6 мин.

Бьорн Ферри: «Пихлер сказал: «Если хочешь быть лучшим, надо не только много тренироваться, но и уметь много пить»

В марте Бьорн Ферри завершает карьеру после 13 сезонов. Одним месяцем ранее пройдет его четвертая Олимпиада. Цель Ферри – защитить золото Ванкувера в пасьюте. А потом он собирается жить за счет лесного хозяйства и заработанной репутации.

«Начиная с апреля единственное, чем я занимался, были тренировки. Я отказался от легких денег и вместо этого хочу провести свою последнюю Олимпиаду как можно лучше», – говорит Бьорн Ферри.

Вместе со спортсменом Expressen проследил всю его карьеру биатлониста, которая началась со звонка Вольфганга Пихлера и закончится 23 марта в финале Кубка мира в Осло.

1978. Бэби-Бьорн со своим старшим братом Андерсом и мамой Маргаритой.

«Мы стоим перед домом, где жили в детстве на Страндвеген в Стурумане. Я всегда был верен этому месту, за исключением периода, когда ходил в лыжную гимназию в Люкселе и служил в армии в Соллефтеа. А еще жил в Умео несколько лет, пока занимался лыжными гонками. Но когда перешел в биатлон, переехал домой, потому что здесь самые лучшие условия для тренировок».

2002. Заканчивался первый сезон Ферри. Он выступил на олимпийских играх и лучшим результатом стало 17-е место в спринте. Тогда же завершила карьеру Магдалена Форсберг. Здесь Магда с мужем Хенриком и тренером Вольфгангом Пихлером  после ее последнего сезона на Кубке мира, в марте в Осло.

«Одновременно со мной у Вольфганга появилась новая надежда. Он раздумывал уйти вместе с Магдаленой. Но тогда увидел свет и принял решение сделать ставку на парней. Первый раз мы встретились с Вольфгангом в Рупольдинге летом 2001-го. Я много слышал о нем и слегка опасался. Но уже на третий день нас пригласили на вечеринку, и тогда Вольфганг сказал: «Если хочешь быть лучшим в мире, надо не только много тренироваться, но и уметь много пить». Такого я еще никогда не видел на других сборах».

2007. Первый большой успех пришел с золотой медалью в смешанной эстафете в Антерсельве вместе с Карлом Юханом Бергманом, Анной-Карин Олофссон и Хеленой Экхольм.

«Мы все были на подъеме, за исключением Анны-Карин, у которой уже было две олимпийские медали. Это был первый чемпионат Хелены, я и Карл Юхан выступали хорошо, но не показывали чего-то выдающегося. У Карла Юхана была одна победа в Кубке мира.  Казалось, мы не претендуем на многое, но мы знали, что у нас был шанс. Когда сейчас смотришь на это фото и думаешь, что произошло тогда, понимаешь, что мы были чертовски хорошей командой».

2009. Рисунок Хелен Расмуссен для субботней колонки Матса Улссона.

Я давно смотрел на эти рисунки знаменитостей – а теперь сам попал на один из них. И тогда я уже был вместе с Хайди (женой). Мои фото постоянно фигурировали на страницах местных газет с тех пор, как я был еще ребенком, но когда появляются такие вот вещи, уважение домашних возрастает, скажем так, раз в пять. Рисунок висит в моей квартире рядом с фото жены».

2009. Подготовка к Олимпийским играм в Ванкувере была нарушена травмой ключицы.

«В сентябре мы были на сборе в Рупольдинге, и я наехал лыжероллерами на палку Дэвида Экхольма. Я рухнул на асфальт и повредил ключицу. Здесь я в больнице Sophiahemmet в Стокгольме около недели спустя для того, чтобы обработать рану. Это случилось всего за несколько месяцев до Олимпиады, и я подумал: ну вот… Я столько тренировался и думал, что это будет мой сезон. А тут такое».

2010. Бьорн Ферри сенсационно выигрывает олимпийское золото в пасьюте. Пересекая финишную черту он делает «Бьорна Линда».

«Это момент всей моей жизни. Более значительный по пережитым ощущениям, чем рождение ребенка. Со временем эта победа привела к улучшению благосостояния и уверенности в завтрашнем дне. Золото облегчило путь к достижению мечты, которая у меня была. Сам того не подозревая, я извлекал пользу из этой медали в течение многих лет. За 30 метров до финиша, мне пришло в голову, что я хочу это сделать, как Бьорн Линд. Мы знали друг друга со времен службы в армии, и то, что он завоевал золото в Турине, было просто невероятно. Я, наверное, видел запись моей гонки раз десять, но по-прежнему не могу понять, как мне удалось чисто отстрелять последнюю решающую «стойку». После этого я готовился дома, и однажды разрыдался прямо во время тренировки, на ходу, толкаясь палками. Осознание того, чего я достиг, обрушилось на меня в этот момент».

2010. Вольфганг Пихлер собирается обнять Ферри после золота на Олимпийских играх.

«Без Вольфганга ничего бы этого не случилось, но в то же время было много других людей, без чьей помощи я бы не обошелся. Я часто говорю, что 100 человек внесли свой вклад в мой успех, по одному проценту каждый, и все они были одинаково важны. На один процент меньше – и я бы не выиграл. И тогда я думаю о всех, начиная от родителей, Хайди, тренерах, сервисменах, Карле Юхане. У меня хорошие отношения с Вольфгангом, но было небольшое охлаждение примерно в течение года после того, как он ушел с должности тренера мужской команды».

2012. Шведские биатлонисты проводят свой лучший в истории чемпионат мира и завоевывают пять медалей. Здесь Фредрик Линдстрем празднует свою бронзу, а Ферри – серебро после масс-старта.

«Я не был в хорошей беговой форме в Рупольдинге, но в то же время понимал, что все возможно, если отстреляюсь на ноль. И это была гонка, в которой сработало все. Я чертовски страдал на лыжне. На последнем круге пришлось бежать с Мартеном Фуркадом, и я думал, что надо «висеть» за ним как можно дольше. Он предпринял затяжной рывок, когда оставалось чуть более километра до финиша, а у меня уже не было сил его поддержать. Я был никакой, когда пересекал черту. Если бы дистанция была на 50 метров длиннее, я бы стал четвертым, потому что те двое позади меня, летели, как снаряды из пушки. Но мне хватило времени до того момента, когда на финиш пришел Фредрик – будущее шведского биатлона».  

Перевод со шведского, источник