14 мин.

ГЛАВА 3. БЕЗ СПЕШКИ (ЧАСТЬ 1)

«Терпение весьма горькое, однако его плоды очень сладки» - Аристотель

Каждый раз, когда я посещаю школу и молодые футболисты просят меня дать им какой-нибудь совет (как будто я достаточно квалифицирован, чтобы кому-то что-то советовать…), я всегда им говорю: «Просто наслаждайтесь. Пожалуйста, не забывайте об этом».

Они находятся на таком этапе жизни, когда футбол в первую очередь должен рассматриваться как источник наслаждения, а не как соревнование, в котором нужно побеждать любой ценой. Развлекайтесь, не торопите события; футбол для вас не должен состоять только из переходов в большой клуб и забивания кучи голов. Чётко поставленные цели в таком возрасте не имеют никакого значения, на длинной дистанции эти цели ни к чему тебя не приведут.

Намного важнее научиться строить и ценить свои личные взаимоотношения и дружбу с людьми, которые тебя окружают: коммуникация, уважение и солидарность. Личностный рост – это ключ к успеху, а не придумывать себе невероятные «амбиции».

Это не просто добрые пустые слова, которыми я пытаюсь посоветовать вам делать «правильные» вещи. Они являются фундаментом всего, во что я верю. И не важно, футболист ты, или нет. И если бы я не верил в это, то просто не написал бы это здесь.

Это был совет, который я однажды сказал одному ребёнку в Ла-Фреснеде. Именно здесь я и сделал свои первые шаги в качестве футболиста, когда мне было 5 или 6 лет, под наставничеством Иньяки Артабе. Он был тренером и вместе с этим хорошим другом моего отца, он действительно очень много понимал в футболе. Спустя много лет, летом 2015-го года, когда Ла-Фреснеда признала меня почётным членом, я увидел много детских восторженных лиц, которые и навеяли мне множество воспоминаний.

Тот факт, что тебя рассматривают в качестве примера, заставляет меня чувствовать гордость, но в этом также кроется и ответственность. Я должен помочь понять молодым игрокам, что терпение и настойчивость являются атрибутами, которые в их жизни важны настолько же, насколько и сам футбол. Ты не можешь достичь своих целей ничего не делая. Это факт.

Прежде всего, хоть зачастую это очень сложно, ты должен пытаться наслаждаться тем, что делаешь и позаботиться о том, чтобы никогда не терять страсти – Висенте дель Боске называл это ‘vicio’.

Vicio к мячу, vicio к игре, vicio к футболу. Это слово звучит как английское ‘vice’, но в этом случае это что-то вроде ‘аппетита’, ‘желания (наслаждаться)’, ‘нужды (в мяче)’.

Счастье против облегчения

Осматриваясь назад, я сейчас могу с уверенностью сказать, что ключевым аспектом моего собственного развития стало наличие этого vicio во всех вещах и, что ещё боле важно, моё vicio к истинному наслаждению. Я очень люблю играть в футбол.

В карьере игрока всегда будут моменты – в карьере любого игрока, включая мою – когда требования профессионального футбола, которые и являются этим самым наслаждением, в своём лучшем проявлении, сменяются на облечение. Когда ты хорошо сыграл, не проиграл, а выиграл, когда ты ‘выполнил свои обязанности’.

Когда ты выигрываешь матч, или трофей, конечно, тебя переполняет невероятное чувство счастья, но я могу сказать, что доминирующие чувства немного иные, когда ты играешь за большой клуб с огромными ожиданиями. Ты прежде всего чувствуешь облегчение.

Йохан Кройф перед финалом европейского турнира на «Уэмбли» в 1992-ом сказал своим подопечным из «Барселоны» следующие слова: «Выходите на поле и наслаждайтесь» - это именно то, каким должен быть футбол. Однако, как бы печально это не звучало, наслаждение далеко не всегда на передовых ролях.

После почти каждого матча я обмениваюсь сообщениями с моим хорошим другом Давидом Ломбаном, который сейчас играет за «Малагу». Первый вопрос всегда одинаковый: «Ты насладился игрой?». А вот ответ далеко не всегда положительный. Как ты можешь сполна насладиться игрой, когда столько всего на кону? Это очень и очень сложно.

Я расскажу каким был мой другой хороший друг, Андер Эррера, перед началом матча. Андер в ужасе. Нервы, страх, напряжение… «Не очень-то приятное чувство» - говорил он мне. Если ты не в напряжении перед стартовым свистком, то это какая-то неестественная реакция, если задуматься об этом. Если величайший Икер Касильяс перед матчем переживал до усрачки, то что уж говорить о Ломбане, Андере или мне? И у каждого из нас есть свой способ справляться с этим.

Когда он был в «Атлетике» Бильбао, Андер сказал мне, что он перед матчами танцевал в раздевалке и травил шутки, чтобы немного снять напряжение. Некоторые ребята включают музыку – Эшли Янг является нашим главным диджеем на «Олд Траффорд», некоторые закупориваются в свой шар (обычно, надевают наушники, играют в игры на телефоне – да, играют в игры на телефоне, насколько же изменился мир, да?).

У каждого из нас есть свой способ снять напряжение, и я не могу придумать лучшего способа, чем превратить это напряжение в позитивную энергию, или, хотя бы не чувствовать себя настолько скованным и напряженным, как говорит Андер. Мы однозначно очень далеки от полной свободы, которую ты можешь почувствовать, играя с друзьями после школы; и тем не менее, потерял ли я чувство наслаждения? Нет. Без этого я бы никогда не уехал в столь красивые места, в которые футбол приводил моё тело и душу, я в этом уверен.

Мне очень повезло. Я никогда не спешил. И это качество я взял от своих родителей, которые всегда говорили мне, что главное получать наслаждение от того, что я делаю. Они не обременяли меня нереальными ожиданиями и ответственностью, они никогда не торопили меня во всём, что связано с футболом.

Правду говоря, идея стать профессиональным футболистом не посещала меня всё моё детство; как и у любого другого ребёнка, у меня были мечты и фантазии по этому поводу, но так происходит у всех. Я благодарен родителям за то, что они никогда не давили на меня и не говорили, что вот я обязательно должен стать футболистом.

Мечты о Ла Лиге

То, что мой отец был футболистом, также никак не давило на меня. Сейчас я скажу вам то, чего никогда не говорил ему: для меня дебют в Ла Лиге – не говоря о чём-то более амбициозном – был больше семейным вызовом, чем мечтой.

Почему? Да потому что как футболист, мой отец дважды добивался выхода своих клубов во второй дивизион Испании: первый раз с «Реалом» Бургос, а второй – с «Саламанкой». Но он так ни разу не сыграл в Ла Лиге, потому что каждый раз перед тем, как его клуб выходил в высший дивизион, он оттуда уходил. Так что влияние моего отца в этом плане стало ключевым для меня, из-за него я поставил себе эту цель. Я часто ходил с ним на игры и тренировки, когда он ещё был профессиональным игроком, и всё это осталось со мной.

Самое раннее футбольное воспоминание у меня связано с домом, в котором мы жилы в Саламанке. Мне было где-то три года на то время. Я играл со своей сестрой различными мячиками, например пушистыми мячиками, знаете, такие для собак, и другими мягкими мячиками – это всё из-за мамы – потому что мягкими мячами мы не могли раздолбать весь дом. Я уже тогда использовал свою левую ногу как основную, хотя на тот момент я даже не понимал, что такое футбол. Тогда я овладел неплохими координационными навыками и моторикой, это происходит само собой, когда ты родился в семье футболиста. Футбол уже тогда обусловил всю мою жизнь. В мои ранние годы мы жили в Бургосе, Саламанке, Картахене – жили там, куда заносила моего отца его футбольная карьера. Мы уже тогда жили как кочевники, что каждый профессиональный футболист воспринимает как должное, а по-другому не получалось, другой жизни я не знал.

Как только мы обустроились в Овьедо, тогда мне было пять или шесть лет, я начал играть в так называемых «настоящих» командах. Это клубы, что организованы футбольными тренерами и которые функционируют под их присмотром. Хоть на то время я был слишком маленьким, чтобы получить официальную регистрацию в клубе, я уже там выступал. Как я уже говорил, первым из них была Ла-Фреснеда – огромный спортивный комплекс с открытыми полями. Футбол был не просто игрой, хобби или страстью, он также помогал проводить больше времени с семьёй на выходных.

В детстве мы играли на всех возможных турнирах, а после матчей все наши семьи собирались вместе в ресторане, что неподалёку от комплекса. А мы продолжали играть в футбол в это время, мы не могли остановиться. Это было очень круто, главное событие недели. Мы все дружили и наши семьи тоже. Футбол создал особую связь между нами и нашими родителями.

О нет… Снова воскресенье

Я был не популярным учеником в Колегио Геста 1, это моя начальная школа. Тем не менее, я был достаточно старательным. Я был тем учеником, который не создаёт слишком много проблем, наслаждается поездками в Мадрид и Толедо в конце семестра, и получает в основном четвёрки, иногда опускаясь до троек или поднимаясь к пятёркам. Я помню, что большим пятном в моей жизни на тот момент были воскресенья. Воскресенье – это день, когда родители проверяют мою домашку, это день после футбольного матча и день перед моим первым уроком, который начнёт бесконечно долгую учебную неделю. Ужасный день, не так ли?

С самого раннего возраста я ощущал нечто страшное при словах ‘учёба’ и ‘обучение’. И моя семья сыграли важную роль в этом. У меня никогда не стоял выбор между уроками и футбольным полем. «Оба эти занятия можно совмещать для твоего же блага», - говорили мне родители, точно так же, как профессиональный футболист может совмещать жизнь элитного атлета и желание попробовать достичь каких-то высот в других сферах жизни, и не важно какие это сферы. Каждый любит что-то своё: музыка, путешествия, книги. Так что я всегда был любопытным и голодным к чему-то большему, ещё с тех лет.

Из Ла-Фреснеды до Ювентуд Эстадио

В любом случае, школа была также неразрывно связана с футболом. А что вы делали во время перемен?

Однажды (мне было семь или восемь лет на то время), мой отец приехал забрать меня после уроков. С ним был мужчина с усами.

«Это Лореано, твой новый тренер в Ювентуд Эстадио», - скала мой папа. «Это клуб, за который я играл в своё время, тебе понравиться играть за них!». Именно тогда я начал посещать спортивный комплекс Эль-Кристо дважды в неделю, по вторникам и четвергам.

Мы тренировались на очень жёстком покрытии, такие часто бывают в спортзалах или закрытых комплексах, но это было полностью открытым, а играли свои матчи мы по субботам в Полидепортиво Эль-Кристо на деревянном покрытии. Уже позже мы начали играть на том, что издалека напоминало травяное покрытие, но по факту это было болото с песком из-за постоянных дождей в Астурии. Чтобы не быть голословным, я приведу конкретную статистику: в Овьедо в среднем за год выпадает 1000 мм осадков, это почти на 7 дюймов больше, чем в Манчестере. Да-да, вы правильно прочитали: больше.

Так что эти поля всегда были мокрыми, у меня очень много воспоминаний об этих годах в Ювентуде Эстадио. Тогда я впервые был зарегистрирован в RFEF – это подразделение Испанской Федерации Футбола – там я впервые вкусил немного соревновательного футбола.

Мы даже играли в турнирах за границей. Моей первой футбольной поездкой за пределы Испании стал турнир в городе Тарб, это на юге Франции.

Для меня всё было новым и захватывающим. Мы провели там целую неделю с нашими семьями и у меня до сих пор хранятся фото с того приключения. Картинки с того места всё ещё свежи в моей голове. Мы играли на травяных площадках, пустился сильный дождь, всё мокрое, все мокрые, трибуны наполнились водой, а ворота смотрелись как два полюса между Землёй.

Но ничего из этого не имело значения, потому что нам не надо было переживать ни по какому поводу. Мы просто привыкали, играли, учились – наслаждались собой.

У Ювентуд Эстадио была достаточно сильная команда в моей возрастной группе на то время. Проси был там, а также Жерман, Оскар, Санти, Давид, Рои, Иньяки, Хави; на то время молодые ребята, но многие из них в итоге стали профессионалами.

Это не значит, что мы спокойно уничтожали каждую команду, которая против нас выходила играть, немного не так. Но по каким-то причинам наши главные конкуренты, Хихонский Спортинг, не могли нас никак обыграть. А ведь они были лидерами в чемпионате Астурии (как-то мы обыграли их 4-0, а мой папа в тот день исполнял обязанности главного тренера в команде, я навсегда запомнил этот момент).

У них были просто пугающие имена в составе, например, Кристиан, который забил более 100 голов за сезон. Да, именно более 100! Уверен, он рассматривался в качестве лучшего игрока нашего региона, наравне с Франом, моим будущим одноклубником в «Реал Овьедо», но на то время он играл за другую команду из Овьедо, «Астур», они тоже были принципиальными соперниками для «Ювентуд Эстадио». Так что да, я и близко не выделялся на фоне других парней моего возраста. Даже мой друг, Проси, выделялся сильнее из-за своего футбольного интеллекта, а также из-за своей волшебной левой.

Ничего себе… Правда? Реал Овьедо!

Я провёл 5 сезонов с «Ювентуд Эстадио» перед своим переходом в «Реал Овьедо» в возрасте 12 лет. Когда я говорю «перешёл», то мне кажется, что я недостаточно охватываю весь масштаб того, что этот переход значил для меня на то время. Они были большой командой. Их футболку хотели носить все мои друзья, да и я сам всегда мечтал. Это был тот момент, когда я сам себе тихо сказал: «Эй, может я всё же не настолько плохой игрок!»

Вся карьера состоит из переменных шагов вперёд и назад: это же стало моим огромным шагом вперёд, и что не маловажно, в правильном направлении. Я буду честен, это было невероятным чувством. В конец концов я буду играть за «Реал» Овьедо, одну из двух самых топовых команд в Астурии, второй командой был «Спортинг». Оба клуба имели репутацию лучших академий во всей стране, и это было заслужено, это лишь подливало масла в огонь принципиальности наших с ними матчей на всех уровнях. А особенно это чувствовал я, как истинный болельщик «Реал» Овьедо с самого детства.

Я в один момент перескочил на абсолютно другой уровень, вместе с этим я получил особенный статус в глазах своих друзей. Они начали называть меня el futbolista, причём таким пафосным тоном. Ведь клички даются не только в футболе, в обычной жизни люди часто придумывают какие-то прозвища друг другу. В моём случае это прозвище, по понятным причинам, закрепилось надолго. Спустя много лет, когда я встречаюсь с этими людьми, они всё ещё продолжают меня так называть, это будто не просто прозвище, а социальный статус, которым меня окрестили.

Очень часто происходили ситуации, когда ученики старших классов очень хотели, чтобы я с ними сыграл. Они учились в одном классе с моей сестрой Паулой, которая была на 2 года старше меня. Её одноклассники говорили ей: «Пожалуйста, Паула, скажи своему брату, чтобы он пришёл поиграть с нами». По понятным причинам это делало меня ‘крутым пацаном’, ведь я играл с ребятами постарше. Задумываясь об этом, я только сейчас понял, что это помогло мне улучшить свою игру, ведь по физическим параметрам я был на уровень ниже этих ребят, поэтому мне приходилось думать быстрее.

Без преувеличения или хвастовства (сейчас в этом уж точно не необходимости), я был действительно неплохим игроком для своего возраста.

Как отмечал мой отец, в моём становлении в качестве игрока мне очень помогло моё умение читать игру: у меня изначально было развито умение понимания пространства и движения, также у меня было отличное первое касание левой ногой.

Когда одни бежали с мячом, как делают большинство детей, я останавливался и размышлял над вариантами продолжения. Позже я осознал, что всегда пытаюсь думать во время игры без мяча, чтобы как можно быстрее принимать решения после того, как круглый до меня дойдёт.

Я не оказывал настолько явного влияния на игру, как мои одноклубники, которые могли с лёгкостью на дриблинге проходить нескольких соперников, но наставники всегда выбирали меня в стартовый состав, они видели, что я могу вести игру.

Мой отец в то время особенно не говорил со мной по поводу моих умений на поле, но это из-за того, что он всегда пытался не судить о чём-то или ком-то вслух, так он был воспитан.

К слову, частично из-за него я не перешёл в «Реал» Овьедо немного раньше, когда мне было 9 или 10 лет, а не 12. Но в моей семье были уверены, что это был не лучший переход, если я хочу продолжать развиваться как игрок. Опять-таки, всему своё время, без спешки.

Они были уверены, что я получу больше пользы от игры за простые клубы, которые играют в ‘реальный футбол’, чтобы я немного больше пострадал при игре на газонах ужасного качества. И мне кажется, что в итоге это действительно сыграло мне на пользу.

Я играл в футбол на полях, где чтобы добыть победу, было необходимо приложить невероятное количество усилий. Это и близко не сравнится с типичным матчем в Овьедо, где мы выигрывали по 20:0 и даже не успевали вспотеть за время игры. Мои родители хотели убедиться, что в начале моего футбольного пути мне не будет всё легко даваться. Я очень благодарен им за такой подход в начале моей карьеры.

Продолжение этой главы завтра!

Подписывайтесь на наш телеграм-канал http://tele.click/chelseaX! Главы этой книги там выходят немного раньше, да и кроме неё там есть очень много интересного контента!