроков в полной мере. Я, в своей работе, использую отработанную систему тестов психологичных для новых игроков своей команды. Что позволяет мне определить способности игрока к восприятию новой информации, уровень лидерских качеств или полезависимости, стрессоустойчивость и т.п.  Почему именно психология?

Во первых, работая в молодежном проекте Триумф Люберцы, мы особое значение придавали именно психологической подготовке игроков, в тренерском штабе работала психолог кандидат психологических наук Ольга Рыбина  (сейчас известный бизнес-тренер МСС ICF в России). Нам удалось выработать систему оценки возможностей игроков с погрешностью ок. 25% ( что является очень хорошим результатом), это значительно сократило время адаптации к нагрузкам и восприятия теоретической информации,  для молодых игроков.

Во вторых, это было проверено мной в нескольких клубах и сборных командах, а выигранные Чемпионаты и Кубки в России, Польше и Казахстане, только подтвердили правильность выбранной тренерской философии.

В третьих, это позволило игрокам работающих в таком режиме, больше узнать о самом себе, понять свои сильные и слабые стороны. Не бояться правды, научиться работать над собой и найти свою дорогу к успеху.

Ну и самое главное, такая осмысленная работа доставляет удовольствие ВСЕМ, а успехи только повышают мотивацию открывать новые цели для себя.

Собственно, речь идет о том, что каждый человек имеет свой особенный Психотип ( свойство нервной системы, с которым человек рождается) и понимая это, можно эффективно использовать индивидуальность каждого спортсмена. Обучение новым навыкам основано на объяснении (доступным и понятным для подопечных, языком), осмыслении (понимание для чего это нужно и когда этим навыком пользоваться), отработке техники исполнения, тайминга . Конечно же, следует научить спортсмена играть в контакте что бы он был готов пользоваться своей заготовкой при быстро меняющейся  игровой ситуации.   Просто? Сложно? А если вынуть один из этапов, то система теряет стройность и эффект вообще будет под вопросом. Вроде мелочь, но все состоит из таких вот мелочей.

Обычно, в команде есть полный набор психотипов. Одному нужно объяснять задание несколько раз. Другой – ловит все на лету. Кому то нужно рассказать и показать, а некоторым заставить воспроизвести. А есть еще игроки которым нужно проанализировать все самому.

Поэтому холерику будет скучно слушать несколько раз задания, меланхолик не поймет если ему будут быстро объяснять задачу, даже несколько раз. Флегматик не воспримет информацию и не сможет представить что от него требуется. Сангвиник более универсален и находится в лучшей ситуации. Я не хотел бы что бы эта информация воспринималась однозначно. Чистых темпераментов не существует, они как правило смешанные, и могут варьировать в две стороны. От него зависит поведение спортсмена, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. «Чистые» типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Важно помнить, что нет плохого или хорошего темперамента, он просто есть. В каждом темпераменте есть свои плюсы и свои минусы. Их знание позволяет эффективнее использовать потенциал спортсмена.

Ну а теперь представим, для примера, что в команде есть игрок на позиции атакующего защитника с темпераментом холерика.

У этого психотипа высокий уровень восприятия информации и повторить может все, как называется с листа, но он так воспринимает каждое новое задание. Иногда после 5 минут занятия другими делами, чтобы воспроизвести первую задачу ему снова нужно повторить объяснение. Я  часто встречаюсь с такой ситуацией в своей работе с молодежью. И стараюсь использовать разную форму подачи информации: словесную, работа со схемами, видиоматериалы, но особое значение имеет отработка на площадке. А ведь если не научить игрока этому в молодежных командах,  то как говориться, деньги на ветер… Во взрослой – или выполняешь или не играешь…

Очередной важный момент для нашего молодого игрока…. Игра… Спортсмен с холерическим психотипом обладает определенными физическими возможностями. Он быстро реагирует на изменение ситуации (иногда это граничит с суетой), может в короткое время  выдать огромное количество энергии (часто, слабо контролируемое) и например, для спринтера это супер!!!!, реакция на сигнал стартера, мышечная эксплозия, концентрация по времени не утомительна, все подходит идеально!! В баскетболе, следует учитывать специфику игры – короткие интенсивные отрезки и если нет контроля за расходом энергии, то происходит   выхолащивание  организма и при следующим выходе на площадку часто, тяжело показать результативную игру. Для тех кто играл, это знакомая ситуация, особенно по молодости… Готовишься, настраиваешься на игру, все ОК…. накручиваешь себя….. Спорный мяч и погнали…  Играешь хорошо, пару забитых мячей, хорошая защита, носишься как угорелый… проходит 5 минут …   уже чувствуешь усталость вроде терпимо и тут .. потеря… пробуешь отбиться в защите и блин … проваливаешься на ногах… противник +2…. злость … торопливый бросок … мимо…. Замена.. Не доволен тренер, настроение падает.. Переживаешь, усталость наваливается, добро отдохну и отобьюсь!!! Но увы, ноги ватные и уже не вернуть ту уверенность и заряженность на победу, что была еще 10 минут назад…. И даже твой бросок пропал…  А это просто физиология. Сангвиник может интуицийно дозировать использование энергии, меланхолик и флегматик просто в силу своего темперамента не позволят организму себя истощить (они натурально , просто выносливее). Но они не так быстры. То есть , задание тренера отработать с каждым игроком его сильные и слабые стороны, подготовить физически и научить спортсменов готовить себя к максимально эффективной игре. А что будет, если этого не сделать? После повторяющихся неудачных ситуаций, если на анализировать эти ситуации вместе со спортсменом, чаще всего игрок закрывается, пробует сам найти решение (иногда это длиться слишком долго). И наверняка сокращается игровое время, а далее цепная реакция и то не в сторону прогресса игрока. Чем помочь в этой ситуации? Во первых, разобрать поминутно нахождение игрока на площадке (у меня , например, есть специальный скаутинг игры) и определить когда появляются ошибки. Во вторых, проанализировать ту ситуацию и разобрать ее вместе с подопечным. В третьих, наметить способы исправления ситуации. Я пользуюсь собственной схемой, но самое простое, чуть раньше провести замену, не позволить сделать ошибки в игре. Нет, конечно, будут настырные и упрямые спортсмены, бойцы которые будут пробовать все сделать по своему и таким парням особенно важно помогать и подсказать им как работать над собой.

Работая с командой в периоде предсезонной подготовки, я посвящаю одну или две игры для того, чтобы определить предел возможности работы на максимальный оборотах, определенных заранее игроков. Скаутинг игры и видио материалы помогают проанализировать и вместе с игроком, наметить индивидуальную  работу на сезон.

Важно научить игрока правильно реагировать на усталость. Убедить спортсмена не терять самоконтроль и просить о замене, прежде чем он сделает несколько ошибок. Ну и еще несколько слов о игроке входящим в игру. И я думаю, многие проходили через это, когда после замены делаешь 2 ускорения в атаку и в защиту и становится темно в глазах, не можешь перевести дух  и не дай бог выполнить бросок по кольцу в этот момент….  И это тоже интересная ситуация. Представите, уставший игрок после нескольких ошибок идет на скамейку запасных, а игрок с лавки, неуверенно входит в игру и делает потерю или две. То есть  получается черная серия, которая может сломать игру команды. А в среднем в каждой четверти тренер делает минимум 4 замены. Это 16 за игру (минимум) , да, ошибки бывают разные. Некоторые приводят к потери очков, что то прощает противник, часто партнеры помогут, но на сто процентов на это необходимо потратить дополнительную энергию, которой может и не хватить в конце игры. Физиология объясняет это: утомление частая причина ошибок в игре, а если игрок пассивен на лавке запасных, то входит в игру на пульсе 90 -100 ЧСС, тогда как в игре 150 -160 ЧСС (то в среднем), и вряд ли сразу сможет включиться в игру. Каким боком тут находится темперамент? Все просто, флегматик – меланхолик – те , кому нужно больше времени что бы войти на площадку, холерик может и перегореть. Сангвиник более уравновешен, но и ему нужно помочь поднять пульс перед входом в игру и иногда просто 5-6 глубоких, интенсивных вдох- выдохов сделают свою работу. Именно по этому, тренера хотят, что бы запасные жили игрой и эмоции  «на банке» помогли войти в игровой ритм.  Ну последнее, я сторонник плановых замен в игре. Когда-то , на стажировке в   University of Louisville в США я подсмотрел как тренера одного из самых известных баскетбольных университетов работают с молодыми талантами. И их способ планированных замен в играх помогает игрокам первого года развиваться, адаптироваться к клубной системе игры и быть готовым неожиданностям противника

.

Но самое главное это ДОВЕРИЕ , без него никто не скажет правду, и следовательно тяжело найти способ помочь продуктивно работать над слабыми сторонами спортсмена и развивать сильные. Показать укрытую информацию  о себе — значит рискнуть. Когда подопечный пробует довериться человеку, от которого он в праве ждать  честных  действий и в своих интересах.  И если не будет ощущать безопасность, то просто не станет открываться. Важно стать партнерами, поскольку каждому важен конечный результат. Доверие — это краеугольный камень отношений.  

Четыре темперамента в двух словах. Меланхолик: Все плохо. Сангвиник: Все хорошо! Флегматик: Мне пофиг. Холерик: Идите н......р!