15 мин.

Инцидент с последствиями

   Наконец-то я могу написать отчет о матче "Зенита", а то друзья мне уже начали пенять, что все последние мои вирши посвящены почему-то исключительно "Спартаку". Что ж, вот так вот складывается жизнь пока. А на основной работе, где за красно-белых болеют все почти поголовно, вплоть до самого высокого начальства, на мои труды смотрят уже искоса. Мол, что ж так плохо о "Спартаке" пишешь.

   Я бы и написал хорошо, всегда складываю буквы, стараясь основываться на объективных ощущениях. Но повода ведь не дают.

   А тут еще и очередной скальп, снятый с головы иностранца, заставляет предаваться философским рассуждениям о бренности человеческой жизни и о том, куда же выведу боссы "Спартака" свой клуб, выстраивая политику таким вот образом. Свое отношение к увольнению Эмери я уже высказывал, но теперь, после матча с "Зенитом" и реакции прессы, причем не только российской, можно все же попробовать прикинуть, что же будет дальше.

   Опять о "Спартаке" получается, что ж ты будешь делать…

   Ну да ладно. Вот пришел однажды, а конкретнее — в 1609 году — в порт Нагасаки португальский корабль с благочестивым названием "Милосердная Богородица". Португальский — считай, испанский, потому как после гибели в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире Себастьяна I Португалия попала в зависимость от Испании. Молодой король, стремясь укрепиться на севере и западе Африки, подзуживаемый свергнутым марокканским султаном аль-Мутаваккилем, начал кампанию против узурпатора Абд аль-Малика. В итоге, в так называемой Битве трех королей сборная Европы, каковой являлся экспедиционный корпус португальцев, был разгромлена с неприличным счетом, а Сабастьян и аль-Мутаваккиль утонули во время бегства в водах разлившейся вследствие прилива реке аль-Махазин. Забавно, но аль-Малик тоже не пережил сражения: перед битвой он тяжело заболел, и во время одной из атак, которую он возглавил лично, ему стало совсем плохо, и до победы он не дожил. Так что это был уникальный случай, когда в одном сражении умерло сразу же три короля, что составило 100% присутствовавших венценосных особ.

   Впрочем, это я отвлекся, прошу прощения. Цимес в том, что испанские Габсбурги в лице Филиппа II пробили подписание Иберийской унии, и португальская "Милосердная Богородица" находилась под юрисдикцией Испании. Капитанил на ней некий Андрэ Пессоа — не вратарь ФК "Собраду", а бывший губернатор Макао, который всяких там местных царьков на завтрак ел и в обед остатки в салат крошил. И вот этот синьор прямым ходом мимо рейда Нагасаки вошел прямо в бухту, имея на борту 200 тонн китайского шелка. Португальские корабли фактически имели монополию на торговлю с Японией, что обеспечивалось присутствием на островах представителей Общества Иисуса — иезуитов. Фактический правитель империи — Токугава Иэясу — папа сегоуна, чей путь во власть был выложен отнюдь не розовыми лепестками, иезуитов терпел, понимаю собственную выгоду. Он сам долго боролся за пост сегуна, доказывая в бою, что может занять его, даже не имея соответствующей тренерской лицензии — принадлежности к дому Муромати. поэтому допустил некоторые вольности и послабления для иностранцев в для извлечения пользы.

   Но с Пессоа вышел промах. Заносчивый экс-губернатор, во-первых, за три месяц до этого приказал перебить экипаж японского торгового судна, заставив выживших дать показания, что они из хулиганских побуждений набросились с железом на втрое превосходивший их числом отряд стражников. Теперь же капитан отказался предъявлять товар к досмотру, сказав, примерно цитирую: мол, ни одна желторожая обезьяна на мой корабль и шагу не сделает. Иэясу сдержался и под гарантии безопасности пригласил Пессоа к себе. Тот ответил в стиле старого, полного шовинизма и расизма анекдота про зачет в виде ноты африканскому послу для студентов МГИМО. Как ни пытались иезуиты наставить капитана на путь дипломатии, ничего не вышло, и глава регентского совета при своем же сыне сегуне приказал "Богородицу" взять на абордаж.

   Брали ее три дня. Японцы к бледным варварам отнеслись примерно с тем же презрением, что варвары к ним, и плыли в бой как на параде, паля в силуэт корабля за три дистанции от линии теоретической дальности мушкета. Пессоа встречал гостей полными бортовыми залпами картечью, но истинный дух свое возьмет, и на борту возник пожар от упавшей гранаты: загорелся рассыпанный порох и полусвернутый  парус на бизани. Пессоа, видя такое, взял факел и спустился в крюйт-камеру. Шелка, как вы понимаете, потом не нашли. Как и тело самого португальца.

   Дальновидной политику Пессоа не назовешь, но Иэясу Токугава после этого случая к иностранцам ожесточился. Даже исключение для Вильяма Адамса было лишь исключением, а иезуитская миссия была существенно поражена в правах. И когда год спустя случился следующий контакт с европейцами, испанскому посланнику (португальская карракка, как мы помним, де юре была испанской) была выдана полная корзинка японской ярости в ответ на требование компенсации за погибший корабль. Стороны расстались, крайне недовольные друг другом. О совместной работе с приезжими специалистами, тем более испанскими, было забыто. Только местные наставники, только хардкор. Голландцы, имевшие теперь ограниченное право торговли, допускались на "нечистые" острова с обязательной процедурой топтания распятия, впрочем, когда голландцев останавливали моральные императивы, если речь идет о деньгах…

   Последствия этой истории были следующими: в 1614 году был принят закон о полном запрете иностранцам ступать на территорию Японии, что привело к резне христиан. А в 1636 году политика изоляционизма достигла пика: японцам под страхом смерти запретили покидать страну и даже строить корабли, которые были бы способны на дальние плавания. Все это грянет уже в веке XIX-м полноценной гражданской войной против сегуната Токугава и спешной индустриализацией. Начнется эпоха Мэйдзи, которая приведет Японию к славе, краху и процветанию.

   Ох, опять вступление получилось длинным. Впрочем, кому не нравится, тот прокрутит, блоговый формат он такой — вольный не только для читателя, но и для автора. Возвращаясь из экскурса в историю средневековой Японии в суровую московскую действительность, отмечу, что реакция в Европе на очередную отставку зарубежного специалиста в "Спартаке" была уже не слишком сдержанной и даже в некоторых статьях весьма жесткой. Карпину припомнили и Лаудрупа и даже Скалу, к отставке которого он не имеет никакого отношения. Поедет ли теперь в Тарасовку специалист с именем — неизвестно, потому что репутация определенного толка прилипает весьма быстро. И не придется ли для приглашения условного Моуринью сначала устроить полноценную гражданскую войну.

   Впрочем, победителей если и судят, то стеснительно опуская глаза и избегая прямых взглядов в камеры. Поэтому очередное пришествие Карпина на тренерский мостик вполне могли оправдать три очка, взятые в матче с "Зенитом". И вроде бы время удачное — у петербуржцев затянувшийся системный кризис, хотя вот игра с ЦСКА показала, что сине-бело-голубые на пути к выздоровлению, хотя еще и кашляют.

   

   А на самом деле Карпин оказался в ловушке, построенной своими руками. Не сознательно, уверен, но все же. Несоответствие целей выделяемым на их достижение средствам ударило по нему в первом же матче. Фактически генеральному директору пришлось повторить в основе своей ровно ту же схему, по которой играл свой последний матч в "Спартаке" Эмери, лишь сменив исполнителей. Замена Горбатенко на второго нападающего почти нивелировалась ролью Жано, хотя тот и играл повыше. Но стремление насытить зону перед штрафной соперника создавало дополнительную нагрузку на пару опорных. Де Зеув прогнозируемо сел на лавку, вместо него вышел Кариока.

   Нужен ли был такой риск, должен был показать матч. В конце концов, ЦСКА отсиделся в обороне на "Петровском", и ничего, а группа атаки у "Спартака" как бы не посильнее выглядит сейчас.

   У Спаллетти были свои трудности, и в первую очередь — боевые ранения сразу же двух основных крайних защитников. В его схемах подключение вингбэков — элемент крайне важный, и если Янбаев начинает вписываться, вводя красно-зеленых в уныние (еще пара матчей, и к "плакатам-118" мог добавиться еще один), то Губочан навыки игры на фланге подрастерял. Да и вообще в этом сезоне выглядит не очень убедительно.

   А дальше все решали персоналии. Карпин высказался по поводу Халка, Спаллетти Халка обещал показать. Показал, но заодно продемонстрировал и Витцеля. Второе было гораздо важнее. И дело даже не в том, что случился "стомиллионный тайм", симптоматична роль, которую бельгиец в принципе сыграл в этом матче. Это однозначно был лучший игрок на поле, который связал защиту и атаку, отрабатывая и там, и там. То есть начал делать ровно то, за что его так мечтал приобрести Спаллетти.

   С Халком тоже ситуация интересная. Итальянец решился на то, что многие от него не ждали: на лавке остался Кержаков. Очевидно, что после разговора с Миллером тренер получил карт-бланш на самые крутые меры. И в матче с ЦСКА просидел в запасе Широков (дело, конечно, не в мифических требованиях акционеров), теперь еще один "неприкасаемый". 

   И это сработало еще и потому, что Халк в отличие от Кержакова умеет и любит опускаться за мячом и играть в подыгрыше. Получившийся кулак Файзулин-Данни-Широков-Халк, поддерживаемый Витцелем, для опорных и защитников "Спартака" был слишком крепким. 

   И голы стали следствием тех каруселей, которые зенитовцы устраивали перед чужой штрафной. И Халк, и Витсель били без какого-либо сопротивления. И если бразильцу помог рикошет, то удар бельгийца оказался убойным сам по себе.

   Что ж, вот демонстрация Халка:

   А вот и Витцеля. И впрямь — Микрофон.

   Не может не радовать сине-бело-голубых и возвращение к былым кондициям Данни. Уровень креативности с его появлением на поле поднимается до омерзительно-хипстерской величины. 

   Но вся эта роскошная атака создает естественное напряжение в обороне. Фактически четыре человека в этом составе из оборонительных действий выключаются. Да, набирающий форму и уровень взаимопонимания Витцель отрабатывает свое и сзади, но в отсутствие Анюкова и Кришито давление в первую очередь через фланги было в некоторые моменты критичным. Особенно это было заметно в первом тайме, когда именно провалы крайних защитников "Зенита" могли принести триумф Карпину. И не разглядывай Жано конструкции крыши "Лужников" — никто не предугадал бы финальный счет. Поэтому замена Файзулина просилась не только по причине его травмы, но и потому, что на пару с Губочаном они от своего правого фланга не то что ключи под ковриком оставили — просто дверь нараспашку. 

   И первый гол пришел с провалов именно на бровке: братья Комбаровы устроили теннис через штрафную Малафеева, и Дзюба с третьего раза все же перепрыгнул Алвеша.

   Кстати, несмотря на это полагаю, что португалец провел хороший матч.

   Его вообще часто сравнивают с Губочаном, но все же Алвеш и по способностям, и по умению намного сильнее. Его затмения вызваны то ли фазами Луны, то ли расслабоном, но когда он собирается, то становится бесспорно лучшим центральным защитником чемпионата. И ни у кого из игроков на его позиции в Согазе нет такого первого паса. Тот же Губочан, отдавая мяч вперед, должен одновременно раздавать зрителям корвалол.

   Но повторюсь: крайние защитники "Зенита" дали слишком много воли на флангах, отсюда в штрафную прилетало многовато навесов и прострелов. Только во втором тайме эта проблема была частично решена. Не очень хороший матч провел и Ломбертс, некоторые его перемещения мало походили на осмысленные, из-за чего нагрузка на Алвеша возросла двукратно.

   Ведь и гол Эмменике "вешать" на португальца грешно: Ломбертс проспал подключение Инсаурральде, и внимание Алвеша на какое-то мгновение было разорвано сразу на две цели. Ударил в итоге Людоед.

   Однако в любом случае у "Спартака" в этом матче работало большую часть времени только одно, хотя и потенциально убойное оружие. Но отсутствие движение в центральной зоне, во-первых, сводило на нет позиционную атаку (и это при том, что красно-белые мячом хоть чуть-чуть, но владели больше), а -во-вторых, вызывало огромное количество потерь. Нет организации атаки — отдаешь мяч сопернику. Поэтому и забирали зенитовцы чужие мячи раз за разом, поэтому и несся Пареха на Кержакова в стиле "хватай мешки — перрон отходит!" И можно долго спорить по поводу того, надо ли было давать вторую, раз попал сзади по ногам, или не надо, если первое касание было в мяч — факт в том, что это был не первый и не последний подарок дорогим гостям.

   А вот Дзюба с ролью именно оттянутого форварда не справился. Он забил хороший гол, но в борьбе за низовые мяч голову держал опущенной, стараясь прежде всего этот самый мяч удержать.

   И все же центр защиты "Зенита" выглядел солиднее пары Сухи-Пареха, которые будто и не уходили с этого газона с момента матча с "Динамо". После выхода Быстрова, который непривычно мало ходил в атаку, зато старательно помогал Губочану, забросов в штрафную стало поменьше, а на опережение Ломбертс и Алвеш играют лучше большинства.

   Сильные же пасы за спину ликвидировал Малафеев.

   В целом же Карпину остается ждать того же, чего он не дал дождаться Эмменике — выздоровления Ромуло. Тогда пара нападающих будет играть с гораздо большей эффективностью. Возвращение к истокам будет. Олд скул, так сказать. Олег Иваныч, сигаретка… хотя нет, последнее теперь под запретом.

   Хотя о запретах…

   Это все, конечно, очень романтично и идейно, но чересчур инфантильно. Как бы то ни было, но время фанатской вольницы уходит. Фанаты либо принимают этот факт, либо болеют в барах. При всей стремности методов, которыми этого сейчас добиваются, сей процесс проходит в рамках исторической неизбежности. Как и не может быть места, где по территориальному принципу действует индульгенция от большинства законов.

   Макгиди игру "Спартака" существенно оживил как раз своими смещениями в центр. Эффекта особого это не принесло, да и Спаллетти ответил вводом в бой Зырянова. Но подать на Эмменике ирландец успел.

   Удаления "Спартака" стали следствием проигрыша единоборств. "Зенит" выиграл их больше, да и ближе к концу игры перешел на контратакующую игру. Пареха удалился после ошибки Сухи, прямая красная Инсаурральде сомнений тоже мало вызывает.

   Вообще своей желтой заслуживал и Алвеш, который во втором тайме несколько разошелся. В Лиге опытные арбитры на его уловки могут не повестись. Да что там — не поведутся.

   Финальный свисток — повод для размышлений. Спаллетти нужно думать, что делать с флангами обороны перед решающей встречей в Милане. Да и расслабон центральных защитников там уже не прокатит — не КВН со сборной Краснодарского края.

   Выводы Карпина я предугадать не решусь. Если тренер после поражения начинает рассуждать о народности тех или иных денег и скорости их расходования, то это не самый лучший признак. А ведь сейчас у него должны быть совсем другие мысли: кого и где зимой купить пусть не на самые народные, но средства, потому что сейчас "Спартак" представляет собой не очень устойчивую композицию, но уже из застывшего бетона. Разломать ее и построить что-то новой принципиально невозможно: нынешний набор здоровых футболистов не оставляет вариантов для маневра схемами. Стоило ли при этом увольнять Эмери — к этому вопросу придется возвращаться еще долго.

   Тем более что вполне вероятно, что "Спартаку" будет ой как не просто найти тренера за пределами страны. 

   А "Зенит" теперь полноценно можно поздравить с приобретением Акселя Витцеля — игрока, какого даже в нашем чемпионате еще не было. Нет, дело не в том, что он настолько крут — просто он явно особенный футболист. 

   Ну, и крутой, конечно.

 

P.S. Фотографии на сей раз поменьше (на основном сайте), так как делались на планшете.

И спасибо всем за поздравления.