16 мин.

«Алонсо на тренировках бегает больше, чем некоторые игроки». Откровения Гранита Джаки об «Арсенале», Артете и Леверкузене

Любой, кто когда-либо посещал скромный родной город фармацевтического гиганта Bayer, согласится, что Леверкузен (население, которого составляет около 170 000 человек) сильно отличается от Лондона. Но есть некоторые сходства, начиная с погоды.

«Я к этому привык», — улыбается Гранит Джака, когда The Athletic упоминает мрачную серость, нависшую над стадионом немецкого клуба «Бай-Арена».

По другую сторону окна зала заседаний, в отличие от неба над головой, поле питают золотые лучи сотен искусственных прожекторов. Гранит Джака и его одноклубники из Леверкузена на протяжении всего сезона освещали это место своим футболом, радуя болельщиков захватывающим сочетанием замечательного футбола, тщательно спроектированным молодым и бескомпромиссным испанским тренером.

По прошествии половины сезона Байер Леверкузен возглавляет таблицу Бундеслиги, опережая более сильные и авторитетные команды, и вполне могут пройти весь путь в нескольких соревнованиях.

Звучит знакомо? Но есть еще один общий знаменатель, который связывает этот уголок западной Германии и (северный) Лондон, возможно, самый поразительный: Джака был и остается в центре всего, что шло хорошо для «Арсенала» и «Леверкузена» за последние несколько месяцев.

Вернувшись летом в немецкий футбол после семи лет в Англии, бывший полузащитник «Боруссии» Менхенгладбах сыграл огромную роль в превращении команды, которая уже начала набирать обороты под руководством Хаби Алонсо в прошлом сезоне, превратившись в настоящую машину для победы, которая не проигрывает во всех турнирах на протяжении 24 матчей подряд.

Его безупречно спланированные и авторитетные выступления пошли вразрез с его прежним имиджем вспыльчивого раздражителя и снискали ему всеобщие аплодисменты, а журнал Kicker восхвалял Гранита Джаку как «ключевую фигуру» в системе Алонсо, «главу команды», «стратег (в центре полузащиты)», «лидер на поле и в раздевалке» и как тот, кто добавил «новый уровень качества» в игру «Байера» и структуру команды».

Джака не уверен, что он показывает лучший футбол в своей карьере. Тем не менее он согласен, что изменился к лучшему. «Я другой», — говорит он. «Мой менталитет совершенно другой. Я гораздо спокойнее. Намного, намного спокойнее. В моей игре гораздо больше ясности и продуманности. Я знаю, когда нужно давить, и знаю, когда отступить, я знаю, когда ускорить игру, а когда замедлить ее.

«Когда я был моложе, было много желтых и красных карточек, то же самое было вначале в Англии. Опыт учит вас, что не всегда нужно идти на рискованный подкат. Вы можете продолжать бежать вместе с игроком, вам не обязательно все время спускаться вниз. Я сделал огромный шаг вперед в своем подходе к играм».

Однако стать старше и мудрее — это только треть объяснения. Джака почувствовал, что его по-настоящему ценят в Леверкузене еще до его прибытия туда. Хаби Алонсо и спортивный директор Симон Рольфес, оба в прошлом центральные полузащитники, понимали, что команде, наполненной талантливой молодежью, нужен более опытный игрок, который сможет сплотить всех на поле и подавать пример.

На своей первой встрече в марте они сказали 31-летнему игроку, что выделили его на эту роль, подчеркнув свою веру в него пятилетним контрактом. «Я чувствую, что клуб действительно ценит меня, и я чувствую, что поддержка и признание того, что я сделал правильный шаг, очень важны для меня», - говорит Джака. «Я понял, что хочу приехать сюда, как только поговорил с Хаби и Саймоном».

Вопреки сообщениям о том, что его жена Леонита была одной из движущих сил этого решения, на самом деле сначала ее нужно было немного убедить. «Честно говоря, она была против», — говорит Джака. «Не против того, чтобы мы поехали в Леверкузен, а против того, чтобы мы уехали из Лондона. Если вы когда-то жили в Лондоне, вам захочется остаться там, особенно с семьей. Мы много думали об этом. «Что нам делать со школой?»; там родились мои дети, у них появилось много друзей.

Но, в конце концов, это было легкое решение, как для моей жены, так и для детей, потому что они видели за этим план. «Я приехал сюда не для того, чтобы играть роль босса или менеджера. Нисколько. Я приехал сюда, чтобы немного возглавить эту молодую команду, благодаря моему опыту работы на высшем уровне за рубежом». Добавление ещё одного громкого голоса в раздевалке было жизненно важно для Алонсо, потому что он считает, что дисциплина и преданность делу не могут быть просто предписаны тренером, они должны быть неотъемлемой частью команды.

«Хаби хочет, чтобы игроки взяли на себя ответственность, он хочет, чтобы мы высказались, если увидим, что один или два игрока делают меньше на тренировках, чтобы поддерживать игру на таком же высоком уровне, как сейчас», — говорит Джака.

«К счастью, у нас есть выдающиеся личности, даже среди некоторых молодых игроков. Менталитет великолепный. Ребята слушают, хотят чему-то научиться и делать это прямо на поле. «Может быть, раньше было по-другому. Когда тебя нокаутируют в Кубке Германии в первом раунде, проиграв Эльверсбергу со счётом 4:3 в прошлом сезоне. Это вопрос не способностей, а отношения. Это исходит от менеджера. Но также и со стороны игроков».

Алонсо, возможно, не всегда был рядом, чтобы следить за своими подопечными, но Джака определенно был рядом. Он выходил в стартовом составе в каждой игре Бундеслиги и во всех трех матчах Кубка Германии, а в Лиге Европы отдыхал только в пятом туре, после того как они вышли в плей-офф с четырьмя победами из четырех.

Сотрудники «Арсенала» были в равной степени очарованы его силой. В чем секрет постоянной доступности? «Я очень усердно работаю, но больше всего над психологическим аспектом», — говорит Джака, на счету которого также 121 матч за сборную Швейцарии. «Это самое главное. Бывают моменты, когда ты устаешь, но я говорю себе, что усталости не существует. Ты просто концентрируешься на следующих 90 минутах и ​​так далее, таким образом ты можешь сыграть 20-30 игр подряд. «Всегда есть боль и усталость. Я очень хорошо знаю свое тело, знаю, как за ним ухаживать. Я также очень открыто говорю с медицинским отделом о своих потребностях, и люди вокруг меня, как и я, очень позитивны в своих взглядах. Когда дела идут не так хорошо, вам нужно такое позитивное мышление. Это дает тебе силы».

В первые несколько лет в «Арсенале» Джака часто оказывался громоотводом всего гнева и разочарования, которые окрасили большую часть последних лет правления Арсена Венгера на посту тренера, при этом многие критики сравнивали его с Патриком Виейрой и другими героями полузащиты. Золотой век, которому на самом деле он не мог соответствовать.

После того, как его товарищи по команде проголосовали, чтобы Джака стал капитаном во время недолгого пребывания Унаи Эмери на посту преемника Венгера, Джака продолжал разделять мнения среди болельщиков. Ситуация достигла апогея в октябре 2019 года, когда его освистали и заменили, и у него оставалось еще полчаса до игры в домашней ничьей 2:2 против Кристал Пэлас. Джака отреагировал гневно, в том числе снял футболку «Арсенала» и швырнул ее на землю. «По сей день я не могу точно сказать, что произошло со мной в тот момент», — вспоминает он.

«Неделей ранее я почувствовал, что что-то не так во время игры с Шеффилд Юнайтед. Но когда играешь на выезде, толком не знаешь, кто свистит. Я просто не мог себе представить, что это были наши болельщики.

«Оглядываясь назад, вы сожалеете о чем-то, но, возможно, вы также счастливы, что сделали определенные вещи. Я до сих пор не уверен… Но я знаю одно: тот день был непростым». Насмешки со стороны болельщиков его собственной команды были болезненны, но не так обидны, как видеть, как в результате страдают его друзья и семья. «Для меня, если честно, это часть спорта. Иногда ты поднимаешься, иногда падаешь. Но для моей семьи на трибунах это было как пощечина. Мне было еще больнее, потому что им было очень больно. Я никогда не забуду, как плохо чувствовали себя мои родители, как чувствовала себя моя жена. Я был убежден, что переживу все это. Через два дня мы должны были встретиться с клубом по поводу нового контракта».

Вскоре Джаку лишили повязки. «У меня было много черных дней, когда я сидел в номере отеля во время выездных игр и осознавал, что произошло», - вспоминает он. То, что он не говорил с семьей об этом только ухудшало ситуацию, но он старался скрыть от своих близких, как сильно он страдал. «Я не хотел, чтобы им было плохо, потому что они переживали за меня больше, чем я.

Возможно, они тоже хотели защитить меня и не возвращать эти мысли. Но я был полностью опустошен». Четыре года спустя он все еще пытается понять, как и почему он ввязался в такую ​​неразбериху. Но ему очень ясно, как он выбрался из этой ситуации: увольнение Эмери месяц спустя, когда его заменил Микель Артета, спасло его карьеру в «Арсенале». «Клуб не проявлял ко мне особого уважения, хотя я был капитаном.

Было ясно, что они хотели избавиться от меня как можно быстрее, за исключением одного человека: Микеля Артеты», — говорит Джака. «Когда я встретил его в первый раз, мои сумки уже были собраны, и я собирался сесть в самолет. Сердцем и душой я уже покинул клуб. Я сказал ему: «Решение заключается в том, чтобы я ушел». Микель сказал мне, что хочет, чтобы я остался. Но я не был уверен. Помню, я тогда разговаривал с отцом. Он сказал мне: «Поехали». Впервые в жизни он сказал мне бежать. Он сказал, что у меня нет будущего в «Арсенале».

Артета видел вещи совсем по-другому. На второй встрече бывший полузащитник и капитан «Арсенала» сказал Джаке, что он важен для него. Более того, он хотел построить вокруг себя свою команду и сыграть с ним на новой позиции – под восьмым номером. Джака все еще не был уверен.

«Я не мог представить, что снова буду играть за «Арсенал». Я сказал ему: «Я просто хочу быть там, где фанаты меня не освистывают». Но он был настолько убедителен. Впервые в жизни я принял решение, не поговорив предварительно с семьей. Я встал и сказал: «Хорошо, я останусь». Мы обнялись, и с того дня я вернулся к тренировкам, как будто ничего и не произошло». Однако все было не так просто.

Джака признается, что нервничал, как ребенок, дебютирующий в профессиональном плане, перед ответной игрой в Лиге Европы против Айнтрахта Франкфурта в конце ноября – домашнее поражение со счетом 2:1, которое оказалось последним ответственным матчем Эмери. «Я как будто впервые играл за «Арсенал». Я никогда не забуду, как Томас Парти подошел ко мне перед началом матча и сказал: «Неважно, что произойдет, я с тобой». Для меня это была новая глава, новое начало».

Мало-помалу Джака восстановил свою уверенность и стал важной частью возрождения команды, играя дальше на поле, как лидер-ветеран поколения Букайо Сака и Мартина Эдегора. «Микель взял меня на руки и вернул на тот уровень, на котором я всегда знал, что смогу играть. Он был уверен в моих качествах, и его не волновало, что говорят другие», — говорит он. «Четыре года спустя все закончилось тем, что я чуть не не сделал хет-трик в ворота Вулверхемптона в конце мая. Это была его 297-й и последний матч за клуб, а фанаты «Арсенала» кричали, что хотят, чтобы я остался. «Это был момент, от которого бегали мурашки по коже. Я не могу описать словами, насколько счастлива была моя семья, услышав это после всего, что произошло раньше».

В том же месяце пришло еще больше хороших новостей, когда ФА, Комиссия по азартным играм и Национальное агентство по борьбе с преступностью освободили Джаку от любой причастности к возможному мошенничеству со ставками после желтой карточки, которую он получил в декабре 2021 года.

«Было ли это огромным облегчением (увидеть результаты расследования)? Нет. Потому что мы с клубом с самого начала знали, что это полная чушь», — говорит он.

У Джаки оставался год контракта с возможностью продления еще на один год, когда весной с ним связался Леверкузен. Он поговорил с Эду, спортивным директором «Арсенала», и тот сказал ему, что «Арсенал» на данный момент не готов дать ему новый контракт. Леверкузен не хотел слишком форсировать этот вопрос, учитывая его интересы и участие «Арсенала» в борьбе за титул, но его решение было быстро принято. «С одной стороны, мне было немного грустно, что «Арсенал» не хотел продлевать контракт, но с другой стороны, я был вполне счастлив, потому что мне не нравилась эта неопределенность», — говорит Джака.

«План Леверкузена для меня был ясен. Уход из «Арсенала» спустя семь лет был непростым на эмоциональном уровне после всех хороших и плохих событий, но это было абсолютно правильное решение. Я рад, что все сложилось так хорошо». В Алонсо он встретил бывшего полузащитника, ставшего тренером, чьи методы тесно связаны с методами баскского товарища Артеты. Оба являются приверженцами деталей, разбивают игру на составные части и работают над улучшением каждой из них, пока не начнется коллективный экспоненциальный рост.

«Микель показал мне совершенно новый взгляд на футбол, сосредоточившись на основах – вещах подросткового возраста, которые вы, возможно, забыли. Прессинг. Позиционирование. Движение. Выход из чьей-то тени. Общение на поле», — говорит Джака. Хаби тоже так похож. Я думаю, что испанцы видят футбол иначе, чем другие. Когда я впервые услышал, как Хаби рассказывает о своих идеях, я подумал: «Я делал это раньше, при Микеле». Это другой тренер, но та же философия».

Алонсо более практичен на тренировках — «он бегает больше, чем некоторые игроки» — и хочет показать своей команде, как делать определенные вещи на поле, объясняет Джака, тогда как Артета предпочитал видеоанализ и тактические доски.

Но они оба излучают природный авторитет и пользуются огромным уважением благодаря своим навыкам. Качество их тренерской работы – мастерство в искусстве быть центральным полузащитником – является третьей важной причиной, по которой Джака считает, что его игра стала гораздо более размеренной и точной за последние несколько лет. «Я многому научился у них обоих», — говорит он.

Джака также получил пользу от обучения, чтобы получить тренерские значки, что добавило теоретическое измерение к его футбольному образованию. Каждый вторник он возглавляет SC Union Nettetal, любительскую команду пятого дивизиона своего зятя Леонарда Лекая в рамках лицензионного курса A.

Но в первую очередь он по-прежнему профессиональный футболист и полон решимости выиграть по-крупному с Хаби Алонсо. «Каждый год нам приходится бороться за трофеи», — говорит он. Мало кто ожидал, что они возглавят таблицу в Германии на зимних каникулах, но для Джаки это не загадка, поскольку в прошлом сезоне он увидел, как далеко может зайти хорошо обученная команда с «молодыми игроками впереди». Если речь идет о Саке и Габриэле Мартинелли из «Эмирейтс», то сравните их с Джереми Фримпонгом и Флорианом Вирцом.

«Арсеналу» не удалось сохранить успех, когда весной они сражались с Манчестер Сити за чемпионство Премьер-лиги, что вызывает вопрос, извлек ли он какие-либо уроки, которые можно было бы применить в предстоящей гонке за титул Леверкузена. «Нужно твердо стоять на земле», — говорит Джака. «В прошлом году мы были очень близки (с «Арсеналом»), но не могли продолжать в том же духе. Вам нужно немного удачи.

Я уверен, что мы бы выиграли чемпионат, если бы не потеряли Уильяма Салибу (из-за травмы в конце сезона в марте) и Парти (который тогда пропустил четыре старта подряд, включая домашнее поражение от «Сити»). «Здесь то же самое. Если мы все будем в форме и здоровы и не произойдет ничего глупого, мы сможем оставаться на вершине еще довольно долго».

Джака говорит, что не сожалеет об уходе из «Арсенала», но это не значит, что он больше не заботится о них. Он почти каждый день общается с помощником Артеты Карлосом Куэстой, дружит с Партеем, Александром Зинченко, Габриэлем Жезусом и Седриком Суарешом; он смотрит как можно больше их игр и отчаянно хочет, чтобы они выиграли АПЛ.

Он и его жена воспользуются предстоящими зимними каникулами в немецком футболе, чтобы посетить домашний матч против Вэст Хема 28 декабря. «Это будет наш шанс как следует попрощаться с игроками, персоналом и болельщиками», - говорит он.

Джака также может проверить, как поживает его преемник на левом фланге. В конце концов, Кай Хаверц находится в путешествии, которое находит отклик после его летнего переезда из Челси. «Я знаю, каково это Каю, когда люди со стороны немного нервничают, а фанаты беспокойны. Ему просто нужно сохранять спокойствие. Для него это новая позиция, и требуется время, чтобы полностью понять философию Микеля», — говорит Джака о старике из Леверкузена. «Но он все время становится лучше, и теперь его уверенность возвращается. Все знают его потенциал, но доверие своего клуба, своего тренера и товарищей по команде – это все. Тебе всегда нужна эта поддержка». Болельщикам «Арсенала» иногда требуется некоторое время, чтобы убедить их изменить свое мнение», — говорит Джака. «Но в конце концов я их победил. «Я надеюсь, что Кай сделает то же самое, и что критики заберут обратно свои слова».