Трибуна
6 мин.

Тонкости работы тренеров-ассистентов от спеца, который 10 лет был в «Краснодаре»

От редакции: привет! Вы в блоге Бундеслига.ру – здесь любят немецкий футбол и находят интересных героев для материалов. Подписывайтесь, ставьте плюсы и пишите комментарии.

Александр Нагорный – лицензированный профессиональный футбольный тренер (лицензия UEFA «PRO»), с 2010-го по 2020-й работал в структуре футбольного клуба «Краснодар», был ассистентом главного тренера основной команды, а также главным тренером «Краснодара-2» в ПФЛ и ФНЛ. Еще Александр работал в академии «Краснодара» на руководящей должности и курировал юношеские и молодежные команды, работал в тренерском штабе юношеской сборной России U17, к тому же он занимается образовательной деятельностью.

В блоге «Бундеслига.ру» монолог Нагорного с рассказом об устройстве тренерского штаба, ассистентском опыте подавляющего большинства тренеров Бундеслиги, значимости ассистентов их вкладе в успех.

***

Манифест ассистенту!

Manifest zum Assistenten!

Чтобы понять важную роль помощника необходимо провести аналогию с ассистентом в хирургической операционной при проведении сложных операций, где уровень ответственности максимален, и от четкого выполнения круга компетенций зависит здоровья и вообще жизнь пациента.

Для тренера «пациент» – это команда и клуб в целом, а ассистент – «врач». Как правило, ассистент – это тот, кто только начинает формироваться как управленец и еще не способен принимать ответственные решения, отвечать за результат. Ассистентами становятся и профессиональные игроки высокого уровня, и футболисты низших дивизионов. В основном те, кто на раннем этапе завершил профессиональную или любительскую карьеру – кто осознанно, а кто вынужденно из-за обстоятельств.

В наше время существует пример более структурного подхода к формированию тренера, на который следует обратить внимание или хотя бы ознакомиться. Такой системный подход в последние годы реализуется в Германии и Австрии: тренера выбирают внутри собственной системы, он попадает в цикл обучения в системе одного клуба, начиная с команд академии, и проходит путь от помощника в юношеских командах до ассистента в основе или собственно главного тренера первой команды.

Причем в большинстве случаев первый этап – именно роль ассистента, это важно для понимания особенностей роли и ее значимости. Несомненный положительный эффект – на выходе тренер получает опыт работы с конкретной игровой концепцией, он знаюет, как работать с молодыми футболистами и интегрировать их в систему профессиональной команды. Человек понимает философию клуба и думает в одном направлении с руководством, он чувствует традиции и особенности структуры клуба.

Как правило, это свои воспитанники, которые прошли путь в академии, или люди из системы клуба в целом. Прослеживается, насколько важны патриотизм и преемственность – это имеет колоссальное значение именно в немецкой системе воспитания и вообще играет важную роль в системе ценностей.

По такому пути идут многие немецкие клубы: например, «Хоффенхайм», «Вердер», а также «РБ Лейпциг» и «Зальцбуг». Показательно, что большинство главных тренеров, возглавляющих команды Бундеслиги (72%) прошли через такую модель. Они имели опыт работы с молодыми игроками и формировались как тренеры именно в структурах клубных академий.

13 из 18 главных тренеров первой Бундеслиги получили опыт работы в академиях в роли ассистентов и затем старших тренеров юношеских или молодежных команд:

• Марко Розе (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Зальцбурга»),

• Флориан Кофельдт (ассистент и старший тренер в командах академии «Вердера»),

• Юлиан Нагельсманн (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Хоффенхайма», «Зальцбурга»),

• Себастьян Хенесс (тренер молодежных команд «РБ Лейпцига», «Баварии» Мюнхен),

• Кристиан Штрайх (тренер молодежной команды и на протяжении трех лет ассистент главного тренера основной команды «Фрайбурга»),

• Дэвид Вагнер (ассистент и старший тренер в академиях «Хоффенхайма», «Боруссии» Дортмунд),

• Уве Нойхаус (тренер молодежной команды «Боруссии» Дортмунд и в течении шести лет ассистент главного тренера основной команды),

• Ханс-Дитер Флик (первый ассистент Йоахима Лёва в «золотой» сборной Германии),

• Матараццо Пеллегрино (семилетний опыт работы ассистентом и старшим тренером молодежных команд в системе академии «Нюрнберга», ассистент в основной команде «Хоффенхайма»),

• Ахим Байерлорцер (тренер молодежных команд академии и ассистент главного тренера основной команды «РБ Лейпциг»),

• Ади Хюттер (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Зальцбурга»),

• Хайко Херлих (тренер молодежных команд академий «Боруссии» Дортмунд, «Баварии» Мюнхен, сборных командах Германии),

• Урс Фишер (ассистент и старший тренер молодежных команд академии «Цюриха»).

Это система – неудивительно, что она сформировалась именно в Германии.

Такой механизм действительно работает, он управляем, а в результате клуб растит более функционального специалиста с серьезным багажом активной практики.

Один из последних примеров – успешная работа Флика в «Баварии», однако это творение громадного управленческого опыта и знаний, полученных в качестве ассистента в сборной. Решение перевести Мирослава Клозе из молодежной команды в основную как раз ассистентом выглядит дальновидным и стратегически верным.

Ассистент должен знать свои полномочия и зону ответственности. Главный тренер, который сам был ассистентом, понимает, насколько это важно для профессиооноального роста и правильной мотивации.

Основная задача – рационально делегировать полномочия. Например, необходимо распределить между ассистентами ответственность за игру конкретных линий (это прогрессивная практика), за определенные фазы игры или стандартныы ситуации. В функции тренера-ассистента может входить индивидуальная работа с игроками определенной специализации (например, одна из задач тренера Клозе – работа с нападающими), аналитика, контроль прогресса, практические и теоретические занятия, а также индивидуальные психологические беседы.

 

Несомненно, помощник тренера, который стремится к профессиональному росту, обязан быть компетентен во всех сферах подготовки, уметь выражать своё мнение, быть хорошим психологом. Часто на начальном этапе помощник – это менее опытный специалист, формирующий свою концепцию подготовки, накапливающий опыт взаимоотношений с игроками и имеющий амбиции стать главным тренером.

На профессиональном уровне ассистент это личность с hintergrund – бэкграундом, опытом, и возраст здесь не имеет значения. Есть ведь пример Нагельсманна – специалиста, у которого в молодом возрасте уже предостаточно опыта управления командой. Проведение занятий, аналитика и способность готовить отчеты – лишь малая часть того, что должен уметь ассистент.

Помощник – человек, понимающий в первую очередь личностную и командную психологию, дисциплинированный, способный чувствовать тонкую грань между дружескими и профессиональными взаимоотношениями с игроками. Например, ювелирная игра этими качествами Ханси Флика в сборной Германии имела огромное значение в успехе той сборной – особенно на чемпионате мира в Бразилии.

Качественная работа ассистента, выполнение этих невидимых и монотонных задач – залог успеха и конкурентное преимущество перед оппонентами. Умение главного тренера эффективно управлять и создавать комфортную обстановку в тренерском штабе способствует обучению и прогрессу помощников.

В целом неудивительно, что именно в Германии реализуется такая модель. Там тренеры педантичны, дисциплинированы, настойчивы и хорошо обучаемы.

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTube и группе VK.

***

Фото: fckrasnodar.rualenag-82.wixsite.com