9 мин.

Афиши. Забытое искусство. 1 часть

Андрей Баздрев открывает в блоге «Тушите свет» на Sports.ru выставку наиболее интересных и знаковых афиш в истории профессионального бокса: немецкий минимализм в ретро-стиле, британский юмор, американский пафос и общая ненависть, которая, как известно, продается лучше всего.

«Лейла Али содержит: 20% от балерины, глаза ее матери, правый хук ее отца, 8 побед, 7 нокаутом, 1 татуировка медвежонка, 40% питбуля, 9,3% бабочки, 30,7% пчелы, 2 жестокие руки, 1 отзывчивое сердце, 0% компромиссов». К несчастью, это не афиша боя с участием дочери «Величайшего» (простите, это я так его назвал? Нет, ладно, дочери Кассиуса), а рекламный плакат какой-то газированной дряни. И так все время. Люди, рисующие боксерские афиши, как правило, безнадежны. Я сам точно такой – когда-то я нарисовал около десятка афиш к текущим боям, часть из которых расклеивалась не только в зале, но и в городе – и все они ужасны. Может, те, с кем мы делали эти бои, так не считали, но я смотреть на них без слез не могу.

Там, как полагается, был огонь на заднем фоне, коллаж с неаккуратно вырезанными из каких-то левых фотографий боксерами, причем, как правило, не все они были в перчатках и одного размера, главный акцент, разумеется, был на буквах. Крупно, очень крупно – профессиональный бокс. Дата, место боев, дальше мелким шрифтом иногда – фамилии. Мелким, слышите, потому что кому к черту нужны были наши бойцы, люди шли в принципе на зрелище, и никто из них не знал ни одного бойца по имени. В спортзале я всегда знал, кто мастер, кто разрядник (чувствовать это приходилось на себе), знал, какие у них текущие и хронические травмы, но имен, вот незадача, часто не помнил. Ну так вот, мои афиши были ужасны, это вы уже поняли. Но только потому, что я слишком много видел плохих образцов и почти ни одного – хорошего. Но я понимал, что лучше всего на свете в мире бокса и смешанных единоборств продаются кровь, ненависть, личный конфликт и национальная вражда.

«Россия против Бразилии». Дьявол, вы когда-нибудь видели хороших бразильских боксеров в количестве больше двух человек? Когда в 1979м ушел из большого спорта Эдер Жофре (на самом деле – на 10 лет раньше), Бразилии пришлось ждать несколько десятков лет, пока не появился Аселино Фрейтас. За то время, пока ждали, они придумали и развили, конечно, свое джиу-джитсу, клан Грейси изрядно расплодился и на бокс там все дружно наплевали. Сейчас бокса там все так же нет, Аселино Фрейтас возвращается на ринг, и мы заканчиваем с Бразилией, а кто-нибудь из молодых легковесов или полусредневесов покончит с Фрейтасом.

Итак, главная задача всегда была – собрать людей на арену. Когда бокс был событием, бой был событием, можно было не изголяться, хватало букв и символических обозначений. Иногда добавляли фигурки бойцов.

Сейчас иногда возвращаются к тому минимализму, но делается это не для наружной рекламы – там все же стараются использовать лица – а на ТВ. Заставки в эфире, реклама на веб-сайтах, напоминания в сети баров для закрытого показа. Постеры, грубо говоря.

Вот еще один – и обратите внимания, что в андеркарде реванша между Хулио-Сезаром Чавесом и Мелдриком Тэйлором Феликс Тринидад дерется с Кампасом, а Лейха с Руэласом. Дон Кинг делал хорошие карты боев. Его бои – хотели смотреть. Чего не скажешь о большей части современных. Но его афиши были так же ужасны, как и у всех.

Минимализм в ретро-стиле это один из подходов. Не самый плохой. Мы часто сталкивались с тем, что в домашнем бою, который бывает и проходным, идут смотреть на чемпиона. Местную звезду. Кому какое дело до претендентов? Тем более, и фотографии его под руками нет. Выдергиваем, что есть, с интернета, получается…

На самом деле, я убежден, что это было в корне неправильно, и единственный случай, когда такой подход оправданный – на ринге не местная, а стопроцентная, масштаба всего бокса звезда.

Вот за такой постер Рой Джонс и отхватил… с Роем вообще забавная история. Всегда было достаточно только его имени, народ валом бежал скупить билеты. Но лучше всего, как мы знаем, продается ненависть. Плакат к его бою с Тарвером получился такой удачный, что решили его не менять. Два раза.

Если вы спросите про постер к «Битве Империй», он мне сразу не понравился. Джонс и Лебедев слишком далеко друг от друга, дизайнерской мысли никакой, информации на афише тоже. Оптимально для баннеров, по которым можно щелкнуть и узнать все о бое, но не для наружки или экстренного оповещения.

Заканчивая с Роем, мой любимый плакат к его бою – с Джеймсом Тони. Негражданская/нецивилизованная война.

90-е в боксе были временем лозунгов и громких слоганов. К каждому бою придумывали крутое название и оно застревало к памяти, единожды увиденное на афише. Слоганы используют и сейчас, но после 2004-2005 выглядят и стреляют они совсем не так…

«Не воспринимай супертяжеловеса легко»

«Силы разрушения»

«Гром и молния» – клише, конечно, как и ниже, но как точно описывает в двух словах столкновение стилей боксеров.

«Давид против Голифа»

С Валуевым есть вообще совершенно волшебная афиша – к бою с Барреттом. И, вот сюрприз, сделана она для боя в США, который делал Дон Кинг. Немецкие афиши – тоска и смерть, а Дон знал толк в хорошей шутке.

«Они никогда не встретятся глазами»

Боксу очень сильно не хватает юмора. Много боли, много пафоса, слишком много амбиций. Но иногда нужно быть смешным и не бояться этого.

«Мы гарантируем вам их права/правые. И левые»

«Дом Большого Папочки»

«Майорга все еще курит, Форрест все еще горит»

Или вот постер: «Кто сказал, что британцы более цивилизованные?»

«Глаза Тигра» – британцы вообще не страдали от избытка серьезности и отсутствия вкуса.

У Мика Хеннесси частенько попадается что-то интересное. Рисованные афиши вообще встречаются нечасто, хотя именно с рисунков все и началось

Но, между нами, рисовать бокс умеет только один человек, и вы его хорошо, конечно, знаете. Ричард Т.Слоун.