3 мин.

Истоки дивного

Как часто во время игры игроки показывают чудачества, от которых встают волосы дыбом у наставников? Особенно часто такие случаи встречаются во время публичных выступлений перед зрителями и помнятся особенно долго. Я, например, помню случай, когда взрослый парень, один из старших в нашей команде, в напряженный момент игры, во время выигранного спорного мяча (раньше не было стрелок показывающих очередность владений мяча в спорных моментах) на нашей стороне площадке, получив мяч – забросил в свое кольцо…  И смех и грех….  А сколько смешных моментов с участием звезд Национальной баскетбольной ассоциации в видео от Шакила О’Нила «Shaqtin’ a Fool ». Конечно у игроков высокого уровня это больше высокомерие, надменность, дерзкое, нахальное отношение к своей работе. Хотя такими действиями спортсмены значительно портят мнение о себе (но этот элемент забавного, оживляет баскетбольное шоу 

Исследуя молодых спортсменов, психологи (Zajonc, 1965)  изучали, как присутствие зрителей влияет на эффективность выступления, однако получаемые результаты были противоречивыми. Иногда оно  было лучше, иногда — хуже. И  профессор Zajonc обнаружил закономерность в казалось бы случайных результатах и сформулировал Теорию социального содействия. Он обратил внимание на то, что при выполнении простых или хорошо отработанных заданий наличие зрителей влияло положительно, в то время как при выполнении новых или сложных элементов эффект был отрицательным.  В своей теории  Zajonc утверждал, что болельщики «возбуждают» исполнителя и это «возбуждение» отрицательно влияет на результат при выполнении трудных, неизученных (или плохо изученных) задании и положительно — при выполнении легких или хорошо изученных заданий. Эта теория позволила лучше понять влияние зрителей на выступление на различных уровнях (студенческом и профессиональном) и в различных ситуациях (спортивная деятельность, физические упражнения и т. п.).

пр

Она позволила объединить множество кажущихся случайностей в единую закономерность, достаточную для ее применения спортсменами, тренерами и преподавателями в различных случаях.  Сегодня, к сожалению, в погоне за победами, тренера, форсируя подготовку, часто,  не уделяют должного внимания базовым навыкам, что и приводит к пробелам в баскетбольном образовании. А это, конечно же, сказывается в перспективном  развитии спортсменов.  

Все начинается с тренировок. Это они дают тренеру простор для отработки основных навыков баскетбола, возможность работы над ошибками или для внедрения новых элементов игры. Давление на игроков  время тренировок позволит добиться их понимания требований наставника, и поможет вывести   спортсменов на следующий уровень подготовки. Когда дело доходит до игры, единственное, на что может  положиться спортсмен, так это на то, что было выучено на тренировках.

рр

 Главная цель -  развитие игроков. Иногда эта цель входит в конфликт с необходимостью побеждать в матчах. К примеру, молодые «большие» не так хорошо развиты, как защитники (вообще говоря, невысокие игроки готовы к выступлениям в гораздо более юном возрасте), потому если их использовать чаще, если полагаться на «больших», вероятность уступить повышается. Но именно терпение и обеспечение игровым временем позволяет развиваться молодым баскетболистам.  В особенности об этом нужно помнить молодым тренерам и их супервайзорам. Каждому хочется получать результат в том, чем он занимается. И результатом для них должны быть правильный баланс между полноценным развитием игроков и количеством побед.