18 мин.

Теория управления персоналом

Давно не писал больших отчетов по матчам, но случается – творческий кризис может настигнуть всякого гения, да. Ну и некоторые технические сложности: боевой объектив, радующий вас снимками аж с 2006 года, потихоньку отходит в Вальгаллу, поэтому мусора в каждой съемке становится все больше, а это вымораживает. С грустью смотрю на цену нового. Ну да ладно, вернемся к прямоугольному полю и шарообразному мячу.

Противостояние "Зенита" и "Спартака" - противостояние принципиальное. Чтобы не говорили фанаты той и другой команды. Одни воротят нос, мол, "мясо уже не то", вторые кричат, мол, рылом (это я неаккуратно) лицом не вышли для принципиальности. Но первые жгут на трибуне красно-белые шарфики, а вторые для "рядового соперника" шьют именные шарфы.

К фанатской теме еще придется вернуться, от нее никуда не деться, и обещаю - понравится не всем. Но я и не нанимался всем нравиться, да.

Не менее интересен сам ход матча, а также сопутствующие ему события, которые можно отнести к игровым. Здесь оба тренера столкнулись с определенными кадровыми потерями. "Спартак" теряет свою атакующую вертикаль Алекс-Веллитон, "Зенит" остается без Анюкова, до сих пор лечится Широков, причем заметный спад в игре сине-бело-голубых совпал с травмой полузащитника. Только-только восстановился Семак, про Быстрова уже стали даже забывать.

В этой ситуации победитель должен был определяться в головах именно наставников. Как использовать наличный материал, чтобы сыграть на слабых местах соперника, нивелировав его сильные стороны.

Самый модный тренер чемпионата опять намудрил. Вернее, по своей привычке сыграл по наитию, то есть кидал кубики, не иначе. Потому как разумом объяснить схему "Спартака" довольно сложно, учитывая некоторый сюрприз от самого лысого тренера нашего чемпионата.

Если с четверкой защитников все было понятно, то вариации в центре и в атаке были, во-первых, предсказуемы, во-вторых, не должны были сработать, если Спаллетти, конечно, не полный профан. А то, что он как минимум не полный, а вроде как даже и совсем не профан, итальянец доказал всем еще до работы в России.

Пара опорных Шешуков-Ибсон, из которых бразилец должен был подниматься ближе к чужой штрафной, Комбаров и Макгиди на флангах - это понятно. Но такая расстановка фактически лишала Карпина каких-либо вариаций в центральной зоне атаки: Ари чуть ниже, звезда мундиаля-2018 Дзюба на острие. И вот тут кроется главный просчет (а он считал вообще?) Карпина: никогда Ари не был разыгрывающим. Он и в Алкмааре играл эдакий наконечник, не ввязываясь в долгие розыгрыши. Получил, обыграл, ударил. Если же спартаковский директор-тренер верит в диспетчерский талант Ибсона, то могу рекомендовать ему побриться налысо. Говорят, после этого происходит переосмысление казалось бы устоявшихся ценностей. И слова Карпина о том, что он собирался играть в два нападающих, вызывают некоторое удивление: кто должен был доставлять им мяч - неизвестно.

Против красно-белых 4-4-1-1 Спаллетти выставил свою экспериментальную схему. Может, она и не особо эксперимент, но я сейчас навскидку не могу вспомнить подобную расстановку у итальянца. Фактически "Зенит" вышел в 4-2-2-2, которая по ситуации менялась на 4-2-3-1. Денисов и Зырянов полностью нейтрализовали активность Ари, а потом и Махмудова. Дзюба остался один против связки Алвеш-Ломбертс, то есть шансы его мало отличались от абсолютного нуля.

Сейчас болельщики "Спартака" могут возразить (и возражают), что травмы, бразильская тоска и так далее. Но это будут лишь отговорки - "Зенит" тоже был далеко не в оптимальном состоянии.

Тут опять же можно найти аналогию из истории, на сей раз не очень далекой.

Считается, что коренной перелом в войне на Тихом океане наступил после захвата американцами Гуадалканала. Это во многом так - стратегическая инициатива безвозвратно перешла США. Но предшествовали этому два немаловажных события, не лишенных счастливых для одних и печальных для других случайностей. Первое - атака японцев на Перл-Харбор, которая была с одной стороны эпик вином, но вот первая случайность - на Оаху в этот момент не было ни единого американского авианосца. То есть авианосная мощь США осталась нетронутой. По этому поводу японцы предпринимают вторую попытку уже окончательно решить вопрос присутствия американских лоханок в Тихом океане - атака на Мидуэй, где базировался флот противника.

Японские адмиралы рассчитывали на фактор внезапности, но тут вышла промашка: их код был раскрыт, и о планах атаки красно-белых стало известно американскому командованию. И сражение началось с атак именно янки, чего солдаты императора не ожидали. Однако 8 налетов не принесли никаких результатов и были последовательно отбиты. Восьмая атака под командованием кап-три Месси (не родственник) уже выглядела попыткой отчаяния. Японские "зеро" спокойно перемалывали торпедоносцы американцев, а на палубах уже готовили пикировщики для налета, который должен был гарантировано уничтожить американский флот (единственная атака японцев, совершенная уже после разгрома, была крайне успешной - "Йорктаун" был критично поврежден и на следующий день при транспортировке на Гавайи был добит торпедами подлодки). И тут опять эта случайность.

Вообще Месси должен был атаковать японские авианосцы вместе с эскадрильей кап-три МакКласки. Но тот благополучно заблудился и избежал разгрома, устроенного "девастейторам" с "Йорктауна". То есть МакКласки благополучно опоздал к основной разборке, но зато когда он нашел корабли противника, взлетные палубы были заставлены бомбардировщиками. То есть авианосцы, капитаны которых были уверены, что американцы уже закончились, оказались абсолютно беззащитными. Итог - 4 тяжелых авианосца японских ВМС ушли на дно, души лучших японских пилотов отправились в последний полет с посадкой в храме Ясукуни. От этого поражения императорский флот уже не отошел, и хотя при Гуадалканале японцы сначала выпилили американскую эскадру, осложнив положение морпехам, в дальнейшем свою группировку на острове они снабжали уже "Токийским экспрессом" - все иное невозбранно топилось американцами, имевшими подавляющее преимущество на море.

Так вот, то, что американцы при Мидуэе победили нечестно (из-за опоздания МакКласки) - это трудности полового характера исключительно японцев. Никто и не должен был ждать, пока они уберут с палуб "накадзимы" и поднимут в воздух стопицот "зеро". Тактическая ошибка обернулась стратегической катастрофой.

То, что "Спартак" в свое время приобрел морально неустойчивого Алекса - опять же проблемы только красно-белых. Как и то, что физиотеррапевт клуба занимается неизвестно чем, что у него игроки ломаются на ровном месте. Переигрывать матч тут никто не будет. Утонули так утонули. Японцы тем, что осталось, хотя бы "Йорктаун" рыбам в подарок отправили. "Спартак" же проваливается как тактически, так и стратегически.

Предматчевые расклады по противостоянию фанатов были стандартными: ожидалось инвективной лексики в количестве, баннерная война и прочие прелести "непринципиального" противостояния. Удивило, что на этот раз красно-белые не сделали никакой "визуалки", обычно они держали уровень. Вираж выступил масштабно, но скромно по сравнению с собственными шедеврами.

Почти забытая в свете "модерн футбола" вещь – файер-шоу на трибунах. Не просто сжигание пиротехники, а вроде как осмысленное участие в перформансе.

И уже традиционное сжигание символики соперника.

Тут обещанное – неприятное.

Я вообще достаточно нейтрально отношусь к фанатам любых команд. Даже "Динамо", хотя поводы не любить бело-синюю торсиду у меня есть. Но в последнее время кое-кто из красно-белых окончательно потерял тормоза в собственной голове. Понятно, что фанатская вольница – вещь сама по себе прекрасная, но определенные границы надо иметь.

Вообще удивительно: после матча следует официальное обращение фанатов (хоть не Фратрии – уже хлеб) к господину Алханову по поводу высказывания Широкова в его собственном твиттере. Ладно, оставим в стороне тогда вопрос, согласован ли с Алхановым бойкот кавказских команд. Но побоище с "кузьмичами" в Самаре, а теперь и стрельба из ракетницы по "кузьмичевским" секторам – это, мягко говоря, перебор. Тем более в семейный сектор, куда продавались абонементы для посещения стадиона с детьми.

Вообще "Спартак" никогда не был серьезно наказан за подобные инциденты. Самарский баннер обошелся не самым большим штрафом, казанский "дедушка" вообще был замят, "бышовцы" в Лужниках – словно и не было. Избирательная слепота футбольно-карательных органов порождает чувство безнаказанности и полный срыв планок. Императивы нарушаются окончательно и бесповоротно.

И не надо говорить, что стрельба была ответом на сжигание шарфа. Во-первых, с гостевых секторов не было видно, что там горит, во-вторых, стреляли не по 12-му сектору, а по 2-му. В другую сторону. Равно как и со стартовым свистком именно гости устроили тир, кидаясь файерами в девушек-фотографов.

Если массы считают это нормальным и всего лишь поводом для глума – тогда пора искать трактор.

 Пока трибуны старательно и привычно кричали друг другу "Виват!" (этот перл от "Комсомолки" достоин анналов), на поле срабатывал план Спаллетти. Активность Ибсона была разменяна на Файзулина, который закрывал зону между опорными и Данни, не давая спартаковским атакам времени на превращение в что-либо осмысленное.

Рассчеты же Карпина на активную игру на флангах оказались беспочвенными: Губочан, подменявший Анюкова, практически без ошибок сыграл против Комбарова, а Лукович не оставил шансов Макгиди. Постороения же в центре позволили "Зениту" иметь численное преимущество там, где мяч, не оставляя при этом свободных зон.

 Зырянов и Денисов помогали закрывать фланги, опорную зону при этом страховал Файзулин, опускавшийся на место того, кто уходил страховать бровку. То есть игра "Спартака" в центральной части половины поля хозяев была сведена к малоуправляемому хаосу.

Шансы Дзюбы сводились только к одному: попытках сыграть хоть на одном простреле или навесе. Но, во-первых, при закрытых флангах их почти не было, во-вторых, с Ломбертсом и Алвешем он конкурировать за воздух не смог даже близко. Практически вся игра нападающего сводилась к попыткам зацепиться за вертикальный заброс, что не так уж просто и с менее квалифицированными защитниками.

Обратите внимание даже не на позицию Ибсона, а на то, кто рядом с ним.

Надо отметить, что игра "Спартака" в обороне в первом тайме не была прямо катастрофичной. Достигалось это в первую очередь за счет высокого прессинга, и "Зениту" организовывать свои атаки было не так чтобы очень просто. Но пара Кержаков-Лазович постепенно вымотала и защитников, и опорных полузащитников. Постоянные смены позиций постепенно усиливали беспорядок в защитных построениях красно-белых, которые начали ошибаться при передаче игроков друг другу. Пенальти именно отсюда и приплыл: на одного Кержакова бросились два спартаковца, да и Кудряшов, в итоге сваливший Лазовича, играл именно по форварду сборной России, проиграв позицию сербу.

По игре Махмудова что-то определенное сказать сложно. Для идентификации его позиции на поле он еще слишком молод, но быстрые ноги пока управляются медленными мыслями. Оттянутый форвард – это точно не для него, но быть разыгрывающим против связки Денисов-Зырянов – тут бы подрасти. Или быть Месси. Но инопланетяне в наш чемпионат пока не идут.

Слушайте, а ведь на самом деле – Дзюбе ведь и выступать в 2018 году на свеженьких аренах... Пичалька...

Наверное, самый опасный момент "Спартака" – удар Комбарова. Единственный раз, когда опорные "Зенита" ослабили концентрацию, и экс-динамовец сумел войти в штрафную с позиции инсайда. Кстати, это к вопросу о задании Карпина на игру и его словах, что игроки начали что-то придумывать: напряжение у штрафной хозяев создавалось тогда, когда явно нарушались установки директора. Вот и тут: Комбаров отлип от бровки наконец-то, сразу же стало горячее. Правда фланг его остался без угрозы поддержки – никто туда так и не забежал.

Проблема "Спартака" – проблема в первую очередь тактическая. Команда каждый раз играет какую-то новую схему, при этом взаимодействия не отработаны даже пунктиром. Вот есть "Барселона", где перемещения игроков и мяча доведены до какого-то фантастического автоматизма. И есть "Спартак", где смещение Комбарова в центр сталкивает его с Ибсоном, при этом бровка остается свободной, потому что Кудряшов туда не пошел. Творить на поле – это здорово, но желательно, чтобы творчество это было слаженно-коллективным.

В итоге Макгиди сваливается в центр, потому как с Луковичем один в один он справиться еще может, но не с Луковичем и Денисовым, а один Махмудов отрезан и от Ибсона, и от Комбарова. При этом начинает гореть и центр обороны самого "Спартака", где Шешуков и тот же Ибсон начинают не успевать за Данни и Файзулиным, которых поддерживает Зырянов. И это при том, что фланг выжигает Губочан, от которого Кудряшову становится совсем плохо.

Болельщики "Спартака" могут сетовать на предвзятость Егорова, но – право слово! – тот же Егоров не показывает карточку ни Сухи, ни потом Шешукову, которые по-очереди атакуют в воздухе Малафеева. Пенальти на Лазовиче был бесспорный, да, можно было бы ставить и на Ибсоне, но общей картины игры это бы не поменяло: красно-белые развалились на отдельные даже не линии, а очаги сопротивления. Единственная активность "Спартака" во втором тайме совпала с паузой "Зенита", который выдал великолепный отрезок на контратаках. И не отследил это Карпин, а не Егоров.

Именно Карпин доставил так много радости фанатам. Только чужой команды.

Кстати, на мой взгляд, еще один тренерский просчет – это Заболотный в воротах.

Конечно, "эгэйнст модерн футбол" в своей крайней степени – это наивно и по-детски, но полностью "традиционный футбол" отвергнуть не получится никому, как бы ни хотелось владельцам клубов тихих трибун, покупающих перед каждым матчем по новой футболочке. И переход из золотой "молодежки" "Зенита" в "Спартак" был воспринят фанатами сине-бело-голубых однозначно – предательство. Давление трибун на молодого голкипера было запредельным, особенно во втором тайме. И было видно, что Заболотный ощутимо "поплыл". Неизвестно, пустил бы он "бабочку" в ближний угол, если бы когда-то домашние трибуны пели ему гимны, а не то, что пели, но совпало именно это: прессинг трибун и "вратарский" гол.

А Кержаков, рискуя получить вторую амориллу, не дал разыграть с центра тот мяч, который стал сотым в чемпионатах. Отнес его на скамейку.

Кержаков провел отличный матч, казалось бы – набрал форму перед игрой сборной, но новая напасть – сказывается травма после "Баварии". Поневоле еще раз недоуменно посмотришь на тот товарняк, впихнутый в плотный календарь.

Второй тайм стал еще и бенефисом Данни. Получив свободу действий, когда на нем не висит двое-трое соперников, он вновь выступил отличным диспетчером, хотя его желание сыграть зачастую излишне сложно все равно приводит к неоправданно частым потерям. Но в этот раз две роскошные голевые передачи окупили любые потери.

Вообще вот эту связку – Данни-Кержаков – по прошедшему матчу как-то неудобно сравнивать с парой Ари(Махмудов)-Дзюба.

Тем интереснее будет посмотреть, что Спаллетти будет делать дальше. Против 2-1 в центре у "Спартака" его 2-2 сыграло великолепно, но как оно получится с "Динамо", где такого раздолья не будет – вопрос.

Еще один забавный эпизод, который косвенно связан с противостоянием фанатов "Зенита" и "Спартака". Речь о "зига-заге". Когда этот заряд появился в России на трибунах, он очень быстро распространился по всем стадионам. И через некоторое время его авторство начал присваивать себе спартаковский движ, хотя армейцы пытались оспорить первенство. На самом деле в страну его привез вот этот человек – Мартин Горак. Зафорсен он был после видео Леонида Генусова из раздевалки "Зенита" после матча с "Локомотивом" в Черкизово, по-моему, в 2003 году.

Как говорится, автор – на сцену. И не только, когда в любительском упине мяч улетает в близлежащий пруд.

Так по "зига-загу" "Зенит" и продолжил троллить Заболотного самыми разнообразными способами.

Файзулин, увы, не дал состояться воскресной схватке двух якодзун. В рамках майского басе.

А Кержаков начал отсчет второй сотне.

В этом голе обвинять Заболотного не стоит, но пропускать подобные парашютики обидно всегда.

Вот и остается: одному бежать радоваться, другим – смотреть на мяч в сетке, понимая, что шансов уйти от разгрома нет никаких.

Мог быть и четвертый, но Бухаров, уж простите, по своим скоростным характеристикам все меньше соответствует аналогии с движимым имуществом.

Ну а Ломбертс сразу же после матча прочитал твиттер Широкова...

Матч явил собой ярчайший пример тренерского противостояния. Когда на одной скамейке сидел человек, знающий, что он хочет и как этого добиться, а на другой... А на другой сидел директор, который мотивировал персонал.

 

После игры, уже проходя из пресс-центра вдоль чаши стадиона, был осчастливлен поклонником красно-белых. Я не знаю, читал ли он откровения от Романа, но старательно демонстрировал в открытую форточку автобуса шарфик, слоган на котором был посвящен "Зениту", но воспроизводить который не позволяет Зоратустра закон о СМИ. "Это моя любимая роза", – сообщил мне фанат.

– Берегите Валеру, – посоветовал ему я. – Он нам нравится.

Молодой человек снова расправил шарф. Так и поехал.

Обоюдный троллизм неизбежен, порой не всегда корректный. Да ну, что я говорю, обычно совсем некорректный. По-моему, даже Алханов это понял в отличие от президента официального фан-клуба "Спартака".