15 мин.

Дело было вечером

Волею высокого милицейского начальства матч двух обладателей европейских трофеев ЦСКА – «Зенит» был перенесен на вечер. В воскресенье. Объяснение простое: милиции необходимо отдохнуть после Евровидения.

Если честно, с трудом верится, что во всей Москве сотрудников правоохранительных органов и солдат ВВ не наберется на обслуживание двух мероприятий. Даже с учетом того, что традиционно количество милиции на стадионе больше подходит для победоносной войны с какой-нибудь Австрией. Даже с учетом очередной (на радость фотокорреспондентам) попытки все-таки провести в Москве гей-парад.

Так или иначе, матч начинался в 19:00, что сразу же сократило количество выездюков из Петербурга. Многие опасались (опять же традиционного) стремления милиции удержать гостей на трибунах, из-за чего шансы пропустить обратный поезд стремились к ста процентам. Не помогут ни просьбы, ни демонстрация обратного билета. «Михаил Светлов» покинет порт без тех, кто останется в Лужниках. Может быть, на радость остальным пассажирам.

Путь Домодедово – Павелецкий вокзал – стадион для меня уже привычен. Как обыденна и типичная для матчей в другом городе суета по получению аккредитации. В Вилла-Реале охранники и работники стадиона направляют в разные стороны, на «Бернабеу», если не знать, никогда не найти вход для прессы. БСА «Лужники» в этом плане – арена уникальная. Где получить аккредитацию? В пресс-центре. Как попасть в пресс-центр? По аккредитации. В пресс-центре пятизвездного стадиона нет Интернета. Смотреть игру с трибун – удовольствие тоже то еще, учитывая расстояние от кресел до поля.

Но это все антураж перед игрой, прелюдия. Вот такая слегка занудная, потому как в многомиллионной Москве предчувствие матча двух недавних обладателей Кубка УЕФА растворилось без следа. Даже в районе метро «Спортивная» не было ощущения предстоящего праздника. Невольно задумывался – а будет ли праздник? Хотя в последние годы игры между армейцами и петербуржцами скучными не бывали.

Оба тренера перед встречей имели полное право созвониться друг с другом и обоюдно спросить: «Есть чо?»

С этим самым «чо» проблемы возникли у обоих наставников.

Адвокату предстояло решать проблему выбывшего на неопределенный срок Данни, но кем заменить португальца – это вопрос не самый важный. В конце концов, футболистов, способных сыграть инсайда, в составе «Зенита» предостаточно. А вот что делать с Тимощуком, который явно недосыпает, читая по ночам с фонариком самоучитель по немецкому языку, – прямо теорема Ферма. И вытянет ли Губочан в отсутствие Крижанаца и (традиционно) Ломбертса. Потому как даже против Коллера – это одно, а вот против загорелого нападения ЦСКА – это как бы совсем не против Коллера.

Зико был озабочен не меньше Адвоката. Потому как Дзагоев не каждый день выбывает, да и Джанер в защите – это тоже далекий от идеального вариант.

Вот и раздумывал бразилец: получится ли сыграть по-нашему, по-бразильски. Когда они – сколько смогут, но захочет ли Вагнер.

Еще одна зарисовка от бровки поля «Лужников». Картина, для питерского болельщика и журналиста удивительная: сотрудники скорбной службы по выносу тел игроков на носилках – гости столицы. Для «Петровского», куда ради доступа на матчи люди готовы устроиться хоть траву маникюрными ножницами стричь, ситуация невозможная. Равно как и на две трети пустой стадион.

Сейчас многие ругают этот матч за скуку, причем половина утверждает, что унылым был первый тайм, другие – что второй. На мой же взгляд вся игра несла в себе достаточную толику нервов, держала в напряжении от первой до последней минуты. Другое дело, что игра изначально пошла по плану обоих тренеров: «Зенит» забрал мяч, ЦСКА контратаковал. Москвичи давали разыгрывать мяч на подступах к штрафной, но «Зенит» несколько удивил тем, что количество дальних ударов в отчетной встрече, наверное, превысило показатели за весь прошлый сезон.

Сама игра была интересна еще и намечавшимися противостояниями. Первое сформировавшееся прямо на поле – Ким против Маазу. Нигерийцу в этот раз ничто не мешало сосредоточиться на футболе. «Уханья и улюлюканья, не являющиеся нарушением» (© любимец группы «Воровайки» Шпрыгин) с трибун слышны не были, питерские трибуны лишь констатировали совсем не обидный для армейцев факт, что в ЦСКА всегда будут негры. Будут, конечно, кто ж против-то.

В атмосфере дружбы народов Маазу весь первый тайм переигрывал корейца за счет скорости и резкости. Очевидно в перерыве Адвокат объяснил Киму, что он кореец хоть и южный, но если так и дальше будет продолжаться, то идеи Чучхе покажутся защитнику вершиной гуманизма.

Первая половина первого тайма так и прошла под до зубовной боли знакомый контроль мяча «Зенитом». Проблема питерцев сейчас в том, что этот контроль уже настолько изучен соперниками, что шансов пробиться через центр у них нет даже против команды из подвала первой лиги. Понятно, что утрирую, но истина, как обычно, где-то рядом: все, кто играет против «Зенита», в первую очередь укрепляют оборонительные порядки перед штрафной. И Зырянов может сколько угодно отыгрываться с Денисовым и Тимощуком и высматривать рывок нападающего – в первую очередь обороняющиеся следят за маневром по центру.

Поэтому новый ход Адвоката – дальние удары. По синтетике, обильно политой перед матчем, – решение правильное, но по этой же причине непривычные к покрытию игроки «Зенита» били в основном в молоко или не слишком опасно. Да и нет таких уж бьющих сейчас в составе петербуржцев.

Чем еще удивил Адвокат – это стартовым составом. Единственной персоной, но удивил. Вместо Данни ждали Файзулина или Хусти, но на поле с первых минут вышел молодой Ионов, которого до того подпускали к составу такими гомеопатическими дозами, что казалось, его карьера повторит путь Кожанова и иных многочисленных юниоров-аборигенов.

Сыграл Ионов, конечно, отлично, ничего не скажешь. Но всегда есть «но», в данном случае – с большим вопросом. После нескольких удачных действий стало видно, что вчерашний дублер начинает заигрываться. Раз обыграв Игнашевича, раз выцарапав мяч у обалдевшего от такой наглости Березуцкого, Ионов потащил игру на себя. Если научится ограничивать собственное эго и вовремя расставаться с мячом передачей вразрез – получится очень хороший нападающий. Если же зациклится на красоте момента – поедет срывать аплодисменты по городам первого дивизиона.

Тот же Зырянов – играет неброско, но чрезвычайно полезно для команды. Как и Джанер, оказавшийся на позиции защитника: надо – будет играть без лишнего жужжания.

Стандарты в исполнении «Зенита» традиционно не несли большой опасности воротам соперника. Некий всплеск на старте сезона оказался, увы для питерцев, не шагом к новым горизонтам, а только лишь случайностью.

Тем более в матче с ЦСКА, защитники которого готовы затоптать в пластик поля хоть сборную Англии по регби, хоть самого Валуева. Вот и Погребняку организовывают коробочку, достается в которой, правда, Акинфееву.

Неспешный ход матча надоедает Мейре. Его рейд выглядит пугающе, но не создает ощутимой угрозы: почти все находящиеся на поле замерли, гадая, чем закончится танковая атака. Хватило и одного Жиркова, которому было неинтересно.

У ЦСКА был свой джокер, хоть и сыгравший уже несколько матчей. Когда-то Карвальо блистал на полях России и Европы, его вклад в первый российский Кубок УЕФА вполне достоин отдельной гравировки.

Сейчас он лысый и толстый. По сравнению с ним Ионов – идеальный футболист с превосходной динамикой и пластикой.

Но... Талант не проешь. Там, где Ионов будет работать ногами, корпусом, выдавать умопомрачительные ускорения – там Карвальо сыграет одним движением. Практически все проблемы «Зенита» в этом матче исходили от этого лысого, толстого человека. Подойди такой к девушке в ресторане, заслужит только брезгливо-презрительный взгляд. С папиками не танцуем. Эх, девушка, видели бы вы его на поле...

ЦСКА забил в первом тайме. Ошибка Губочана, на ровном месте отдавшего пас сопернику, быстро разыгранный аут, Тимощук, пропустивший Жиркова, и Маазу, опередивший Кима. Отдельно еще раз отметил бы Жиркова, двумя движениями отрезавшего сразу четырех зенитовцев: Анюкова и Тимощука – финтом, Губочана и Мейра – пасом.

В перерыве зенитовские болельщики, вывесившие на самом видном месте предмет извращенного вожделения петербургской милиции – баннер «4teen frends», – жаждали перелома в ходе игры во втором тайме.

А служебные собаки жаждали простой собачьей пищи. Их вообще кормят перед матчами, что так на ногу кинолога засматривается?

Во втором тайме игра изменилась. Прежде всего изменился «Зенит». Вновь, как и в матче с «Крыльями», акцент сместился на фланги, за счет чего удалось растянуть оборону армейцев. Полузащитники перестали успевать страховать смещающихся к бровкам Игнашевича и Березуцкого, что и привело к голу Семшова. Хотя как предвзято не рассматривай повтор, от признания офсайда у Ионова не уйти даже самому заядлому фанату «Зенита».

После гола «Зенит» обязан был дожимать ЦСКА. Но и ЦСКА должен был держать удар. Думается, можно говорить, что в этом матче сошлись две лучшие на сегодняшний день команды чемпионата. Пусть в неидеальных составах, но лучшие. «Зенит» начал продавливать фланги, особенно старались в зоне ответственности Джанера, которого раскачивали попеременно Денисов, Семшов, Анюков и Ионов.

Турок не сдавался, хотя за эту игру должен был сбросить килограммов шесть. Вот на какую позицию надо было Карвальо.

Постепенно армейцам удалось чуть отодвинуть игру от своих ворот. Они снова насытили центр, и Погребняку пришлось вновь опускаться за мячом ближе к центральному кругу. Это не плохо – это схема, но «Зенит» начал проигрывать подбор, и уже ЦСКА постепенно перевел игру к чужой штрафной: сначала острыми контратаками, а затем и позиционным нападением.

«Зенит» по-прежнему доходил до штрафной Акинфеева, но без скорости эти рейды были не столь опасны. Погребняк может обыграть Игнашевича, но не с места. Мог бы Данни, но его не было. Мог бы Аршавин, но он сейчас обыгрывает других защитников, вызывая излишнее обострение у некоторых российских комментаторов, поминающих «канонира» и в трансляции «Арминия» – «Энерги».

Гол Вагнера на 86-й минуте, на мой взгляд, явился следствием ошибки Адвоката. Слишком уж уверовал голландец в то, что очко в матче с ЦСКА на выезде – это достойный результат. Нет, спорить не буду – неплохой результат. Но подсаживающийся к своим воротам «Зенит» нуждался в свежем игроке, который бы завязал борьбу на другой половине поля. Адвокат же начал готовить замену мало того, что поздно, так еще и давно переквалифицировавшегося в оборонительного игрока Ширла. Пенальти, конечно, во многом случайный, но вполне вписавшийся в логику игры.

Что интересно, гол, пропущенный «Зенитом» в самом конце игры, заставил питерцев заиграть сверхагрессивно. Не было опустившихся рук, что часто случается с командами, получившими мяч под свисток. И не было самоуспокоенности, так часто губящей «Зенит» – мол, времени еще навалом, и отыграемся, и еще забьем. Но нет, сейчас против сине-бело-голубых играют так, что гол на выигрыш, а тем более на ничью им забить все сложнее и сложнее.

Армейцы же слишком уверовали в победу. В итоге Акинфеев выговаривает Березуцкому. То ли голкипер москвичей простужен, то ли помнит о том, что за воротами дети и интершумовый микрофон, но выговаривает он сиплым голосом. Помнит ли о микрофоне Березуцкий – неизвестно, но то, что здоровья ему не занимать, – несомненно. Такому голосу позавидует любой боцман. Во всех смыслах.

Выход Текке в добавленное время – это уже тушение леса по-пионерски. Надежда на чудо, которое армейцы чуть было не обеспечили.

Маазу, очевидно, учит русский язык по классике советского кинематографа. Но в отличие от японцев успехи пока скромные. В песне белых коней было на одного больше. Но старание похвально.

Последний шанс «Зенита» на ничью был загублен линейным арбитром. Расслабившиеся армейцы пустили за спину Зырянова, который сколько уже таких голов забил – и за «Зенит», и за сборную. Но флажок был поднят. Был ли офсайд здесь, судить не возьмусь.

Матч окончен. Остается только поблагодарить болельщиков, которых хоть перестали мучить «Каникулами в Простоквашино», если вы понимаете, о чем я.

Ни о каком самолете после девяти вечера речи уже не шло. Я поехал в Кунцево, в квартиру тещи, чтобы рано утром вылететь обратно в Петербург. «Девяносто девятая» остановилась на въезде на виадук в сторону Воробьевых гор. Молодой парень за рулем, вежливый разговор. Откуда? Зачем приезжал? Кони с питерскими? Ну я-то ни за тех, ни за других, слава богу.

– А за кого? – А вот, – показывает на вымпел на зеркале. – Черно-белая Москва.

Рассказываю ему о рекламном баннере в пресс-центре «Лужников» – презентуется книга Алешина. Парня передергивает от ненависти да так, что машина начинает мотаться по дороге. Словарному запасу позавидует и Березуцкий, а уж как должно было икаться экс-президенту «Торпедо».

– Понимаешь, – объясняет водитель, – через два дня «Торпедо» играет в любительской лиге. Моя команда, за которую я болел и дрался, играет в любителях. Это я могу пойти и записаться поиграть за клуб, который медали брал, в Европе играл! Да ты что, не надо денег, что я, этот самый что ли...

Что тут скажешь... Поражение 1:2 в гостевом матче с ЦСКА по сравнению с переживаниями парня, в машине которого до сих пор висит черно-белый вымпел... С его точки зрения фанат «Зенита» после финального свистка Сухины – вполне счастливый человек, которому грех жаловаться. Уж явно не на то, что в его команде играют два игрока, бывшие звездами того «Торпедо».

Вот только каждому свое.