4 мин.

Прежде, чем решать задачу, полезно познакомиться с ее условием

 

gh

Человек в ходе эволюции получил очень много возможностей, которых нет у других видов животных. Да, мы умеем предвосхищать, предвидеть какие-то события, но это касается только того, что произойдет буквально здесь и сейчас. Например, мы можем легко догадаться, какое будет произнесено следующее слово. За рулем мы можем по каким-то еле уловимым признакам заметить машину, от которой можно ждать неприятностей. Мы легко чувствуем агрессию и опасность. Эти все навыки были нужны для выживания, для нахождения пропитания, крова, убежища, продолжения рода, но для выживания не нужно было прогнозировать то, что произойдет следующим летом. Какая разница, что будет через месяц, если сейчас зазеваешься, то легко можно быть съеденным тигром. Мы все время учимся предвидеть проблемы и реагировать на них. Так получается, что и само понятие «проблема» появляется тогда, когда есть препятствие между текущим положением и целью, и когда нет понимания, как устранить эту помеху. Нужно оттачивать свое мастерство в решении проблем, да и в личной жизни этот навык становится все более необходимым.

gh

Как бы нам ни хотелось, но в реальности наши возможности не безграничны. Невозможность быть уверенным за свое будущее, это вызывает тревожность, которую мы пытаемся устранить попыткой контролировать как можно больше в своей жизни. К сожалению, даже самое лучшее лакомство в больших дозировках может стать ядом, так и базовая потребность в безопасности, выражающаяся в желании управлять своей судьбой, может перерасти в усиленный поиск того, что может даже и не произойти. А иногда, можно просто немного больше внимания уделять простой случайности, которую мы не в состоянии  контролировать. Внезапно появившийся вопрос требует немедленного решения. В спорте, это, часто, расстояние от победы до поражения. А когда противник готовиться создать тебе трудности, возможность их предвидеть и выбрать вариант противодействия свидетельствует мастерстве и уровне твоей подготовки. Что, в профессиональном спорте, особенно важно. Стратегия поведения может быть разной, но если понимать, что ближе тебе, какой способ решения проблемы подходит лучше, проще реагировать и свести к минимуму потери. Ну и конечно, в этом случае, прогноз и уход от  конфликтной ситуации лучше становится контролируемым. Вот основные способы решения трудностей возникающих в процессе практической деятельности.

gh

Итак, стратегия №   1)  «Конфронтация» предполагает разрешение проблемы за счет нецеленаправленной поведенческой активности. Обычно данная стратегия воспринимается как неадаптивная, хотя при умеренном применении она дает возможность личности сопротивляться трудностям, способствует повышению энергичности и предприимчивости индивида при решении трудных проблемных ситуаций, и определяет умение человека отстаивать свои интересы.

№   2)   «Дистанцирование». Данная стратегия поведения предполагает преодоление негативных переживаний трудных жизненных ситуаций за счет субъективного уменьшения ее важности и уровня эмоциональной в нее вовлеченности. Для человека, использующего данную стратегию, свойственно применение интеллектуальных приемов рационализации, юмора, отстранения, переключения внимания либо обесценивания.

gh

№  3)  «Самоконтроль» предполагает преодоление негативных переживаний, связанных с трудной жизненной ситуацией, с помощью целенаправленного сдерживания и подавления эмоций. Данному испытуемому характерен высокий контроль своего поведения, а также стремление к самообладанию.

 № 4) «Поиск социальной поддержки». Использование данной стратегии подразумевает разрешение трудностей за счет привлечения внешних ресурсов, нахождения информационной и эмоциональной поддержки со стороны. Присущи установка на взаимодействие с другими людьми, ожидание от них поддержки, совета и внимания, сочувствия и возможно конкретной помощи.

№  5) «Принятие ответственности». Предполагает осознание своей роли в возникновении проблемы и принятие ответственности за ее решение, при этом отмечается наличие самокритики и самообвинения. Чрезмерная выраженность указанной стратегии в поведении может привести к неоправданному самобичеванию, возможно к возникновению чувства неудовлетворенности собой.

 

gh

 № 6) «Бегство-избегание». Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т. д. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях.

 № 7) «Планирование решения проблемы». Данным испытуемым свойственно решать возникающие проблемы, находить выход из трудных жизненных ситуаций  путем целенаправленного анализа обстоятельств и потенциальных вариантов поведения, характерно планирование собственных действий с учетом объективных условий, существующих ресурсов,  опираясь на прошлый опыт.

№ 8) «Положительная переоценка». Высокие результаты по данной шкале свидетельствуют о том, что испытуемые преодолевают негативные переживания, связанные с трудной жизненной ситуацией, с помощью ее положительного переосмысления, рассматривают возникшую проблему как стимул для личностного роста. Характерна ориентированность на философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

gh

Для спортсмена важен такой выбор стратегии поведения в проблемной ситуации, который позволит стать лучше, уверенней, опытнее. Что повысит практические навыки, мастерство и профессионализм.

Опыт-это то, что получаешь, не получив то, что хотел.