2 мин.

Estadio Nacional, Чили, Сантьяго

21 ноября 1973 года сборная СССР должна была играть матч второго отборочного этапа десятого Чемпионата мира по футболу против сборной Чили. Игра должны была состояться на "Эстадио Насьональ". Руководство СССР выступило резко против проведения матча именно на этой арене.

11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, к власти пришел генерал Аугусто Пиночет. Сейчас можно долго спорить, было ли правление Пиночета благом для страны или темным периодом в истории. Факт остается фактом: Альенда предпринял несколько очень рисковых шагов, которые скорее всего разорили бы страну. При хунте ВВП ощутимо вырос, при этом доля экспорта меди в нем снизилась с 95% до 30%. Однако нельзя забывать и о том, что начало правления Пиночета сопровождалось массовыми репрессиями.

Сразу же после переворота множество сторонников Альенды были свезены на Национальный стадион. Подтрибунные помещения были превращены в пыточные и места казни. Людей держат прямо на поле, постоянные издевательства, пулеметные очереди поверх голов. Федерация футбола СССР моментально выступила с протестом по поводу места проведения матча и предложением перенести его на нейтральное поле.

Комиссия ФИФА вылетает в Сантьяго, получает гарантии, что матч будет проведен в "нормальных условиях", хотя пока представителю ФИФА пребывают в столице Чили, на стадионе по-прежнему держат людей. Выводы — играть можно в Сантьяго. Возмутились, кстати, не только страны социалистического лагеря, но и вполне капиталистические Голландия и Швеция.

СССР не прилетает на ответный матч, дается символический свисток. Нашим футболистам засчитывают техническое поражение, на Чемпионат мира мы не едем. ФИФА компенсирует чилийской федерации финансовые потери, вызванные неявкой сборной СССР — 80 000 долларов. Странное было время…

Вот этот стадион сейчас:

Обшарпан, в легком запустении, хотя матчи на нем проводятся и сейчас. Охранник отказался пускать нас внутрь, хотя не было ни тренировок, ни матчей в этот день. Вокруг вообще никого не было, только палящее солнце.

Я не склонен к какой бы то ни было мистике, но атмосфера возле этого стадиона давящая. Неприятные ощущения преследуют до самой станции метро. Уже повернувшись спиной к осветительным матчам, все время ловил себя на том, что ожидаю сзади треска пулеметной очереди, приглушенного покатыми трибунами.

А не так давно был найден человек, убивший Виктора Хара на стадионе "Чили".