20 мин.

Чимган

В начале этого месяца - 4 февраля 2020 года - вышло Постановление узбекистанского президента Шавката Мирзиеёва, утвердившее Программу развития зимних видов спорта в республике на 2020-23 годы. В нем говорится о «создании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров высокой квалификации», «совершенствовании современной материально-технической базы и обеспечении спортивным снаряжением, оборудованием и инвентарем», «налаживании проведения на местах на системной основе соревнований по зимним видам спорта». Речь идет о хоккее с шайбой, фигурном катании, о различных дисциплинах лыжного и горнолыжного спорта. А ведь раньше эти виды спорта уже развивались на узбекистанской земле. У хоккеистов лучшим достижением было четырнадцатое место в иерархии советского хоккея. Воспитанники ташкентской ДЮСШ по фигурному катанию завоевывали различные медали на чемпионатах СССР, Спартакиаде народов СССР, Универсиаде, различных международных турнирах, а также на юниорских чемпионатах мира. А самый большой успех в зимних видах спорта пришел к Узбекистану во фристайле.

Золотую олимпийскую награду для Узбекистана (единственная медаль на зимних ОИ) завоевала уроженка Ташкента Лина Черязова (01.11.1968 - 23.03.2019), Ее родители приехали в Ташкент из Новосибирска в 1966 году восстанавливать город после землетрясения. С 1976 года она занималась спортивной гимнастикой, в 1987 году перешла в новый для страны вид спорта - фристайл, в который тогда в основном приходили батутисты и прыгуны в воду. Лина - двукратная чемпионка СССР - 1990 (и одновременно победитель VII зимней Спартакиады народов СССР) и 1991 годов; бронзовый призер чемпионата Европы 1990 года; чемпионка мира 1993 года (Альтенмаркт, Австрия); олимпийская чемпионка 1994 года. Самая первая олимпийская чемпионка в истории по фристайлу в акробатике (в 1992 году в Альбервиле официальном видом программы был только могул). А также обладательница двух Гран-при Кубка мира. Впервые на этапе Кубка мира выступила в декабре 1989 года в составе сборной СССР во французском Тине (девятое место). Свой первый этап Кубка мира выиграла 2 февраля 1992 года (Оберйох, Германия). За период с февраля 1992 года по февраль 1994 года выиграла тринадцать этапов Кубка мира из восемнадцати, в которых участвовала. При этом лишь один раз она не попала в тройку призеров, заняв четвертое место. В июле 1994 года на тренировке в Лейк-Плэсиде (США) Лина Черязова получила тяжелейшую травму, угрожавшую жизни. Тем не менее, смогла не только восстановиться, но и вернуться в спорт. Хотя после травмы уже никогда больше не показывала результатов как раньше - лучшее место на этапах Кубка мира четырнадцатое. Но смогла пройти отбор на Игры в Нагано в 1998 году и занять там тринадцатое место - лучшее в ее карьере после травмы. После Игр 1998 года ушла из спорта. В 1999 году переехала в Новосибирск - родину своей матери. В 2006 году удостоена звания заслуженный мастер спорта России. Ранее ей было присвоено звание заслуженный мастер спорта Узбекистана.

Лина Черязова в составе сборной СССР

Лина Черязова на Олимпийских играх в  Лиллехаммере (Норвегия)

1994. Лиллехаммер. Зимние Олимпийские игры. На пьедестале Мария Линдгрен (Швеция), Лина Черязова и Хильде Сюннёве Лид (Новрегия)

1994. Лиллехаммер. Мария Линдгрен (Marie Lindgren), Лина Черязова и Хильде Сюннёве Лид (Hilde Synnøve Lid) на церемонии награждения

1994. Ташкент. Встреча в аэропорту

Лина Черязова - олимпийская чемпионка, чемпионка мира, двукратная обладательница Гран-при Кубка мира, двукратная чемпионка СССР, победительница Спартакиады народов СССР

Одним из слагаемых олимпийского триумфа Узбекистана стали горы. Они занимают почти пятую часть территории республики. Самые близкие к Ташкенту находятся на расстоянии 80 километров. Еще одна из причин снег - чуть ли не самым скользкий снег в мире, такой же как в Новой Зеландии и на Красной Поляне в Сочи. Континентальный климат дает резкие перепады дневных и ночных температур, из-за чего даже в самые теплые зимы быстро образуется фирновый снег, обладающий превосходными характеристиками скольжения. Еще в шестидесятые годы склоны Чимгана стали излюбленным местом отдыха. Тогда же здесь соорудили несколько подъемников и проложили лыжные трассы протяженностью до трех километров. Освоение урочища и превращение его в горнолыжный продолжалось и позднее.

Карта Ташкентской области (фрагмент)

Февраль 1972. Чимган. Канатная дорога (А. Варфоломеев / Библиотека изображений РИА «Новости»)

1974. Чимган

1978. Чимган

1980. Чимган

Урочище Чимган (схема горнолыжного курорта)

Урочище Чимган 1) Поселок Чимган 2) Гостиничный комплекс 4) Парнокресельная канатная дорога - длина 1 000 метров, пропускная способность 600 человек в час 5) Буксировочная канатная дорога - длина 900 метров 6) Малые буксировочные канатки 7) Трассы слалома-гиганта - 1 600 метров 8) Трассы специального слалома (рисунок Владимира Лотова)

1983. Чимган. Спортсмены-горнолыжники из социалистических стран - участники международных соревнований «Дружба» (Роман Денисов / Библиотека изображений РИА «Новости»)

Значки, посвященные различным соревнованиям на Чимгане

Значки, посвященные различным соревнованиям на Чимгане

1984. Чимган. Ташкентцы проводят выходные дни на горных склонах. На заднем плане туристический комплекс «Чимган» (снесен несколько лет назад) фотограф Григорий Пун

1985. Чимган с высоты канатной дороги. Вид на туристический комплекс «Чимган» (снесен); фотограф Рашит Загидуллин

1985. Чимган. Нижняя станция канатной дороги (фотограф Рашит Загидуллин)

1987. Чимган. Первый чемпионат СССР по фристайлу

Сентябрь 1988 года. Чимган. Канатная дорога. Вид на туристический комплекс «Чимган» (фото A Bolnykh)

Сентябрь 1988 года. Чимган. Туристический комплекс «Чимган» (фото A Bolnykh)

Урочище Чимган. Современное состояние бывшего кафе

Постепенно Чимган мог вернуться в то состояние, в котором был в начале двадцатого века....

Почтовая открытка (начало XX века)

Март 2019. Чимган. Большая поляна (фото Андрей Кудряшов / fergana.media)

«Канатно-кресельная дорога в Чимгане функционирует без модернизации с 70-х годов XX века. Высота нижней отметки - 1 665 метров, верхней - 1 975 метров. Перепад высот - 310 метров. В сезон работает каждый день с 9:00 до 16:00 при наличии хотя бы пяти клиентов. Протяженность - 802 метра. Время в пути - около 9 минут в одну сторону. Число парных кресел 55. В сезон работает каждый день с 9:00 до 16:00 при наличии хотя бы пятерых пассажиров. Обычно очереди на нее нужно ждать полтора-два часа.» (Андрей Кудряшов / fergana.media)

Март 2019. Чимган. Основная трасса (фото Андрей Кудряшов / fergana.media)

А ведь были планы...Председатель Спорткомитета Узбекистана Мирза Ибрагимов в начале восьмидесятых говорил: «Склоны Чимгана не удовлетворяют наших спортсменов, поэтому большое горнолыжное будущее республики мы связываем с развитием Бельдерсая». Разнообразие склонов северной экспозиции урочища Бельдерсай и обилие снега делали этот район наиболее перспективным и для массового, и для большого горнолыжного спорта. Был сделан проект канатных дорог и трасс на горе Кумбель (2 308 м), предназначенных для одновременного катания 5000 человек (перепад высот составлял свыше 1 000 метров).

Урочище Бельдерсай. Совместный проект трасс и канатных дорог на 5 000 человек Института по проектированию спортивных зданий и сооружений Госкомспорта СССР «Спортпроект» и Государственного проектного и конструкторского института «Союзпроммеханизация» Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР (гора Кумбель, высота - 2 308 метров).

Урочище Бельдерсай. Совместный проект Института по проектированию спортивных зданий и сооружений Госкомспорта СССР «Спортпроект» и Государственного проектного и конструкторского института «Союзпроммеханизация» трасс и канатных дорог горы Кумбель (2308 м; перепад высот свыше 1 000 метров), предназначенных для одновременного катания 5 000 человек. 3) Зимний стадион 9) Парнокресельная канатная дорога (ПКД) Чимган-Бельдерсай (первая очередь, до джайляо), 1 100 м, 800 чел/ч 10) Парнокресельная канатная дорога с пульсирующим движением (ПКДП) от джайляо до будущего спортивного центра Бельдерсая [2 300 м (плюс 650 м после поворота), 550 чел/ч] 11) Пункты подсадки 12) Спортивный центр Бельдерсая с трибунами на финише скоростного спуска 13) Гостиницы и базы восточной - спортивной -зоны 14) ПКДП скоростного спуска [2 400 м, 450 чел/ч] 15) Сдвоенная ПКД к вершине горы Кумбель [500 м, 1 800 чел/ч] 16) Буксировочные канатки верхней зоны по 400-500 м 17) ПКД средней зоны [1 900 м, 700 чел/ч] 18) ПКД нижней зоны [1 350 м, 720 чел/ч] 190 Буксировочные канатки по 600-800 м 20) Пересадочный подвершинный узел 21) Гостиничный комплекс на плато 22) Гостиничный комплекс западной - туристической - зоны 23) Нижний гостиничный комплекс 24) Канатные дороги западной - туристической -зоны. (Примечания. Джайляо - летние пастбища в горах Средней Азии, то что в Крыму имеет название яйла. Парнокресельная канатная дорога с пульсирующим движением (ПКДП), в которой кресла расположены несколькими компактными группами, синхронно замедляющими движение при прохождении над посадочными площадками). Рисунок Владимира Лотова

Часть планируемого была воплощена в жизнь. Например, в середине восьмидесятых годов в Бельдерсае была построена канатно-кресельная дорога. А вот, что председатель Спорткомитета Узбекистана Мирза Ибрагимов рассказывал в 1983 году по просьбе корреспондента журнала «Техника - молодёжи» Юрия Ценима о планах спортивном строительстве в урочищах Чимган и Бельдерсай («Техника - молодёжи» № 5 1983 год):

«Едва ли кто-нибудь, кроме узкого круга любителей и специалистов, еще недавно слышал об урочищах Чимган и Бельдерсай, что в 80 км от Ташкента. А минувшей зимой здесь уже были успешно проведены крупные международные соревнования «Дружба» по горнолыжному спорту. Тысячи жителей Ташкента и других городов Узбекистана приезжают сюда по субботам и воскресеньям, стремятся проводить здесь свои отпуска, чтобы насладиться изумительной природой отрогов Тянь-Шаня, а главное - покататься на горных лыжах.

Горнолыжный спорт и туризм — дело новое для Узбекистана. Еще недавно многие удивились бы самой идее: отдыхать в жаркой Среднеазиатской республике на снегу, среди пустынь устраивать оазисы горнолыжного спорта? Но может быть, именно поэтому, от избытка солнца и тепла, людей так тянет у нас в горы. А горами - красивейшими ущельями и долинами, альпийскими лугами, горными озерами, фруктовыми и хвойными лесами и, конечно, чистейшим горным воздухом и снегом - очень богата наша республика.

Вот почему, решая кардинальные вопросы экономического, социального и культурного развития Узбекистана, руководство республики сделало горы главным объектом освоения для массового активного отдыха и спорта трудящихся. Ведь стихия гор сродни стихии моря: здесь человек так же погружается в мир прекрасных эмоций, духовной и физической бодрости и здоровья. Только, пожалуй, горы разнообразней, они предоставляют человеку неограниченный выбор увлекательных занятий, расширяют его знание природы, учат любви и бережному отношению к ней.

Но особые возможности открывают горы для занятий зимними видами спорта. Горы по своей сути предполагают активный отдых: без спортивных нагрузок - пешего, водного или конного туризма, альпинизма, санного и горнолыжного спорта - в горах делать нечего. Надо только создавать здесь благоприятные условия для этого, учитывая подлинные интересы и увлечения людей.

Страница из журнала «Техника - молодёжи» № 5 за 1983 год

Именно так мы относимся к нашим горам - как к основному резерву и источнику народного здоровья. Мы стремимся осваивать их рационально, планово, с минимальным ущербом для природы и максимальной отдачей для людей. При Центральном Комитете Коммунистической партии Узбекистана создана специальная Комиссия по организации отдыха трудящихся. В нее входят министры, руководители различных ведомств, профсоюзов и комсомола республики, директора проектных институтов и крупнейших предприятий. Комиссия дает задания, рассматривает и утверждает генеральные планы и схемы, связанные с массовым отдыхом людей в горных урочищах, на озерах и реках во всех областях республики. Разработаны четкие критерии экономической, социальной, здравоохранительной и природоохранной эффективности каждого проекта. В утвержденных генпланах предусмотрено все - от энергоснабжения и канализации до бытовых услуг, культурного и медицинского обеспечения. И конечно, повсюду, где возможно, предусматривается спортивное строительство, привязка объектов к склонам, к снегу, к горнолыжному спорту.

Так, в Ферганской области утвержден генплан застройки одного из красивейших мест Узбекистана - долины Шахимардан (Гиссарский хребет). Зона отдыха, включающая в себя санатории, дома отдыха, туристские и спортивные базы, расположена на высоте 1 700 м в районе знаменитого Голубого озера. Строительство зоны уже началось.

Закончено проектирование Зааминского горно-лесного массива в Джизакском районе. 50 тысяч гектаров заповедного леса будут превращены здесь в национальный парк (мы назвали его Интернациональным парком). Проложенная через горные ущелья автомагистраль свяжет его с Самаркандом, всего за 4 часа можно попасть туда и из Ташкента. Здесь, в условиях девственной природы, разместятся санатории, международный лагерь «Спутник», турбаза «Турист», десятки пионерских лагерей. А в альпийской зоне, на высоте 2700 м, проектируется горнолыжный центр с трассами слалома и слалома-гиганта.

Такие замечательные места есть и в Андижане, и в Намангане, и в других областях республики. Но я хочу подробно остановиться на районе, с которого мы начали наш разговор: Чимгане-Бельдерсае.

Урочище Чимган несколько выше по ущелью, в 8 км от Бельдерсая. Мы начали освоение зоны от поселка Чимган, потому что это место больше подходит для массового катания: здесь небольшие, очень солнечные горы, не бывает сильных морозов, длина трасс не превышает 1 000 - 1 500 м. Тем не менее спортсмены высоко оценили здешние трассы слалома и слалома-гиганта.

Чем же обогатил нас этот опыт и что конкретно уже сегодня дал людям?

В Чимгане выросли три 9-этажных гостиничных здания, где разместились жилые помещения на 700 (по другим данным на 720 мест - прим. «ТГХ») мест, столовые, кафе, бары и ресторан, медицинский пункт, культурный центр, службы быта и т. д.

Новый спортивно-туристский центр располагает целой системой канатных дорог на окружающих склонах. Работает километровая парно-кресельная дорога, ее посадочная станция находится неподалеку от гостиниц; две километровые буксировочные дороги ведут к стартам спортивных и туристских трасс; полтора десятка мелких канаток до 300 м обеспечивают катание на наиболее удобных склонах.

В дальнейшем здесь будет построен стадион, высокогорный каток, еще одна канатно-кресельная дорога, ведущая на джайляо, откуда можно спуститься в Бельдерсай.

И все же склоны Чимгана не удовлетворяют наших спортсменов, поэтому большое горнолыжное будущее республики мы связываем с развитием Бельдерсая. Природа будто специально создала этот горный уголок для современного горнолыжного стадиона международного класса: абсолютное безветрие - 300 дней в году солнце; разнообразные и крутые склоны горы Кумбель с перепадом высот до 1 км позволяют проложить трассу скоростного спуска длиной до 3,5 км, две трассы слалома-гиганта по 2,5 км, несколько трасс специального слалома. Как и в Чимгане, здесь будет оборудована обширная туристская зона, где любители горнолыжных спусков найдут по себе склоны любого профиля и протяженности.

Чимган

Рельеф гор в Бельдерсае чрезвычайно разнообразен. Тут прихотливо сочетаются крутые и пологие участки, широкие мульды с контруклонами и хорошими выкатами, что позволяет создавать трассы, отвечающие самым высоким требованиям как спортсменов, так и любителей-горнолыжников.

В соответствии со ступенчатым профилем горы, а также учитывая удобства для катающихся, подъемники и трассы расположатся последовательно в нескольких зонах. Спортивная зона начинается в районе слияния речек Бельдерсай и Мраморная. Отсюда 2,5-километровая парнокресельная канатная дорога (ПКД) и скоростная сдвоенная ПКД поднимут лыжников к старту спортивных трасс спуска и слалома-гиганта.

Непосредственно у финиша разместится гостиница на 250 мест для спортсменов со всеми службами и медико-восстановительным центром. Здесь же будут трибуны для зрителей.

По центру цирка к вершине горы протянутся несколько групп канаток. Первая (на высоте 1 350 – 1 700 м) будет состоять из одной парнокресельной и двух буксировочных дорог — для автономного катания на боковых склонах; эти канатки соединят нижнюю базу с предполагаемыми гостиницами на плато. Вторая группа (1 700 – 2 150 м) состоит также из одной парнокресельной и двух буксировочных. Третья группа (2 150 – 2 300 м) — из сдвоенной парнокресельной и нескольких буксировочных дорог — «шатром» оседлает вершину горы.

Таким образом, благодаря буксировкам основные канатно-кресельные дороги будут загружены минимально, что избавит катающихся от утомительных очередей. Мы планируем также в нижней части горы освещенные трассы, чтобы отдыхающие и спортсмены могли кататься и тренироваться по вечерам.

Авторское свидетельство на изобретение «Подвесная канатная дорога»

Словом, если горнолыжное катание для каждого человека — это незабываемый праздник, мы постараемся создать для него в Бельдерсае самые благоприятные условия и комфорт. Мы хотим, чтобы возможность хорошо отдохнуть, поплавать и даже попариться после катания не была привилегией исключительно спортсменов. В туристских комплексах предусмотрено строительство бассейна, саун, спортивных залов, клубов, кинотеатров.

К западу от основного центра проектируется еще один гостиничный комплекс на 400-500 человек с системой трасс и канаток. Он расположится на высоте 1 600 м. И повсюду на пересадочных площадках канатных дорог разместятся кафе, буфеты, солярии, смотровые площадки и прочие места отдыха. На более отдаленных возвышенных местах туристов и отдыхающих будут ждать уютные горные хижины на 50-100 мест каждая.

В перспективе урочища Бельдерсай и Чимган соединят канатно-кресельные дороги, которые втрое сократят путь между ними и объединят эти два района в единый комплекс.

Пусть у читателя не создастся впечатление, будто все это отдаленные планы: работа уже идет, первая очередь центра действует. Чтобы показать общедоступность горнолыжного центра для всех желающих, скажу, что уже сегодня в Чимгане не только соревнуются спортсмены, но используются в прокате 2 500 пар лыж. Здесь работает горнолыжная детско-юношеская спортшкола, а еще несколько ташкентских ДЮСШ открыли свои отделения. Мы и впредь будем создавать все условия для массового обучения детей этому замечательному виду спорта, строить специализированные школы и, если потребуется, делать детский горнолыжный инвентарь, являющийся сегодня столь дефицитным.

Кстати, в этом направлении уже кое-что делается. На швейных и трикотажных фабриках республики начали выпускать пользующиеся большим спросом горнолыжные костюмы и специальные «номерные» майки для спортсменов; завод «Узбекпластмассбыт» освоил производство сламывающихся пружинных древков типа «ванька-встанька», что вызвало бурную радость не только у рядовых спортсменов, но и у сборной команды страны.

Но разумеется, мы можем далеко не все, нам необходима помощь всесоюзных организаций. Так, для ухода за многочисленными трассами нужна современная специальная техника, и прежде всего снеготрамбовочные машины - ратраки. Без них тысячи горнолыжников, которые будут ежедневно приезжать в Чимган и Бельдерсай, быстро превратят снежные склоны в земляные и каменные. А без трасс весь комплекс теряет смысл, резко падает и экономическая отдача. Должен сказать, что именно дефицит горноспортивной техники - канатных дорог и запчастей к ним, ратраков, снежных пушек и т. д. - сегодня является основным тормозом на пути освоения гор для массового активного отдыха трудящихся.» («Техника - молодёжи» № 5 1983 год)

Такие намерения были раньше. Сейчас же, в новом президентском Постановлении о развития зимних видов спорта Чимган и Бельдерсай тоже упоминаются. Только теперь Бельдерсай именуется на узбекский манер - Бельдирсой. Шавкат Мирзиеёв поручил Министерству физической культуры и спорта совместно с Союзом молодежи Узбекистана для проведения соревнований международного и республиканского уровня на спортивной базе «Бельдирсой» (находится на балансе одной из структур Министерства спорта), провести работы по возведению зданий и сооружений из легких конструкций, улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры, а также оснащению канатной дороги современным оборудованием, инвентарем и снаряжением. Он одобрил предложение о безвозмездной передаче двух канатных дорог и лыжной трассы с прилегающей территорией, расположенных в селе Чимган и принадлежащих Государственному унитарному предприятию «Оромгох», Республиканской школе высшего спортивного мастерства (РШВСМ) по зимним и сложным техническим видам спорта. А также дал указание Министерству экономики и промышленности и Министерству физической культуры и спорта обеспечить выделение лимита необходимых капитальных вложений при формировании Инвестиционной программы Узбекистана на 2020-21 годы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией по реконструкции спортивной базы «Пахтакор» РШВСМ по зимним и сложным техническим видам спорта, расположенной в селе Чимган Бостанлыкского района Ташкентской области. Похоже, что скоро узбекистанские спортсмены снова будут участвовать в крупнейших зимних соревнованиях.

По материалам сайтов auction.ru, centre1.com, en.wikipedia.org, fergana.media, m.my.mail.ru/community/architecture, mytashkent.uz, ok.ru/dushamoyauzbekistan, ok.ru/group56895976636474, olx.uz, olympics.nbcsports.com, pastvu.com, ru.wikipedia.org, ru-ru.facebook.com/soyuzprommeh, ru-ru.facebook.com/tashkentretrospective, smsport.ru, sportproekt-institut.narod.ru, travel.sygic.com, tumbex.com, uz.sputniknews.ru, uza.uz, visualrian.ru, zhurnalko.net и других.