6 мин.

Почему на Евро смотреть футбол стало еще круче

Роман Дворянкин – о телевизионных новинках Евро-2016.

Мы живем в удивительное время. Часть матчей чемпионата мира в США я смотрел у бабушки дома на черно-белом телевизоре. В 1998 году случайно нажав во время матчей турнира кнопку на пульте, я с удивлением открыл для себя мир телетекста, что тогда казалось космической технологией. В 2002 году скандальную игру Бразилия – Турция я смотрел в лобби стамбульского отеля на экране проектора, подключенного шестью штырьками к приставке кабельного ТВ, и поражался сочности цветов, которые превосходили даже формат S-VHS. Четыре года спустя, опаздывая на финал, я поставил игру на запись на тв-тюнере в своем системном блоке и, приехав домой с работы, смотрел на победу сборной Италии как будто в прямом эфире. Сейчас все это кажется детским садом.

Вообще чемпионатам Европы не очень везет с точки зрения презентации инновационных технологий в области телевизионных трансляций. Крупнейшие игроки этого рынка, как производители техники, так и сами вещатели, традиционно используют чемпионаты мира и летние Олимпийские игры для демонстрации и тестирования главных новинок. Компания Panasonic, один из ключевых игроков на рынке профессиональной видеотехники, во многом из-за этого и является партнером МОК: все главные телекомпании снимают и показывают Олимпийские игры, и партнерский статус позволяет японцам получить определенные преимущества при поставках своей продукции и, главное, демонстрации новинок именно тем, кому их и нужно демонстрировать. Спонсорское соглашение Sony и ФИФА, касающееся чемпионатов мира, преследовало ровно те же цели. Именно с ЧМ-2010 в ЮАР Sony начала активно продвигать технологию 3D (как с точки зрения телевизоров, так и с точки зрения камер, позволяющих снимать в таком формате). Два года назад в Бразилии ставка была сделана уже на HD. В этом году в Рио нас ожидает не менее масштабная ярмарка технологического тщеславия, но первые ласточки мы видим уже сейчас во Франции.

Сразу вынужден отметить, что многое из описанного выше большинство жителей нашей страны, к сожалению, даже не заметят. Хотя по количеству проданных телевизоров высокой четкости (с разрешением экрана от 720 пикселей в высоту) Россия занимает очень хорошие позиции в мире, сигнал на эти экраны приходит в основном аналоговый, из домовой антенны, дающей в лучшем случае разрешение 576 на 768 точек. В сельской местности, где сильны позиции Триколор-ТВ и других спутниковых операторов, многие просто не знают, что «Матч ТВ», Первый Канал и «Россия» имеют дублирующие версии в HD, и даже в самой базовой подписке можно насладиться чемпионатом Европы в формате высокой четкости. В Европе, Северной Америке, развитых странах Азии переход на цифровое вещание в основном уже произошел (или просто сильно выше доля кабельных операторов), так что зрители там смогут по достоинству оценить главные новинки. С другой стороны, уровень, на котором тот же «Матч ТВ» показывает этот Евро, кардинальным образом отличается в лучшую сторону от того, что было в 2012 году в Польше и на Украине (сложно поверить, что четыре года назад в Донецке садились самолеты, а на поле стадиона выходили сборные Франции, Англии и Испании).

ар

С формальной точки зрения производителем телевизионной картинки, которую видят зрители во всем мире, является сама УЕФА. Тем не менее, собственных производственных мощностей у них, естественно, нет, поэтому на субподряд были взяты пять телекомпаний: NEP (Бельгия), Euromedia и AMP Visual (Франция), Telegenic (Великобритания) и еще один NEP, на этот раз из Швеции.

уь

Главный фокус этого Евро был сделан на технологии 4K. Если два года назад в Бразилии UHD, как еще называют 4K, только тестировали, то сейчас абсолютно все камеры на четверть- и полуфиналах и в финале будут давать картинку сверхвысокого разрешения. Касается это даже «паука», подвешенного над полем, и обзорной камеры, дающей картинку с вертолета. Изначально предполагалось, что в UHD покажут только полуфиналы и финал, но проникновение 4K-телевизоров на ключевых рынках оказалось столь велико, что было принято решение увеличить количество матчей, транслируемых в формате сверхвысокой четкости. Главной сложностью при организации трансляции 4K является необходимость подведения к стадиону мощнейшей инфраструктуры, позволяющей сначала довести до ПТС, а потом «поднять» на спутник просто невероятные объемы информации. В дополнение к  46 камерам, снимающим в HD, на ключевых матчах будет использовано 14 UHD-камер, а это сотни гигабит данных в секунду. Неспроста к «Лужникам», которые, надеюсь, примут финал чемпионата мира 2018 года подводят кабельный коллектор диаметром в пару метров – требования к инфраструктуре через два года будут еще строже.

п

Помимо собственно картинки, УЕФА и ее технологический партнер, итальянская компания Deltatre, предлагают официциальным вещателям турнира (таким, как наш «Матч ТВ») широчайший набор графики и визуальных эффектов для интеграции в трансляции и аналитические программы. Все это доступно на национальных языках тех стран, чьи сборные участвуют в турнире. Большая часть всех тех эффектов, что мы видим из студии «Матч ТВ» в Париже – отличный пример работы Deltatre. Кроме украшений ТВ-картинки итальянцы предлагают целый ряд решений для приложений «второго экрана» со статистикой и другой информации (очередной клон Scores & Videos).

Если на чемпионате мира в Бразилии тестировали UHD, то во Франции пробуют обкатать технологии виртуальной реальности. Та же Deltatre снимает часть игр с помощью 360-градусной камеры, контент с которой поддерживают основные VR-решения, а результаты этого эксперимента пока будут доступны только персоналу телевизионных компаний, которым и предстоит оценить готовность и перспективность технологии.

Единственное, что осталось за бортом технологических новинок во Франции, это дроны. Их дешевизна, удобство эксплуатации и возможность использования в зонах, где запрещены полеты вертолетов, заставили многие телекомпании активно ставить камеры на летающих роботов. На этом Евро пока работают по старинке.

Пожалуй, главной новацией являются не столько сами технические решения, а скорее тот факт, что во всю эту красоту УЕФА инвестирует самостоятельно, оплачивая телекомпаниям все их затараты и во многом формируя спрос на продукт нового уровня, прививая болельщикам вкус к хорошей и качественной картинке. Уже упомянутый спрос на 4K во многом был спровоцирован тем, что ряд матчей АПЛ телеканал Sky уже показывал в таком формате, и английские зрители смогли с ним познакомиться еще до Евро. Ту же роль УЕФА сейчас сыграет и для других турниров калибром поменьше.

Два года назад в медиацентре сочинской Олимпиады Panasonic выставлял экран с разрешением 8K и изображение на нем давало полное ощущение погружения в реальность. Кто знает, что еще нас ждет через пару лет на чемпионате мира в России? С другой стороны, хороший футбол в исполнении нашей команды будет гораздо важнее. В конце концов, когда я в 2001 году посмотрел первый в жизни фильм на DVD, казалось, что вот оно – идеальное качество изображения.