7 мин.

«Возможно, сейчас он сидит в соборе Святого Петра и никого не принимает». Игрок с самой короткой карьерой в Бундеслиге

История о футболисте, который провел 38 секунд в Бундеслиге, после чего скатился до лжепапства и звания самого глупого игрока Германии.

1

Наверняка вы не слышали об этом футболисте ранее. Йозеф Лауманн – сын немца и марокканки, родившийся на родине матери и переехавший в немецкий Хаген в 10-летнем возрасте. В Вестфалии нападающий выступал за скромные клубы «Изерлон», «Эстрих-Изерлон» и «Эркеншвик», пока не перешел… в «Шальке». На телефоне был Майк Бюскенс – и это была не шутка, хотя на самом деле Бюскенс приглашал Лауманна в резервную команду, выступавшую в Оберлиге. Впрочем, для 21-летнего футболиста это все равно был шаг вперед.

Лето 2005-го. Еще не все игроки вернулись в «Шальке» из-за выступлений в сборных, поэтому состав первой команды в начале предсезонки комплектовался в том числе и молодыми игроками. Не хватало как раз нападающего – и вызвали Лауманна. В одном из товарищеских матчей против команды Регионаллиги Йозеф появился на поле после первого получаса игры и за десять минут уже забил три мяча. Парнем тут же более подробно заинтересовался главный тренер «Шальке» Ральф Рангник.

Лауманн тренировался страстно, и Рангник решил взять его на сборы в австрийский Бад-Радкерсбург. В итоге форвард с тонкими ногами забил в предсезонке 12 мячей – больше, чем его звездные коллеги Кевин Кураньи, Джеральд Асамоа и Эббе Санд. Лауманн был награжден 20 минутами в победном матче первого раунда Кубка Германии с «Бременхафеном» (3:0). Но это было не то.

2

Лауманн (слева) в тренировочном лагере с Линкольном (в центре) и Марсело Бордоном (справа)

Йозеф мечтал выйти в Бундеслиге. И вот оно: 24 сентября 2005 года, 7-й тур Бундеслиги, «Шальке» принимает «Ганновер». Атмосфера перед матчем была напряженная: гельзенкирхенцы четыре последних тура играли вничью, поэтому от них требовали только победы. Рангник не выпустил Лауманна в старте и предупредил его: «Если я выпущу тебя и все пойдет плохо, то люди начнут наваливаться с вопросами на меня. Если сыграют звезды, то в заголовках окажутся они». Но в тот день все пошло как надо. В начале второго тайма Линкольн и Кураньи оформили по голу и сделали игру. На часах было 17:21, у Рангника была еще одна замена, а Лауманн уже стоял на бровке. Йозеф вышел вместо Линкольна, пробежался налево, направо, вперед, так и не получил мяч и услышал свисток.

38 секунд – столько Лауманн провел на поле. Позже Рангник скажет ему, что это только начало и дальше он будет играть больше. Следующий соперник – «Бавария», а мюнхенцев Йозеф почитал всегда. Но сыграть против них ему не было суждено.

Через несколько дней после тех 38 секунд Лауманн серьезно заболел. Озноб, температура и боль, которую он никогда не испытывал. Командный доктор диагностировал у него менингит. Две недели 22-летний футболист провел в больнице, едва мог передвигаться и есть. И без того худой форвард потерял 7-8 килограммов, и чтобы вернуться, ему понадобилось еще два месяца. Это было начало декабря: Ральф Рангник уже уволен, а на его место назначен Мирко Сломка, который хотел других игроков.

Вторую половину сезона Лауманн провел в резервной команде, забив девять мячей в 23 матчах Оберлиги, и больше ни разу не вызывался в основу. «Возможно, мне надо было остаться», – оглядывается в прошлое Йозеф. Но он предварительно подписал контракт с «Рот-Вайссом» из Алена и понадеялся, что команда не вылетит в Регионаллигу (третью лигу). Но она вылетела. «Один год в третьей лиге, – говорил он себе. – Не больше. А затем снова наверх».

Лауманн играет и забивает, является лучшим бомбардиром лиги. Но зимой приходит новый тренер и усаживает его на скамейку. В один день Йозеф отказался тренироваться, потому что не были готовы его шорты. «Без понятия, что на меня тогда нашло», – вспоминает он сегодня. Разумеется, Лауманн не задержался в Алене и уже летом перешел в «Любек», выступавший также в третьей лиге. Это далеко от Вестфалии, друзей и семьи, но соблазнительно близко к Гамбургу. Однако ж всего через полгода у клуба заканчиваются деньги и он вовсе оказывается на грани банкротства.

3

Лауманн (слева) в составе «Любека»

Лауманн ушел в «Рот-Вайсс» Эрфурт, где всего после трех игр в Регионаллиге у нападающего появился новый вариант: им заинтересовался «Витесс» из высшей голландской лиги.

«Витесс» пригласил немца на просмотр, сам игрок, разумеется, согласился, однако проблема заключалась в том, что «Рот-Вайсс» его не отпускал. Лауманн не сдался, выдумал болезнь желудка и отправился в Арнем. Чтобы не привлекать внимание, игроку понадобился псевдоним. «Йозеф... – говорит он менеджеру «Витесса», который бронировал гостиничный номер. – Йозеф Ратцингер». Будучи мусульманином, Лауманн просто не знал, что Йозеф Ратцингер был тогдашним папой римским Бенедиктом XVI, а фамилию ему в шутку подсказал один из коллег. Этот момент, как футболист со смехом признается сейчас, он помнит отлично.

Ратцингер хорошо тренируется, Ратцингер отлично играет. После одного из матчей агент сообщил ему, что он может отпраздновать это событие со своими будущими товарищами по команде: «Витесс» хочет его подписать и контракт может быть подписан в ближайшие дни.

Новичком, которого зовут как папу римского, заинтересовалась голландская пресса, которая и раскрыла обман. 200 звонков на мобильный телефон, но Йозеф предпочел не отвечать ни на один из них. «Лауманн недоступен по телефону. Возможно, сейчас он сидит в соборе Святого Петра и никого не принимает. Совершенно очевидно, что эти действия будут иметь последствия для его трудоустройства», – так отреагировал менеджер эрфуртского клуба Штефан Бойтель.

«Я внезапно стал самым глупым игроком Германии, просто посмешищем», – говорит Лауманн. «Витесс» получил суровое наказание от ассоциации, а «Рот-Вайсс» расторг контракт с нападающим. Переход, конечно, сорвался – как и мечта о большой карьере. Репутация Лауманна была разрушена. Далее последовали годы в низших дивизионах Германии, полгода на Кипре и год во Вьетнаме.

4

Лауманн-тренер (справа) с Измаилем Аталантом в «Шпортфройнде» Лотте

Лауманн долго думал, собирая кусочки пазла, в надежде найти ответ на вопрос «почему». Он знает, что его несовместимость с каждым вторым тренером – не совпадение, и в качестве причин называет импульсивность и молодость. «С нынешней головой и тем телом я бы, возможно, чего-то достиг», – говорит Йозеф. Некоторые его коллеги с гораздо меньшим талантом добились большего успеха во второй лиге. – Было время, когда это было больно. Но я доволен. Я многому научился для жизни».

Бундеслига – странная вещь. Ещё немного удачи, ну или хотя бы чуть меньше неудач – и все бы пошло по-другому? Лауманн решил, что не будет позволять себе задаваться такими вопросами. В какой-то момент он снял со стены своей квартиры памятные сувениры и фотографии. «Что было, то прошло, – говорит Йозеф. – В моей жизни теперь есть другие прекрасные вещи». У него есть семья и дочь, которой уже 3,5 года. И новая задача: с начала 2015 года он работает тренером. Тогда он начинал помощником главного тренера «Шпортфройнде» Лотте Измаиля Аталана, с которым они подняли клуб в Третью лигу и дошли до четвертьфинала Кубка Германии. Прошедшим летом они пошли на повышение – в «Бохум». Но уже спустя три месяца, в октябре, с Аталантом и его штабом расстались, а Лауманн вернулся в Лотте, где главным тренером стал Андреас Голомбек. «Он является частью наших успехов в недавнем прошлом и может приступить к работе без акклиматизации. Благодарим его за быстрое согласие и снова приветствуем в нашей команде», – так Йозефа встречали в «Шпортфройнде».

Работа тренера доставляет ему удовольствие, потому что «футбол – это не такое обязательство, как школа или университет», и Лауманн хочет как можно быстрее получить профессиональную тренерскую лицензию. В конце концов, Йозеф Лауманн хочет вернуться в Бундеслигу. На более чем 38 секунд.

***

Все, кто дочитал до конца, получают +10 к удаче любимой команды!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер!