11 мин.

Забытые легенды. Альфред Шаффер

«Это Шаффер! Вы можете сказать, что он держит в руках?» – спросил меня венгерский футбольный историк Шарль Вайсс, с которым мы встретились в кафе «Централь» в Будапеште в жаркий летний день в конце июня. Мимо за окном проходят девочки в коротких юбках, а солнце делится с жителями города своей жарой с неослабевающей интенсивностью. Летний перерыв в Бундеслиге – идеальное время, чтобы обратить пристальный взгляд на книги по истории, пока большинство игроков отправляются на отдых в какие-нибудь модные места.

Фотокарточка была скопирована и немного размыта, но Вайсс, не дождавшись моего ответа, восклицает: «Он держит винтовку. Это была игра между Венгрией и Австрией в 1919 году (прим.: Венгерская национальная сборная выиграла матч со счетом 2:1). Страна находилась тогда в хаосе, и Шаффера это очень пугало».

Однако, судя по фотокарточке, Шаффер выглядит совершенно спокойным и расслабленным, держа в руках оружие. Вскоре он начнет играть в футбол, который в то время не знал международных суперзвезд и не обладал таким вниманием средств массовой информации, какое он получает в наши дни. Что сделала бы в наше время современная пресса из венгерской футбольной сенсации клуба МТК из города Будапешт, за который выступал Шаффер в то время?

Под началом англичанина Джимми Хогана команда усовершенствовала стиль своей игры, который строился в основном на технических навыках, а не на грубой силе. Тактические коррективы и дальнейшее повышение понимания игры футболистами сформировали у МТК свой стиль, который сделал клуб одним из сильнейших на континенте. Дунайская школа футбола в 20-х и 30-х годах достигла своего самого большого успеха; поставленная Хоганом во время его пребывания на посту тренера МТК планка результатов была настолько высока, что ее еще долго приводили в пример после того, как он покинул клуб. Тренер национальной сборной Венгрии Густав Себеш, говоря о влиянии англичанина на венгерский футбол, отмечал: «Мы играли в футбол, как нас учил Джимми Хоган. Когда идет речь об истории нашего футбола, его имя в ней должно писаться золотыми буквами!».

1

Ясное дело, что, пока Шаффер играл под началом Хогана, он взял несколько важных уроков, которые должны были помочь ему в его дальнейшей карьере. Футбольный автор Ричард Кирн описал нападающего не как одного из самых быстрых игроков на поле, но как игрока, который мог выстроить игру вокруг себя, так как имел отличное футбольное зрение и отличное понимание того, как следует играть в футбол. Свое самолюбие Шаффер проявлял и на футбольном поле. Грязную работу нападающий не любил. Если во время борьбы за мяч с соперником мяч оказался в луже, вместо того чтобы бежать туда же, Шаффер просто ждал возвращения своего соперника из лужи и чисто отбирал у него мяч. Однако свое прозвище, по словам Шарля Вайса, нападающий получил по другой причине: «После броска от Йозефа Брауна он поймал и бросил ему мяч обратно, попросив выполнить бросок правильно. После второго броска Брауна Шаффер забил. У него был хороший и поставленный удар, вот почему его стали называть “Spezi” (“Спец”)».

Шаффер играл в МТК с 1914 по 1919 годы, выиграв четыре раза венгерский чемпионат и дважды став его лучшим бомбардиром. Уже тогда он начал понимать, каким важным игроком является для своей команды. За два последних сезона за МТК Шаффер забил ошеломляющее количество голов: 87. Чтобы удержать маэстро совет директоров клуба решил подарить ему магазин, который он мог сдавать в аренду и в будущем превратить в свой бизнес. Однако нападающий не был заинтересован в такой работе и решил оставить магазин закрытым. После этого, сталкиваться с вопросами о том, почему магазин закрыт, Шаффер, не задумываясь, отвечал: «Шаффер – футболист или бизнесмен? Я вас умоляю, он – футболист. Что ему делать с магазином? Он должен проводить свои дни на футбольном поле».

Переезд в Германию

Тот факт, что Шаффер, в конце концов, решил оставить МТК, одну из лучших команд своего времени, был воспринят, как сюрприз. Особенно потому что он решил присоединиться к «Нюрнбергу», который МТК разгромил со счетом 3:0 во время гастролей по Европе. Даже защитник «Клуба» Густав Барк, видя, что могут делать с мячом ученики Хогана, кричал вратарю и легенде «Нюрнберга» Хайнеру Штульфауту: «Хайнер, они играют в такой красивый футбол, что я должен просто наблюдать его».

Есть несколько различных объяснений, почему один из лучших игроков Европы (если не лучший) решил присоединиться к «Клубу». Наиболее вероятной причиной являлась нищета, с которой Шафферу пришлось столкнуться в Венгрии. После окончания Первой Мировой Войны немецкая экономика тоже терпела бедствия, но их последствия были менее серьезными, чем в Венгрии. Во время нашего разговора прошлым летом футбольный историк Шарль Вайсс был убежден в том, что именно проблемы в стране были причиной внезапного переезда Шаффера.

После прибытия во Франконию, Шаффер и Питер Сабо (еще один игрок МТК, тоже перешедший в «Нюрнберг») получили новый гардероб. Во время последней поездки МТК через Европу люди, видевшие игроков венгерского клуба, принимали их за бездомных. Немецкий футбольный союз в те времена не платил футболистам зарплату, но для Шаффера сделали исключение: он получал достойные деньги. Нападающий никогда не говорил никому, сколько «Клуб» платит ему за спиной футбольной ассоциации, но в одну ночь после слишком большого количества выпитого алкоголя, он, пусть и вскользь, но рассказал некоторые факты: «Они сегодня снова заходили, эти лепреконы. Вот сегодня я открыл ящик тумбочки, и что было в нем? 300 марок».

Венгерский маэстро не боролся с желанием тратить деньги на еду и пиво. Его дебют в форме «Нюрнберга» мог быть и лучше – его партнерам Хайнеру Тригу и Лютполду Поппу было трудно найти с ним взаимопонимание.

Шафферу удалось в течение нескольких следующих недель научить команду секретам венгерского футбола. Игроки «Нюрнберга» учились, как останавливаться, проходить по флангу и простреливать. Кроме того, Шаффер показал обманные движения из своего репертуара, а также, каким образом можно двигаться более целенаправленно, достигая лучших результатов и тратя при этом меньше сил.

«Der Fussballkönig» (так Шаффера назвал журнал «Fussball») проявил особый интерес к Хансу Кальбу. Они вместе дополнительно упражнялись, и Шаффер заметил в молодом парне особый потенциал. Кальб стал одним из самых влиятельных игроков «Нюрнберга» в 20-х годах. Зепп Хербергер позднее назвал его «лучшим футболистом Германии своего времени».

После трудностей в начале своей карьеры в «Клубе» Шаффер быстро набрал обороты. Венгерский футболист вскоре начал показывать свою дерзость. В одной из игр, когда арбитр заставил его перебить пенальти в третий раз, Шаффер пробормотал: «Господин судья, пожалуйста, просто скажите мне в какой угол мне бить, чтобы забить гол, и я сделаю это». Его потрясающий удар вселял страх во вратарей, защищавших ворота соперников «Нюрнберга». Особенно боялся вратарь «МТВ Фюрт» Поленски, ноги его дрожали каждый раз, когда Шаффер и «Клуб» играли против его команды. Однажды, когда мяч после удара Шаффера пошел над перекладиной, вратарь от радости даже сделал сальто, высмеивая Шаффера. Вскоре после этого Шаффер начал еще одну из своих пугающих атак, в окружении трех игроков соперника дождался, когда Поленски выйдет из ворот, и неторопливо отправил мяч в сетку в обход вратаря. На обратном пути к воротам голкипер получил от венгра похлопывание по спине и восклицание: «Теперь радуемся мы!».

2

Однако радость от игры одного из лучших нападающих Европы в «Нюрнберге» оказалась короткой. Совет директоров и Шаффер не смогли договориться о финансах на пятый месяц его пребывания в Германии, и венгерский нападающий решил сделать выбор в пользу страны зеленых пастбищ и отправился в «Базель», где он получал часть дохода от игры.

Влияние на «Клуб»

Несмотря на свое короткое пребывание в «Нюрнберге», Шаффер будет позже заявлять, что его присутствие в команде в течение этих пяти месяцев было жизненно важным для нее: «В городе Нюрнберг меня боготворили, и команда, игравшая до моего приезда незначительную роль в немецком футболе, выиграла не только Чемпионат Южной Германии, но и Чемпионат Германии после того, как я стал ее тренером-любителем».

У Ханса Хофманна, одного из основателей «Клуба», состоявшего в совете директоров вплоть до своей смерти в 1952 году, было противоположное представление о ситуации. Он заявлял, что футболисты «играли в футбол периода «пре-Шаффер» после того, как он покинул команду».

Правду, скорее всего, можно найти между точками зрения Шаффера и Хофманна. Бывший архивист «Клуба» Андреас Вайс заявил, что это Шаффер обнаружил Кальба и помог ему стать игроком, которым он был в 20-е годы. Журналисты, освещавшие «Нюрнберг», не забывали о венгерском маэстро даже спустя семь лет после его ухода. Однажды в процессе игры с «Баварией», завершившейся со счетом 2:5 в пользу мюнхенцев, журналист Джозеф Миклер сказал своему коллеге Юджину Сейболду: «Он станет так же хорош, как Шаффер».Речь, разумеется, шла о Хансе Кальбе.

Тренер «Клуба»

В сезоне 1933/34, во время зимнего перерыва, Шаффер пришел в «Нюрнберг» уже тренером. Одной из его любимых фраз в то время было: «Побегайте», потому что это давало ему возможность поиграть в карты и попить мокко в клубном ресторане. Как бы то ни было, его приверженность и внимание вновь были сосредоточенны на том, как игроки могут улучшить свою технику и играть целеустремленней. С Шаффером «Клуб» впервые за семь лет достиг финала немецкого чемпионата.

Спустя год франконцы сделали огромный шаг, победив «Шальке» в финале Tschammer Pokal – предшественника Кубка Германии. Тренер «Нюрнберга» Михалке после победы послал венгру телеграмму: «Герр Шаффер, поздравляю, это победа твоя».

«Клуб», после того, как его покинул Шаффер, принимал участие в двух финалах чемпионата Германии, победив со счетом 2:1 в дополнительное временя дюссельдорфскую «Фортуну» в 1936 году и проиграв со счетом 0:2 «Шальке» в следующем сезоне.

Странник продает свои услуги

После «Нюрнберга» Шаффер путешествовал из клуба в клуб, не оставаясь ни в одном из них слишком долго. Вспоминать всех его работодателей мы не будем (это значительно удлинит нашу статью), однако остановимся на основных и комичных моментах.

Совет директоров «Базеля» (первый клуб, куда Шаффер пошел после того, как оставил «Нюрнберг») вскоре понял, что совершил ошибку, предложив венгру часть дохода от матчей. Чтобы увидеть его мастерство и артистизм, люди огромными толпами штурмовали стадион. «Вы привлекаете больше внимания, чем швейцарский президент», – говорили ему официальные лица клуба, пытаясь его урезонить. Венгр ответил им: «Вы можете периодически выбирать нового президента, но вы не получите нового Короля Футбола в ближайшее время».

Мюнхенский «Ваккер» стал следующим клубом Шаффера. Немецкий Футбольный Союз отказал Шафферу в выдаче лицензии, что означало, что он не имеет права оставаться в Германии. Однако руководители его нового клуба нашли способ решить проблему. В журнале «Fussball» было объявлено о венчании Ольги Бернстайн и Альфреда Шаффера. Ольги, которая якобы была сестрой вратаря «Ваккера» Альфреда Бернстайна, не было и в помине, но Немецкий Футбольный Союз обманулся таким маневром. Венгерскому футболисту, как мужу мифической Ольги, было разрешено остаться в Германии и что важнее – разрешено вернуться на футбольное поле. Мюнхенский клуб добился успеха во время пребывания венгра в его рядах, выиграв чемпионат Южной Германии и добравшись до полуфинала чемпионата Германии.

Нападающий изобрел новый способ зарабатывания денег во время пребывания в Wiener Amateur Sportvereinigung в 1922 году. Шаффер поднимался в VIP-ложу во время матчей и предлагал сидевшим там обеспеченным джентльменам сделать ставку на то, что он не забьет победный гол. После того, как кто-то делал такую ставку, Шаффер обычно забивал. Такое анонсирование голов, до того, как они забивались, стало его специализацией во время пребывания в Вене.

Восемь лет спустя венский клуб, теперь именуемый «Аустрией», пригласил Шаффера к себе на пост главного тренера. Вскоре руководству клуба пришла телеграмма: «Я еду, будучи тысячу раз вне себя от радости. Моя зарплата должна быть 2000 шиллингов в месяц». Клуб не мог потянуть такие высокие требования, но в рукаве у совета директоров был туз в виде остроумного ответа: «Вы можете приехать и быть вне себя от радости две тысячи раз, а ваша ежемесячная зарплата будет 1000 шиллингов».

В конце концов, Шаффер решил принять предложение.

Вот список некоторых самых запоминающихся достижений венгерского мастера в роли тренера после того, как он оставил «Нюрнберг»: Шаффер привел дважды «Хунгарию», именуемую ранее МТК, к победе в чемпионате Венгрии в 1935 и 1936 годах. Спустя два года он уже тренировал венгерскую национальную сборной во время Чемпионата Мира, где проиграл сборной Италии со счетом 2:4 в финале. Самым большим успехом Шаффера в роли тренера можно считать выигрыш скудетто с «Ромой» в сезоне 1941/42 – первое в истории чемпионство римского клуба.

Смерть

Три года спустя, 30 августа 1945 года, в поезде, остановившемся в городке Прин-ам-Химзе, было найдено мертвое тело. Оно был обнаружено поклонником футбола, которому, в конце концов, удалось идентифицировать мертвого человека. Это была легенда футбола Альфред Шаффер. Человек, который любил жизнь, непревзойденный гений нападения своего времени. Оба пребывания венгра в «Нюрнберге» длились меньше года, но, тем не менее, они оказали огромное влияние на всех. Точная причина смерти Шаффера не была установлена, но предполагается, что он умер от сердечной недостаточности. Вскоре после кончины, Шаффер был похоронен на кладбище Прин-ам-Химзе.

3

 

Автор: Никлас Вайлдхеген

Переводчик: Мурад Гасанов

Редактор: Аля Синецкая