12 мин.

Прекрасное безумие Кобе. Осмысление абсурдного настоящего и туманного будущего «Лейкерс»

Оригинал.

Автор: Зак Лоу

Наблюдая за «Лейкерс» в этом сезоне, честно скажу, я вижу нечто не виданное доселе в НБА во всей моей жизни. Они превзошли баскетбол и перевоплотились в некий предмет высшего искусства, от которого все получают удовольствие.

Наблюдая за их игрой, и в частности за игрой Кобе Брайанта в нападении, складывается ощущение, что ты переносишься на машине времени в далекий 1993 год. Кобе получает мяч на крыле в начале владения, делает шаг назад, словно гибрид Марка Джексона и Майкла Джордана и срываясь с привязи влезает в толщу людей и совершает броски с шести метров.

Нападение НБА эволюционировало за последние пять-десять лет, чтобы не сбиваться на подобные действия, которыми Брайант злоупотребляет на рекордном уровне. Это не просто аналитика, это банальная математика, и она говорит: самый хреновый бросок – бросок со средней дистанции.

Отмена правила сдерживания руками предоставила игрокам свободу, а главным оружием нападения стали драйв-энд-кик, проходы с последующей скидкой, где скорость и передачи играют определяющую роль. Между тем отмена старых правил игры в защите сделала процесс зарабатывания очков из изоляций и в позициях пост-ап гораздо сложнее. Команды теперь свободно помогают защищающимся против наиболее опасных игроков соперника, закрывая наглухо проходы к кольцу и сосредотачиваясь на перехвате.

Конечно же, вы сможете зарабатывать очки таким образом. Но не в таком количестве, как, например, команды с хорошим движения мяча, в которой каждый знает, что ему нужно сделать и то, что если он будет в наиболее выгодной позиции – пас, пас, пас и мяч будет доставлен к нему!

Брайант отлично пасует. И это то, что больше всего печалит во время владений ЛАЛ. Он скидывает партнеру только в крайних случаях, когда он уже влез в самую гущу, когда уже чересчур тяжело совершить бросок самому.

Повторю: Он отлично делает передачи. Он отлично читает защиту соперника, он видит все переключения, которые происходят, и те, которые произойдут, и естественно, понимает, когда эта защита дала сбой, и кто-то из соперников провалился. И эти передачи принесли бы пользу. Но Брайант – выпускник старой школы НБА, в то время передачи совершались лишь тогда, когда возможность забить мяч самому была провалена. Это своего рода капитуляция перед соперником.

Я смотрел матч «Рокетс» – «Лейкерс» в среду вечером, в баре с коллегой, и мы весь матч рассуждали, какое же это безумное зрелище, видеть как Кобе бросает и бросает, и бросает. Когда «Лейкерс» взяли тайм аут, камеры показали Брайанта и Байрона Скотта, которые разговаривали. «Как ты думаешь, что Байрон говорит ему?» – сказал мой коллега, смеясь. «Ну что Кобе, какой план?»

Это то, как выглядят «Лейкерс» сейчас. Доминик Уилкинс, комментируя матч ЛАЛ – «Хоукс», фактически смеялся большую часть трансляции. «Угадай, кто сделает сейчас бросок», – задал он вопрос Бобу Равбану, когда Кобе начинал очередное владение своей команды. Но когда все же Кобе отдал передачу, в концовке одной из четвертей, у них начался истерический смех.

Кобе в том матче совершил кучу сложнейших, граничащих с сумасшествием бросков, потому, что он опытнейший игрок, способный совершать сложнейшие, граничащие с сумасшествием броски с шести метров с Табо Севолошей у себя под майкой. Он совершает в среднем 8 штрафных бросков за матч, хотя сейчас не может проходить под кольцо, как он любит, потому что, он долбанный гений, которого отличает исключительная работа ног, умение раскачать соперников, сочетать кучу обманных движений. Он так агрессивно рвался к кольцу в матче с «Хьюстоном», что, честно говоря, это было удивительно, учитывая две тяжелейших травмы, которые он пережил за последние 18 месяцев.

Но как на это не смотреть без смеха. Нет, я, конечно, не осуждаю, сами «Лейкерс» же ужасны. И это… очаровательно! Ты не можешь оторвать от этого взгляд. Посмотрите матчи «Лейкерс», потом переключите на «Хоукс», «Селтикс», «Хит», да даже «76-х». Это же другой вид спорта.

И люди на трибунах ликуют! И на выездных матчах ликуют! И они не болеют за «Лейкерс». Они болеют за Кобе. В Атланте толпа скандировала его имя – «Ко-бе! Ко-бе!» – после пары его коронных бросков с отклонением. Болельщики ЛАЛ в майках игрока под номером 24 разбавляли общую массу людей сидевших в майках Атланты. И было такое ощущение, что они пришли сюда, только чтобы посмотреть, как Кобе забивает свои очки, а на итоговый результат им просто наплевать. Это как спектакль. Они пришли посмотреть на одного гладиатора, а не на две профессиональные команды.

Митч Капчак, генеральный менеджер «Лейкерс», говорит, что их пока рано списывать со счетов, тем более, что результат после возвращения Ника Янга 2-2. «Не стоит нас критиковать сейчас за нашу игру», – говорит Капчак.

Здесь речь даже не о цифрах, которые на самом деле ужасны. Вы же читали Тома Хаберстро и других, что «Лейкерс» в разы лучше на обеих сторонах площадки, когда Кобе находится на лавке. Только 2 команды совершают меньше передач за игру, чем «Озерные» – «Пеликанс» и «Наггетс».

Брайант в свои 36 лет, перенесший две сложнейшие травмы, которые вообще могли завершить его карьеру, сейчас идет на рекорд в категории Usage Rate (рейтинг использования игрока в атаке в отдельно взятом сезоне. Объективно сумасшедший рекорд – которым он уже обладает. Даже когда «Лейкерс» начинают делать забегания, пик-н-ролы с участием Кобе в роли разыгрывающего, все ровно все заканчивается тем, что он делает свое дело.

Но это, как ни странно, выглядит захватывающе, несмотря на результаты и на все эти цифры. «Лос-Анджелес Лейкерс» – это шоу, это окно в другое время, в другой мир НБА, театральная постановка, сочетающая в себе драму, комедию и немного абсурда.

Брайант в средствах массовой информации трансформировался из «нецензурно бранящегося ворчуна» в «злого старого игрока, который уже на закате своей карьеры». Когда журналисты спросили Кобе о том, как он видит будущее развитие Джулиуса Рэндла, а он тогда болезненно воспринял свое место в ежегодном ESPN NBA Rank, Кобе ответил: «Если он упустит свой шанс, то будет полным идиотом. Считаю ESPN идиотами, но он будет действительно полным идиотом, если все испортит и облажается». ОК.

Когда Бакстер Холмс из ESPN задал вопрос, о том реально ли Кобе хочет столько бросать, он сослался на то, что не может смотреть на то, как совершается преступление. Когда репортеры спросили его по поводу, что он думает о том, что Дирк Новицки урезал свою зарплату для своей команды, Брайант ответил: «Думаю, что он просто не играл в Лос-Анджелесе!» Что это значит? Что «Лейкерс» не пытаются дать своим звездам меньше денег? Что Новицки не играл в «Лейкерс»? Что Новицки живет в штате с более щадящими налогами?

В этой же беседе он по поводу своего контракта на 2 года в 48,5 млн. долларов отметил, что его годовая зарплата намного ниже, той суммы, которой он заслуживает и это он дал еще скидку: «Это была большая скидка для того, чтобы мы стали претендентами? Да!»

Если задуматься – это правильно, по большему счету любой игрок стремится заработать настолько больше денег, насколько это возможно. Да и у «Лейкерс» было место в платежке для одного максимального контракта, и они засматривались на Кармело Энтони. Но ни один свободный агент, если его звали не Леброн, не смог бы сделать из ЛАЛ претендентов на титул. Ну а сам Леброн не собирался это делать в одиночку. Насколько далеко «Лейкерс» с Кобе от этого?

На второстепенных ролях у них вообще выступают шуты. Ник Янг на самом деле очень хорошо умеет создавать себе моменты для броска, но он, к сожалению, немного мультипликационный персонаж, и все комментаторы, как тинэйджеры, похихикивая, называют Янга «Свигги Пи». Еще один персонаж Карлос Бузер ранее был силен на подборе, неплохо скидывал на дугу, а сейчас все больше напоминает кричащего инструктора по аэробике, когда он орет в защите. Правда его защитные движения против пик-н-рола заключаются в том, что он пытается ногами выбить мяч, тем самым получив еще одно владение для соперников:

2
3

Это шоу, чувак!

****

Мы сейчас не должны вспоминать, как «Лейкерс» очутились на этом дне и как близко Капчак был к тому, чтобы создать новую эру доминирования своего клуба. Запрет на переход Криса Пола оказался смертельным ударом. Они были катастрофически близко к тому, чтобы превратить Пау Газоля и Эндрю Байнума плюс какие-нибудь драфт-пики в Пола и Ховарда. Подумайте об этом.

Может быть, это и не сработало. Может быть, Пол и Кобе не смогли бы поделить мяч так же, как это было с Нэшем, который деликатно вышел из этой ситуации. Я не имею понятия, ушел ли Ховард из-за неприязни к Брайанту, как это утверждает Хенри Аббот, но все говорит о том, что они как минимум не были в приятельских отношениях.

Опять же: На бумаге оба трэйда были жизнеспособны. Ховарда обменяли с расчетом на подписания длительного максимального соглашения, а он свалил в другую команду. Его обменяли на защищенный пик первого раунда и Эндрю Байнэма, которого сейчас уже нет в лиге. Сделка лучше не придумаешь.

А потом произошли несколько событий. Некоторые были предсказуемы – Нэш сломался, плечо и спина Ховарда тоже не дали возможности отличится ему в единственном сезоне в этой команде, даже Брайант, казалось, запутался и не знал, что делать с новыми партнерами, с новыми тренерами которые сломали треугольное нападение. Новые правила ограничили «Лейкерс» из-за налога на роскошь. Команды, у которых зарплатная ведомость превышает установленный уровень, ограничены в возможности СЭТов, а также имеют меньше инструментов для заманивания свободных агентов. Капчак конечно не стал оправдываться новым коллективным договором, но он больно ударил по командам, превышающим потолок зарплат и построенным еще по старой системе. «Я работал при нескольких новых коллективных договорах и новых правилах, – сказал тогда Капчак, – и наш подход был всегда таковым: дайте нам правила и мы будем по ним работать и сделаем все максимально хорошо, насколько это возможно».

Он также объявил, что они отвергли идею сливать сезон, хотя некоторые их действия идут в разрез с их словами. Они не «Сиксерс». Они стащили Джереми Лина, полезного разыгрывающего и неплохой пик первого раунда у «Рокетс», и подписали Эда Дэвиса на минималку, пусть даже этому поспособствовал Роб Пелинка, агент Брайанта, Бузера, Дэвиса и Уэсли Джонсона.

4

Но, в целом, они не далеко ушли от «Сиксерс». Обе команды находятся в состоянии перестройки. Просто пришли к этому разными путями. «76-е» сейчас в центре беспрецедентной стройки-демонтажа, уже не первое лето перетасовывают состав.

«Лейкерс» же, не получив на рынке свободных агентов Энтони, Леброна или еще кого, решили оставить прежний состав в надежде на июль следующего года. Они могли бы поохотится за свободными агентами категории «Б», такими, как, Лэнс Стивенсон, Эрик Бледсоу, Чендлер Парсонс , Гордон Хэйворд, Айзейя Томас, Кайл Лоури и многими другими. Но они этого не захотели, и это их выбор.

Изначально они проявляли интерес к Лоури, но сказали ему и его агенту, что не могут предложить ему контракт, пока не услышат конкретный ответ от Энтони или Джеймса. Они контактировали еще с несколькими свободными агентами категории Б, но это были такие необязательные переговоры. Лэнс Стивенсон сказал мне, что когда он был свободным агентом, «Лейкерс» связывались с ним, но потом пропали. Томас говорил, что хотел стать игроком «Озерных», но они не проявили к нему интереса.

«Лейкерс» знали, что игроки типа Лоури не станут ждать, пока решиться вопрос с суперзвездами. Их, по крайней мере, на данный момент, не интересуют добротные игроки не-суперзвезды уровня франчайз. Учитывая их историю, эта стратегия имеет смысл, ведь все суперзвезды стремились попасть в Лос-Анджелес.

Вы просто удивитесь, когда это сработает снова. Этим летом у ЛАЛ освободиться порядка 25 млн. долларов под «кепкой» (это зависит от многих вещей, в том числе от того удержат ли они защищенный топ-5 пик, который они должны «Финиксу») – что является недостаточным, чтобы подписать двух игроков на максимальные контракты.

ЛеБрон Джеймс и Кевин Лав станут свободными агентами этим летом. Но ЛеБрон не собирается оставлять «Кливленд», а кроме этих двух рынок свободных агентов следующего года не кишит франчайз-игроками. Думаете, Марк Газоль променяет разогнавшихся «Мишек» на то, чтобы толкаться под кольцом в ожидании паса от Кобе?

ЛаМаркус Олдридж, конечно, отличный игрок, но все ровно он находится на ступень ниже типичных для «Озерных» суперзвезд. То же самое относится и к другим громким именам, таким как Рэджон Рондо, Рой Хибберт, Горан Драгич, Брук Лопес, ДеАндре Джордан, Грегг Монро и прочих.

Последние тенденции в лиге показывают, что свободные агенты высшего эшелона хотят играть только с сильными партнерами по команде. Трудно представит игроков из ТОП-10, которых бы прельстил нынешний ростер «Лейкерс», полагая, что он недостающая часть, для того чтобы выиграть Запад. Любая звезда стала бы рассматривать «Лейкерс» при наличии еще хотя бы одного игрока уровня Матча всех звезд.

Но все поменяется после сезона-2015/2016, когда контракт Брайанта истечет, а потолок зарплат взлетит с 66,5 млн. до 90 млн. долларов, по прогнозам многих аналитиков (хотя это тоже зависит от кучи переменных). «Лейкерс» летом 2016 года могут себе позволить три максимальных контракта, тем более что рынок свободных агентов того года будет изобиловать звездными СА, где бриллиантом будет, конечно же, Кевин Дюрант.

Там будет жесткая конкуренция для всех. Почти все команды будут иметь много свободного места под «кепкой». «Лейкерс» нужно будет создать благоприятную базу для своих главных целей на рынке, правда, пока они этим нисколько не озадачены. Видимо, Капчак очень уверен в рыночной привлекательности самих «Лейкерс». «Мы всегда верили в Лос-Анджелес, в его франшизу, играть в этом клубе честь для любого игрока», – говорит он.

«Лейкерс» могут ускорить перестройку команды. Они могут подписать сильного игрока этим летом. Они могут сохранить защищенный Топ 5 драфт-пик. И если это произойдет, они могут легко предложить этот пик вкупе с Рэндлом в обмен на какую-нибудь звезду.

Но что если бы «Лейкерс» просто были нормальными? Капчак может это сделать. Он всегда неплохо выбирает на драфте, если у него есть пики, правда, последнее время это случалось нечасто, он ими вовсю разбрасывался.

Быть частью нормального – это когда команды борется за игроков Б-категории, таких, как Эл Джефферсон и Лэнс Стивенсон, в то время как гламурные мальчики пытаются выловить суперзвезду. «Лейкерс» могут просматривать кого угодно, и игроки приедут на этот просмотр. Я не утверждаю, что «Озерные» обязательно фавориты в борьбе за суперзвезд, для этого возможно придется улучшить ростер.

«Я не говорю, что нас интересуют только свободные агенты уровня суперзвезд», – сказал Капчак, – Это зависит от многих вещей, кого можно взять на драфте или кого можно выменять».

Лейкерс далеки от чемпионского уровня, к которому они привыкли. Они на распутье, наверное, впервые в своей истории. И пока очевидного выхода из сложившейся ситуации нет. В тоже время, они являются одним из лучших шоу в Лиге. По-своему, конечно.

31

Фото: Fotobank/Getty Images/Victor Decolongon