7 мин.

Легенда №1

Петр Чех — самый успешный вратарь в истории "Челси" прямо сейчас. Его прощальное письмо, написанное в лучших традициях сентиментальных отношений между спортсменами и болельщиками, лишний раз напоминает о суровой тенденции: современный футбол динамичен, непредсказуем и дорого обходится. Топ-клуб обязан мыслить  на перспективу. Выбирая из двух классных вратарей, менеджерам приходится обращать внимание на цифры в паспорте. Паспорт Тибо Куртуа оказался несколько выгоднее. Чеху не указывали на дверь, но вынудили шагнуть по направлению к ней. Чех не уходил в приподнятом настроении, но оставил о себе приятные воспоминания. 

Карьера Чеха в "Челси" началась с двух "золотых перчаток" и уткнулась в две других (тоже в своем роде "золотых"), принадлежащих Тибо Куртуа. В ней совсем некстати уместилось бескомпромиссное колено Стивена Ханта, вмешательство нейрохирургов и защитный регбийный шлем, вполне логично ставший предметом болельщицких острот. Сам же Чех, безупречно игравший до полученной травмы, никогда не опускался ниже топ-уровня. На данный момент это лучший вратарь в истории АПЛ по многим показателям.

Рослый интроверт с привлекательной игровой техникой, исполинским спокойствием, рыцарским благородством и неподдельной уверенностью в себе, Чех в одиночку поглотил ключевую мощь атакующего энтузиазма "Баварии" в мюнхенском финале и втащил "Челси" на непокорный пьедестал, подарив долгожданную радость владельцу клуба, самому клубу — место в Лиге Чемпионов, а главному менеджеру — соблазнительную иллюзию о светлом будущем на "Стэмфорд Бридж". Так уж сложилось, что в тактическом нагромождении Роберто Ди Маттео (на что-то искушенное и выразительное этот футбол явно похож не был) главным системообразующим игроком стал именно Петр Чех, поочередно огорчивший Эдинсона Кавани, Оскара Кардосо, Лионеля Месси и Арьена Роббена. Если Кардосо просто хватался за голову, а Месси скрывал разочарование на лице пропитанной потом футболкой, то Арьен Роббен расстроился настолько сильно, что на следующий сезон выиграл с "Баварией" все, что можно. Наверное, иначе забыть сэйвы Чеха проблематично. Или даже невозможно. Или ещё проще – не нужно. Они полезны для всех сразу.

Переход Чеха в лондонский "Арсенал" — это красивая история об отношениях между статусными людьми. Роман Абрамович не стал удерживать легенду клуба внушительной зарплатой, деспотичными запугиваниями скамейкой запасных и резервным составом. А Чеху не пришлось устраивать скандал с подачей прошения о трансфере, игнорировать тренировки с командой и объявлять голодовку. Все случилось тихо, в миролюбивой обстановке понимания и взаимного уважения.

Если говорить откровенно, Чех все-таки уступает Куртуа в игре на выходах. Если ещё откровеннее – не только Чех. Чтение игрового эпизода и умение перемещаться в пределах всей штрафной, вовремя страхуя защитников, пожалуй, сильнейший вратарский навык бельгийца. Куртуа выручал «Челси» с самого первого домашнего матча (против «Лестера» — выход один на один Ньюджента) и до чемпионского (против «Пэлас», удар в упор Панчеона). Выход тет-а-тет с Тибо чаще напоминает хоккейный буллит, нежели естественный для футбола сверхголевой момент (пускай и не в матче с «Суонси»). Хотя в игре на линии Чех по-прежнему смотрится крайне эффективно, каждый сезон выдавая пару-тройку невероятных сэйвов. В этом году за голову хватался Ромелу Лукаку, в позапрошлом – Чичарито, в прошлом – весь "Манчестер Сити" сразу.

Соперничество Чеха и Куртуа в пределах одного футбольного клуба – непозволительная роскошь для самого футбола, а в пределах одного столичного дерби – роскошь возмутительная. Отныне Джон Терри может не переживать, подрезая мяч в ворота чешского голкипера (такое уже случалось), а сам голкипер может не разделять эмоций Терри по этому поводу. Петр Чех перешел в стан принципиального соперника ("принципиального" - с рядом оговорок) и в этом поступке нет ничего предательского или враждебного, продиктованного мстительностью и алчностью натуры. Чех будет получать сто тысяч фунтов в неделю, ежематчевую игровую практику и, учитывая игровой стиль "Арсенала", неограниченные возможности по проявлению собственного мастерства. Мастерство это, по словам того же Терри, способно принести "канонирам" лишние 10–12 очков. Предположение небезапелляционное, но вполне резонное. Возможно, Чех настолько крут, что сможет принести "Арсеналу" гораздо больше. Возможно, Арсен Венгер настолько упрям и предсказуем, что даже таланта Чеха окажется недостаточно. Жозе Моуринью уже высказался в духе того, что Петр слишком хорош для "Арсенала". Нет сомнений, что Моуринью действительно так считает. И ещё меньше сомнений в том, что Моуринью получает исключительное удовольствие от троллинга в адрес Венгера (как ещё можно относиться к человеку, который не выигрывал у тебя на протяжении тринадцати матчей подряд). Сомнения есть только в одном: сумеет ли хоть один футболист, покинувший "Челси", занять место в АПЛ выше, чем Моуринью. Ни Мате, ни Лукаку, ни Лэмпарду этого не удалось. Есть подозрение, что и Чех заниматься решением подобной задачи может до конца карьеры.

Влияние чешского кипера на игру своей команды всегда было предельным. Если вдаваться в болельщицкую рефлексию, в которой, как правило, есть место любым эмоциям, стоит отметить: Петр Чех заслужил право выходить в составе "Арсенала" под аплодисменты болельщиков "Челси". Он профессионально полировал лавку за Тибо Куртуа, уверенно подменяя бельгийца в важных матчах. Он мог бы рассчитывать на куда более выгодный финансовый контракт и уехать на шальные заработки в Париж. Приоритетом Чеха всегда оставалась семья, возможность жить в Лондоне и продолжать выступление в самой платежеспособной и исключительной лиге мира. Амбициозность и смелость, выдержка и решительность, настойчивость и уверенность в себе – это то, что по-прежнему олицетворяет собой образ Чеха, позволивший ему дорасти до уровня нарицательного героя в медийном пространстве. Его легко можно представить на страницах комиксов рядом с Суперменом и Бэтменом. Он бы не затерялся на фоне Брэда Питта в фильме "Ярость". Он даже мог бы стать двойником принца Уильяма, в случае чего. Единственное, кем Чех, скорей всего, не станет уже никогда — вратарем "Челси". Зато навсегда этим самым вратарем останется. Парадокс на грани офсайда, но всё-таки – парадокс.

Не важно, болеете ли вы за "Челси" со времен юрского периода  или неделю назад узнали о существовании футбольного мяча из нарезки финтов Эдена Азара на ютьюбе, важнее понять сакральную истину: Петр Чех – живая легенда клуба "Челси". Ни один Бегович, Прыгович или Стойкович не повлияет на его заслуги перед командой с Фулэм Роуд. Ни один его сейв в матчах против Моуринью не перечеркнет болельщицких воспоминаний. Главным рефреном английского гимна является "Господи, храни королеву". Фанатам "Челси" же в пору придумать что-нибудь наподобие "Господи, пусть этот парень будет счастлив". Ведь он так много сделал для того, чтобы счастливы были они.

Петр Чех пишет новую историю своей судьбы в "Арсенале". Та, что была им написана в "Челси", никогда не будет забыта.

 

Удачи тебе, Большой Пит!

http://www.chelsea-fc.ru/