11 мин.

Эдуард Сандлер: «Построил зал для интерната на деньги, которые в ПБЛ ушли бы на зарплату американским «пассажирам»

Как дальневосточник, я следил за «Спартаком-Приморье» еще когда команда пробивалась на высший уровень через Суперлигу Б — на благовещенском кабельном был владивостокский канал, где показывали матчи, постепенно приближающие приезд ЦСКА и других топ-команд в те края.  

Так получилось, что потом смог выбраться во Владивосток (туда и обратно это 72 часа на поезде) только два раза: чтобы еще раз вживую посмотреть, как работает Дэвид Блатт — сам матч и закрытую тренировку «Динамо», — и на большой турнир FIBA по баскетболу 3х3. Но все время следил, огорчался, когда команду не пускали в еврокубки, а потом отцепили и от высшего уровня чемпионата России.

В Екатеринбурге поговорил с президентом и главным тренером «Спартака» Эдуардом Сандлером. Послематчевый экспресс-комментарий перетек в разговор о Лиге ВТБ, подготовке смены игроков своими силами и экономическом кризисе.

(На тот момент еще не объявили результаты заседания попечительского совета «Урала», где было решено сохранить команду в текущем составе).

- Общее ощущение от игры?

– Ехали побеждать, четко понимали, что нужно делать. В какой-то момент теряли концентрацию, не справлялись с большими «Урала», но потом гнули свою линию, затащили эту команду в концовку, где имели все шансы. К сожалению, две-три атаки наши лидеры распорядились мячом нерезультативно. «Урал» попал. Потом этот нелепый свисток после средней линии — я не знаю, не мое дело, но это несерьезно. Плюс я считаю, когда Алексей Голяхов в последней атаке вынудил соперника выпрыгнуть и покинуть свой «цилиндр» — защитник не мог выпрыгнуть прямо, было очевидно, что это контакт, мешающий провести атаку. Ну, сегодня «Урал» выиграл, что скажешь.

- Ошибки судей я видел в обе стороны. Просто низкий уровень?

– Да посмотрите, кто там — один судья хорошей категории. Но это не мое дело, пусть федерация сама разбирается. Лидеры и в той и в другой команде сели за пять фолов. У нас Алексей Нестеров, Дмитрий Узинский — игроки стартовой пятерки. У них — Марко Киллингсуорт (еще и Сергей Караулов — прим А.Ч.). Но это была жесткая игра, это была заруба. Мы понимали, куда едем.

Понимали, что ребята эти с Урала играют сейчас раскованно, играют на фоне серьезных проблем своего клуба. И, грубо говоря, играют за своё будущее. Они понимают, что уже, может быть, им никогда не дождаться своих гонораров, и играют на будущее, чтобы выглядеть красиво на рынке, отдаются игре. Это понятно. Мы пытались этому противодействовать. Это всегда сложно: они раскованные, над ними не довлеет никакая клубная идея, и так далее.

С такими командами тяжело играть. Особенно такой команде, как наша, где очень узкая ротация, где пока не все готовы выходить, показывать определенный уровень. Поэтому сегодня Алексей Нестеров не сразу вошел в игру — первую половину, можно сказать, провалил. И тянули этот рюкзачок на себе Алексей Голяхов и Даниил Соловьев. Им сложно. Может быть, Алексей был не так свеж в концовке и не смог решить исход матча в нашу пользу.

Ну, что есть, то есть. Мы работаем, многое получалось. Мы — та команда, которой нужно на зубах вытаскивать такие матчи.

- Вы говорите, узкая ротация. Будут еще привлекаться игроки?

– Хотелось бы, но игроков нет на рынке. Не хочу брать американцев.

У нас молодые оказались вообще не готовы. Андрей Зверков — ужасно, не настроился на матч абсолютно. Лавников — не готов играть на этом уровне, помогать нам в защите. Сложно. Жаль, что сегодня Узинский быстро получил три фола, Нестеров получил фолы. Они, конечно, не показали свой уровень.

Мы смотрим, конечно, на определенных позициях хотим усиления, но рынок пустой. В Суперлиге очень много игроков, не достойных этого места вообще. В разных командах, не только в нашей. Команд сейчас больше, чем игроков соответствующего класса. Это проблема.

Брать иностранцев — ну, я не хочу брать иностранцев.

- Единственное решение тогда — развивать школу.

– Ну она развивается, но для этого же нужны годы. Вот они, бывшие школьники у нас в команде — ну, выходят, что-то делают, что-то нет.

Это понятно, что можно потом. Я про текущий момент — по ходу сезона очень сложно усилиться.

- Как во Владивостоке сейчас развивается школа?

– Да во Владивостоке всё отлично, все есть. Интернат свой работает. Построили баскетбольный зал в интернате, весь укомплектован американским оборудованием. Растим детей, но они еще слишком молодые — 16, 17 лет. Вот поколение вырастили 20-летних, но они, конечно, пока слабые.

- Но надежды есть хотя бы? Что игроки появятся к 2020 году, например.

– Есть не просто надежда — уверенность есть. Я думаю, что в 2018 ребята, которые сейчас 98-го года рождения... У меня там есть один 2000-го года рождения, хороший парень. В 2018, в 2020-м, надеюсь, будет основным разыгрывающим команды. 

Во Владивостоке все прекрасно. Самое главное, что в нашем крае баскетбол... Не скажу, что номер один — сейчас такого нет, «номер один», «номер два». Но поддержка колоссальная от администрации края, от губернатора лично. Такое, как в «Урале» произошло, немыслимо во Владивостоке.

- Почему, думаете, это происходит здесь?

– Понятия не имею, не знаю дел. Для меня странно, во-первых, видеть пустой зал — 300 человек, не больше. Странно осознавать, что на Урале, где есть топовые команды в волейболе, женском баскетболе, футболе, хоккее, такое отношение к мужскому баскетболу. Здесь такие традиции, здесь великие люди играли — Белов, Еремин, Кандель. Я не понимаю. Может, какие-то проблемы у руководства с властями, не мое дело. Но такой город чудесный точно не заслужил, чтобы приходило 300 человек на матч, или чтобы команда вообще отсутствовала в Суперлиге, если вдруг такие проблемы будут.

Сандлер и Пэйтон

- Сейчас у клубов возникают проблемы из-за кризиса, курса доллара...

– Нечего американцев покупать! Слава богу, я от американцев избавился сразу же, когда понял, что они ничем не сильнее наших. Сейчас бы страдал, выплачивая им зарплату. Конечно — все подписывали американцев в долларах, а деньги-то получаем в рублях. Зарплаты растут просто как на дрожжах.

Пусть играют где-нибудь в Лиге ВТБ. Я вообще против, чтобы в Суперлиге играли американцы. Просто запретить тотально. И как-нибудь сделать так, чтобы обязательно в заявке было два-три человека из ДЮБЛ, два хотя бы. И все. Чтобы в Суперлиге не было всякого сброда — для кого баскетбол это уже просто, как на работу ходят. За 50–80 тысяч рублей сидят на лавке, только место занимают.

- Может, это реально сделать.

– Ну конечно. Все это в силах федерации. Пусть берут взносы за каких-то других игроков — например, если у тебя играет кто-то старше 30 лет, пусть лицензирование стоит дороже. Играют у меня Самойленко, Моргунов — ну, можно за них и дороже заплатить, раз им уже за 35. Я понимаю, что федерации нужны деньги — мы с удовольствием будем платить взносы, чтобы у них были деньги на развитие баскетбола. Но не за счет американцев. Кому они нужны в Суперлиге? Пусть играют в ВТБ. Тогда быстрее будут ребята расти.

А так, одни занимают место, другие играют в своем молодежном чемпионате. Кому он нужен, этот молодежный чемпионат? 23-летние ребята там играют. Давно уже должны быть мужиками, решать вопросы на площадке в Суперлиге.      

- Есть ожидания сейчас, что из-за кризиса команды начнут сыпаться — вылетать в низшие лиги и так далее.

– Надо быть готовыми, надо быть готовыми.

- Вы ждете?

Нет, мы не ждем. Жизнеобеспечение нашей команды...

- Я имею в виду, что вообще в стране будет происходить.

– Я думаю, будет тяжело. Но и баскетболисты сейчас в межсезонье должны будут понимать, что, может быть, больше никто не будет им платить таких космических зарплат. Это же страшно представить, сколько сейчас получают некоторые игроки — просто так.

- Цифры обычно не озвучиваются. Можете сказать?

– Посмотрите в ВТБ — у половины просто сидят ребята по 10, по 15 тысяч долларов, по 20.

- Русские?

– Да конечно. Посмотрите на «Химки». Все эти... Не, нормальные ребята, но им платят там просто немыслимые деньги. Сахаров, Ильницкий, Патеев. Я уверен, что у всех по 10 тысяч долларов зарплата, и плюс при таком курсе. Ну что они там? Сидят на лавке. Непонятно, непонятно. Но это не мои дела, не мои проблемы. То, за что я отвечаю, я стараюсь делать по-другому — никого не баловать, и требовать самоотдачи.

Так-то, ребята в ЦСКА, в «Химках», которые хорошие игроки из сборной — Фридзон, Вяльцев, Моня, Хряпа — все получают заслуженные деньги. Они великие мастера. Столько отдали баскетболу. Я счастлив, что они зарабатывают такие деньги. Но многие — вообще, просто левые. Левые люди.

- Как это может измениться?

– Менять ситуацию могут только клубы, если захотят. Это же все агентские игры, и так далее. Что об этом думать... Надо вкладывать деньги в инфраструктуру в своем городе, если есть такая возможность. Вот когда нас отжали из ПБЛ, я всего за годик построил баскетбольный зал. А если бы играл в ПБЛ, отдал бы эти деньги на зарплату каким-нибудь «пассажирам» типа Майкла Эфевберга, Троя Гилленуотера и так далее. Просто — американским «пассажирам». Но я эти деньги сэкономил и построил баскетбольный зал, и сейчас счастлив, счастлив. Мне эта ПБЛ — до лампочки. В Суперлиге играем — те же эмоции, те же чувства.

- Таким комментариям порадуются те, кто говорит, что нужно изолироваться, закрываться.

– Да какое закрываться. Переживем кризис как-нибудь. Надо просто режим максимальной экономии врубать и терпеть до конца. Экономика наладится, это искусственная ситуация. В России экономика нормального уровня. Просто это валютные спекуляции, спровоцированные США. Сейчас будет сложно. Но потом экономика все выровняет. Здесь ни о каком дефолте речи быть не может. Россия стабильна. Дальше это не мои проблемы, не мой вопрос.

Есть, конечно, проблемы в нашей стране, но чтобы до таких пределов, чтобы рухнуло всё — нет. Кому в регионах дают бюджет на жизнеобеспечение команд — слава богу. Надо терпеть. Но если не дают много денег на зарплаты — ну, не платите зарплаты. Если все перестанем платить огромные зарплаты, что будут делать игроки? Поедут в Америку играть, или в Испанию? Кому они там нужны. Смирятся и будут жить по средствам.

Надо просто всем вместе уровень зарплат опустить, и пусть думают, что хотят. Пусть работают лучше, тренируются по три раза в день. Деньги все молодцы получать. В 25 лет у многих мотивация вообще заканчивается, перестают работать. Ходят на баскетбол, как на работу — с утра и вечером тренировки. Это же, все-таки, спорт — надо тренироваться, самосовершенствоваться, двигаться вперед, какие-то задачи для себя ставить. Мне сейчас как тренеру приятно только с такими людьми работать. И когда вижу, что у человека нет никакой спортивной идеи, я даже перестаю с ним разговаривать, смотреть даже на него перестаю.     

- Все время говорите: «Не мое дело, не мое дело». Но хотелось ведь бы, например, чтобы Владивосток играл на высшем уровне.

– Нет, Владивосток — мое дело. Не мое дело — это российская экономика и зарплаты в Лиге ВТБ.

- Связано же.

– Владивосток, дай бог, будет играть на высшем уровне. Пусть сейчас ВТБ разберется, что они, как. Пусть сначала у них договор на проведение чемпионата России закончится, и потом посмотрим, что будет дальше.

- Есть какие-то предположения, что может случиться?

– Вернемся к чемпионату России, даст бог. Или ВТБ начнет хоть как-то смотреть шире на географию. У меня есть арена хоккейная — идеальная. Там есть паркет. Но смысл мне в ней играть в Суперлиге? Там играет «Адмирал» — чудесно, аншлаг собирает. И на баскетбол бы пошло больше народа в хорошую арену. Что мой «Олимпиец»? Маленький, пластиковые сидушки. Сидишь на них, как бедолага.

В арену бы пошли на баскетбол. Там идеально будет 3000 зрителей — можно закрыть шторой, будет не 5500, как на хоккее. Можем и наполнить. Спокойно можно играть.

- А когда истекает тот договор? Когда, надеетесь, произойдут перемены?

– Ну вот какой сейчас — второй сезон? Третий еще продержатся. А потом как-то начнет федерация думать — или опять отдаст им чемпионат России, или начнет проводить свой. Вот у меня есть надежда, что, может быть, начнет свой проводить, и все вспомнят, что мы были полноправными участниками чемпионата России, а потом по непонятным причинам места лишились.

Собственно, год-два спокойно в Суперлиге проведем. Сам поучусь немножко тренерскому мастерству. Я никуда не тороплюсь, мне 33 года, у меня еще всё впереди.

Тренер Эдуард Сандлер

- Как получается тренерская работа? Как менеджер, как бы оценили?

– Не знаю, как! (смеется) Десять игр — пять побед, пять поражений. Если бы я был менеджером, я бы себя поддержал. Никаких разговоров быть не может. Любой менеджер развивал бы такого тренера, тем более местного.

Со мной работают отличные ребята, и я считаю, что у нас на очень хорошем уровне подготовка, скаутинг, подготовка к играм, анализ матчей. Просто не всё хорошо с ростером, с самими игроками. Но какие есть, такие есть, мне приятно с ними работать, реально приятно. И те пять побед, которых мы уже добились, это большая их заслуга. Ну, будем дальше работать, добиваться побед.

- Как там баскетбол 3 на 3? Будут ли еще такие турниры, как Masters?

– Чемпионат России провели во Владивостоке, выиграли своей командой — вот ребята, которые играют здесь, в «Спартаке». Мне понравилось. И будем каждый год проводить.