5 мин.

Поражающий футуризм Кевина Гарнетта

1

Вольный перевод оригинала

Эра великих «больших» в НБА близится к закату. Тим Данкан и Амаре Стадемайр уже завершили свои карьеры этим летом, и, возможно, Кевин Гарнетт будет следующим. Если он решит остаться ещё на год, это будет его 22-ой сезон в профессиональной карьере. Таким образом, он станет рекордсменом по количеству лет в НБА, обойдя Роберта Пэриша и Кевина Уиллиса. Как и Данкан, Гарнетт – это мост между поколениями, живая соединяющая нить между прошлым и будущим. Он играл с Терри Портером и Спадом Уэббом в свой первый сезон. Им сейчас 53. В прошлом сезоне он выходил на площадку с Карлом Энтони-Таунсом и Эндрю Уиггинсом. Им «стукнет» по 21-му в предстоящий звёздный уик-энд.

Гарнетт был уникальным из своего вида: Современный центровой, отправленный в прошлое, в 90-ые. Когда он пришел в Лигу, большинством центровых были семифутеры, которые околачивались под кольцом и узнали об игре в посте только во времена учебы в колледже. У Гарнетта не было для этого времени, так как он стал первым игроком, вышедшим на драфт в 20 лет.

Немногие видели бигмэна, который так работал «на ногах», как это делал КГ в восьми метрах от кольца. Кевин, вероятно, один из немногих игроков в истории Лиги, кто мог успешно защищаться на всех пяти позициях. Если сожалеть о том, что карьера Гарнетта подошла к завершению, то лишь в том смысле, что она прошла не в свое время, тогда, когда Лига не использовала его возможности полностью.

Это наиболее заметно, если вспомнить его партнеров по фронткорту в те годы. Гарнетт номинально играл на позиции третьего номера с Томом Гуголиотой и с унылым набором центровых, делящихся на две категории: бывшие провалы на драфте (Кристиан Лэйтнер, Чероки Паркс, Джо Смит, Эдди Гриффин) и универсальная, съедающая пространство в краске громадина (Стойко Вранкович, Стэнли Робертс, Ирвин «Трэджик» Джонсон, Рашо Нестерович) или и то, и другое (Майкл Оловоканди).

Данкан и Гарнетт были столпами-прототипами тяжелых форвардов нового века, изменившего парадигму этой позиции. Подобную тенденцию подхватили другие игроки, таки как Крис Уэббер, Рашид Уоллес, Дирк Новицки и Джермейн О’Нил. Они пришли в Лигу в закат Золотого Века центровых НБА, когда такие мастодонты как Патрик Юинг, Дэвид Робинсон, Шакил О’Нил правили в Лиге. Идея состояла в том, чтобы соединить универсального атлетичного игрока, способного отодвинуться ближе к периметру и ориентированного на борьбу в посте громоздкого центра. В ту эру основным вопросом к игрокам как Биг Тикет был: «Как они смогут отзащищаться против игроков как Шак?». Хотя вопрос может быть инвертирован: «Как Шак смог бы отзащищаться против кого-либо на периметре?» Вместо того, чтобы найти КГ достойного партнера по передней линии, соответствующего габаритам стандартного центрового, его команде следовало бы задаться вопросом: «А нужен ли Гарнетту таковой?»

К тому времени, как Гарнетт вышел на свой пик к сезону 2003-2004, НБА менялась прямо у него под ногами. Финикс Санз, бегущие быстрее всех в лиге, уже были близки к переводу Амаре из мощных форвардов в центровые. Для сравнения: в то же время в Миннесоте были Оловоканди и Джонсон - стартовые «центры» в паре с Гарнеттом-МVP.

Даже когда в 2007-м Кевин попал в Бостон, где объединился с еще двумя будущими членами Зала Славы, он так и не использовал все преимущества новой прогрессивной системы игры. Тогда его партнером по фронткорту был Кендрик Перкинс, архетип центрового, ограниченного в нападении, заточенного играть на своей половине площадки. Дуэт Перкинс и КГ очень хорошо делал свое дело, но они не смогли бы создать то волшебство, которое получилось бы, если Гарнетт имел под рукой игрока типа Ламара Одома времен, когда тот играл с Пау Газолем на пике карьеры испанца. Ближе всего Гарнетт был к этой системе, когда в 2010-м к ним, в Бостон, присоединился Шиди Уоллес. Но Рашид уже был на закате карьеры и бОльшую часть того сезона пытался держать себя в форме.

И только в Бруклине мы совершенно случайно увидели проблески Гарнетта в современной системе игры. Изначальный план был таков: Гарнетт играет на «четверке» вместе с Лопезом, тем самым создавая самый медленный фронкорт НБА. И только когда Брук Лопез выпал из-за травм, Джейсону Кидду дали возможность поэкспериментировать с Гарнеттом на месте смоллбольного центрового и с «крыльями» в лице Пола Пирса, Андрея Кириленко и Джо Джонсона. Эта гибридная пятерка даже спасла тогда сезон Нетс и позволила им дойти до второго раунда, но дальше 37-ми летний Гарнетт ничего не смог противопоставить ЛеБрону Джеймсу и его Хит на пике их силы.

Реклама 18+

****

Мы уже никогда не узнаем, насколько был бы хорош Гарнетт, находящийся в прайме, в этой новой системе игры. Нападение с ним на позиции центрового было бы просто неудержимо, с его возможностью угрожать кольцу с дистанции6 метров, тем самым растягивая защиту, с проходами под кольцо, или его умением ассистировать партнерам. В защите они были бы нисколько не хуже, чем в нападении. Он мог переключаться при любом заслоне, не взирая на неравноценный размен, также подстраховывая и сдваиваясь при необходимости, плюс используя свои габариты для защиты кольца. Если посмотреть на эволюцию чемпионских команд прошлых лет, можно увидеть, что очень важное орудие контендеров – это многофункциональный семифутер в центре нападения, вокруг которого крутятся пик-н-роллы. Представьте себе, КейДжи на месте Боша в Майами или Грина в Голден Стэйт.

Возможно приход в Миннесоту Биг Тикета в 20 лет был несколько ранним, но вот его протеже, пришел в эту Миннесоту очень даже вовремя. Гарнетт слишком долго ходил кругами, чтобы найти кому передать свое знамя. Таунс –самый универсальный семифутер своего поколения. Волки должны понять и предпринять необходимые шаги для Таунса, те что они не смогли сделать для Гарнетта два десятилетия назад. Сможет ли Том Тибодо найти того идеального партнера по фронткорту для того, чтобы Таунс раскрыл свой потенциал полностью? Или Волки полностью откажутся от бигмэнов, играя с Уиггинсом на «четверке», получив новую версию «Lineup of death» Голден Стэйт Уорриорз? Пора узнать, на какой максимум способна перевооруженная версия Кевина Гарнетта, которой он мог стать.

2