6 мин.

Рихард Раппорт. Рок-н-ролльщик

Это кажется удивительным в век информации. Оказывается, можно находиться чуть ли не у самой верхушки шахматного мира, при этом оставаться совершенно неизвестным для широкой аудитории! Скажите честно, что вы знаете о Рихарде Раппорте, сегодня – 11-м шахматисте мира по рейтингу, у него – 2763, кроме того, что он – венгр, как-то раз обыграл один на один Магнуса Карлсена. А ведь он уже в 20 лет смог набить 2750.

За ним не числится громких побед в крупных турнирах – его в них просто не зовут. Нет перевязи из скальпов ведущих игроков мира – да, кроме чемпиона мира вспомнить-то особо некого… Он не является законодателем шахматных мод, а его партии наполнены какой-то умопомрачительной тактикой, больше уместной для партий компьютеров, результаты в них могут качнуться как в ту, так и в другую сторону. Но «качаются» они как правило в сторону Раппорта. Кажется, что на фоне большинства других шахматистов, с утра до вечера озабоченных своим имиджем и положением, – и изо всех сил старающихся понравиться организаторам или спонсорам, ему все это совершенно до лампочки!

Риччи родился в Сомбатхей, что на самом западе Венгрии 25 марта 1996 года в весьма обеспеченной семье. Парень рос смышленым, с быстрыми мозгами, – и познакомился с шахматами уже в четыре года. Однако, по-настоящему, он начал играть только в девять. Да так лихо, что буквально за год успел и выучиться, и выиграть чемпионат Европы «до 10». Раппорт в ту пору активно работал под руководством другого венгра, считавшегося в свое время вундеркиндом, Роберта Рука, и рос буквально не по дням, а по часам.

Он выигрывал почти все турниры, в которых участвовал – и детские соревнования, где у него была приличная фора в возрасте перед соперниками, и обычные швейцарки – как в Венгрии, так и в соседних Чехии, Германии и Австрии. Крепкий, спортивный, он не знал усталости, мог за месяц с легкостью сыграть 25-30 классических партий. Это не считая горы блицпартий – живьем и в интернете, в блиц Рихард мог играть круглые сутки…

Такая «артподготовка» быстро дала плоды, и Раппорт стал гроссмейстером в 13 лет, 11 месяцев и 6 дней, он обогнал и Юдит Полгар, и Петера Леко, которые в свое время даже владели мировым рекордом по скорости получения почетного титула. Рихард не сумел стать рекордсменом, на его счету – 5-я строчка в истории, но… от 17 до 20 лет уверенно возглавлял рейтинг-лист ФИДЕ шахматистов в соответствующей возрастной группе.

Интересно, что при всех своих способностях он так и не стал чемпионом мира «до 20», а в юношеских турнирах, по словам Дубова (он тоже 1996 года) считался для тогдашних топов «сладкой булочкой», которого хочется получить в соперники… Его главный успех – дележ 1-2-го мест в чемпионате мира «до 20» в Афинах в 2012-м. А по коэффициенту его опередил наш Ипатов, который вскоре бросил шахматы. Но, как бы то ни было, его светлую голову заметили, и Раппорта пригласили в Вейк-ан-Зее, не в главный турнир, а в секцию «B». И, как оказалось, не зря. Венгр как и Найдич, набрал 9 из 13, и оба пошли на повышение. Забавно, что на следующий 2014-й они так же, парочкой, финишировали на последнем месте – по 3,5 и 11. Раппорт, правда, зацепил Гельфанда и Харикришну, но смотрелся в столь солидной компании инородным телом. Силенок еще не хватало.

Зато в опенах продолжал наводить шороху, выигрывая некоторые из них буквально под ноль, и стремительно раскручивая рейтинг... Парню едва стукнуло 17, когда он поднялся до 2693, в 18 он взял планку 2700, ну а к 20 годам, к июлю 2016, забрался на 2750 – 17-я строчка в мире! Раппорт играл везде и всюду: на «Аэрофлот-опене», в Биле, Абу-Даби, Баре, Рейкьявике, Гибралтаре, Карлсруэ, Баку, Праге, Гамбурге, Шенжене, Гуанчжоу… В половине партий соперники уступали ему по 200-300 пунктов, ему было все равно. Он много проигрывал – тем, кто был сильнее его, но зато выигрывал у всех остальных.

В 2016 году в его жизни произошло существенное событие: он встретил свою будущую жену, Йованну Войнович, – и начал жить уже полностью самостоятельной жизнью.

И в 2017-м, ежели сложить все чемпионаты по быстрым и блицу, он сыграл 169 партий – у семисотников так не принято! И в Вейк-ан-Зее того года, несмотря на статус турнира, он играл так же, как всегда. Творчески… «Риччи был таким рок-н-ролльным игроком, и мог разыграть абсолютно любой дебют, сделать любой первый ход, – вспоминал Дубов. – Играл бредово, но очень талантливо!» К 8-му туру, когда он встретился с Карлсеном, Магнус шел первым, Рихард – последним. У венгра были белые, он постарался сыграть с чемпионом максимально сдержано, но тот, конечно, не хотел чтобы его отсушили.

К 22-му ходу позиция была кристально чистой. Хоть сразу соглашайся на ничью. И тут – Магнуса понесло. Норвежец каждым ходом стал делать себе хуже, – и вдруг, буквально на ровном месте, пожертвовал коня, потом поставил под мертвую связку второго, а уже на 33-м ходу сдался. Что с ним произошло в тот вечер, Карлсен так и не объяснил.

Для Раппорта эта победа так и осталась единственной, и он занял второе место с конца. Но он не унывал. В том году в первый и единственный раз стал чемпионом в Венгрии, а потом остановился в двух шагах от выхода в турнир претендентов – на Кубке мира. Там, в Тбилиси Рихард прошел Кордову, Вей И, Ли Чао, Наера, но уступил Дин Лижэню.

Он попал в состав Гран-при ФИДЕ, а потом дошла очередь и до Сент-Луиса, этой Мекки американских, а теперь мировых шахмат. А кроме него: Шенжень, Гуанчжоу, Дортмунд, Гибралтар, далее – везде. Трудно себе даже представить, как он в пору коронавируса и всеобщей пандемии живет без переездов и турниров, на которых, наверное, жил.

Они приостановились для Раппорта фактически на пике. Он показал свой максимум и в классике – 2763, и в рапиде – 2727 (27-е место в мире), и в лице – 2758 (18-е). Учитывая, что он по какому-то странному стечению обстоятельств не попал в тур Магнуса, сложно представить, в какой форме он находится и в какой будет, – когда все завертится…

Играть, очевидно, он будет гораздо меньше, плюс его для этого еще должны, наконец-то, заметить и начать звать в сильные круговые турниры, – с таким рейтингом на опены вряд ли сунешься. Ведь для того чтобы быть на них не просто статистом, но участником борьбы за первые места, чего с Раппорта никогда раньше еще не случалось у него есть все предпосылки. В первую очередь, его основательно изменившийся стиль игры.

«В последние годы Раппорт, видимо, под давлением собственного рейтинга и амбиций, сильно эволюционировал, – делится наблюдением Дубов. – Он, несмотря на репутацию буйного тактика, превратился в уже очень сильного позиционного шахматиста…»

Остается ждать момента… Лучший венгерский игрок встретит его во всеоружии!