5 мин.

Через боль

Серия «Майами» и «Бостона» обязательно войдет в историю. В ней останется подвиг  Рэджона Рондо. Блог «Bank shot» на Sports.ru вспоминает других игроков, вернувшихся в игру с травмой, и продвигает теорию о сверхчеловеке. 

Два года назад уважаемые «Найк» и «Адидас» заполонили рынок цветастыми футболками с лозунгами. Как и многие, я стал заложником моды и совсем скоро уже красовался в обновках с кричащими фразами «Just do it», «This boots are not for walking» и «No more Mr. Nice Guy».

Мне казалось это оригинальным – пытаться общаться с миром, не говоря при этом ни слова. Увлечение подобными глупостями прошло довольно быстро, но одну надпись я запомнил навсегда «Pain is only temporary victory is forever». Белая просторная футболка со смачным пластырем была любимой. Я одевал ее на самые важные игры, потом застирывал до дыр, а когда мне было больно, я просто вспоминал, что у меня написано на груди и старался держать марку.  

Есть простые истины. Если у тебя повреждение, можно делать вид, что все в порядке, продолжать идти в стык, но практически невозможно при этом не потерять в эффективности. Поднимать моральный дух – задача поэтов и праздничного оркестра, а твоей команде нужен здоровый игрок, готовый выложиться на сто процентов. В случае травмы лучше попросить замену, не подводить партнеров, не играть в героев.

Сегодня мою теорию основательно подкосил Рэджон Рондо. Дело даже не в том, что у парня диагностировали вывих локтевого сустава. Любая подобная травма – болевой шок. Организм ведет себя непредсказуемо. Бросает то в жар, то в холод, и первое, о чем ты думаешь – насколько все серьезно. Уже потом вокруг тебя вьются медики, хочется покоя и ледяной ванны. Рондо мыслил немного по-другому. Парень сразу попросил жесткий напульсник, он рвался на площадку. Рука первое время болталась как культя, но впечатление было обманчивым. Рондо экономил силы, он знал, что наступит момент, когда левую руку придется пустить в ход. 

Сейчас можно говорить что угодно. Сбиваться на крик и утверждать, что Рэджон сокрушил «Майами» одной правой (или все-таки левой?). Делать скидку на то, что травма оказалась не так страшна, как это выглядело на повторе. Можно петь дифирамбы молодому разыгрывающему или просто вспомнить надпись на футболке с пластырем. Факт остается фактом – Рондо хотел продолжить игру, и его не остановил бы даже Шакил О′Нил в белом халате. Это уникальный образчик спортивного мужества. Я удивлюсь, если спустя какое-то время, про этот матч не снимут отдельный документальный фильм, где все будут с серьезными лицами рассказывать о своих впечатлениях.

После такого камбэка даже неудобно вспоминать «пришествие Пола Пирса» в финале против «Лейкерс» трехгодичной давности. Только спецэффекты позволяют назвать картину героической.

Но история НБА знает немало суперменов. Навскидку я вспомнил четыре имени: Берд, Хавличек, Рид, Томас.

Первые двое – из славного братства, в жилах которого течет зеленая кровь. Можно придумать много причин, из-за которых ненавидят «Селтикс», но отказать этим парням в уважении невозможно. 

Лэрри Берд даже на закате своей карьеры все делал красиво. В сезоне-1990/1991 «Бостон» все еще были грозной силой, но время безжалостно обходится со своими героями. Лэрри Берда мучили боли в спине, он пропустил 22 матча, если играл, то на уколах, а когда в перовом раунде плей-офф против «Индианы» счет в серии стал 2-2, легенду госпитализировали. В ночь перед пятой игрой Берд сражался с недугом. Он победил. Вышел на игру, упал, но в лучших традициях жанра вернулся и показал, почему это команда уже который год бьется за чемпионство.

У Хавличека история более реалистичная – в нее легче поверить. В начале 70-х он играл на износ – по 40-45 минут за матч. На пару с Дэйвом Коэнсом они прошлись катком по соперникам в сезоне 1972-1973 (68-14) и были полны надежд выиграть очередное чемпионство. Но в финале конференции Хавличек вывихнул плечо. Он играл через боль, старался чем-то помочь, но все было напрасно. «Никс» стали первой командой, выигравшей у «Бостона» 7-матчевую серию, а Хавличек вошел в историю как тот самый парень, который играл одной рукой и проиграл.

История Уиллиса Рида – одна из многих, но после того, как из раздевалки вышел Рондо, я почему-то вспомнил именно «никербокера». Хотя там и возвращения, собственно, не было – в 1970 году решался вопрос, выйдет ли травмированный центровой на решающий седьмой матч финальной серии против «Лейкерс». В голове все время звенело «Will Willis Reed?!». Рид вышел на одной ноге, набрал всего 4 очка, но остался в истории как MVP финальной серии и чемпион НБА. Обставили все очень классно, с музыкой, транспарантами.

Но это немного из другой оперы. Все знают, что Кобе Брайант постоянно ломает себе пальцы, а затем выходит на площадку и набирает тридцать очков. Уилт Чемберлен и Билл Рассел также несколько раз были уличены в том, что весь матч провели с вывихом или переломом. Но они знали, на что идут. Они готовились к этому.

А вот так сразу, встать после тяжелого падения и с травмой продолжить играть, способны немногие.  Айзея Томас натворил много дел, но один его «камбэк» не забудут никогда. Это страница истории настолько крута, что встраивание видео запрещено – смотрим на ютьюбе. 

Декорации – «Плохие парни» из «Детройта» против шоу-тайм в исполнении «Лейкерс». За 4 минуты до конца шестого матча Томас неудачно приземлился на Майкла Купера. Нога в сторону – вывих лодыжки. Здесь бы лед приложить, да постельный режим, но «малышу» не терпится доказать «Лейкерс», что его не сломать. Айзейи потребовались всего 35 секунд для того, чтобы прийти в себя. Томас вернулся на паркет и начал забивать – из-под кольца, со штрафной линии, издали. Он реализовал 11 из своих 13 бросков, набрав за четверть 25 очков (всего в матче 45). «Детройт» этот матч проиграл, но Томас уходил победителем. Он брел к скамейке запасных с расцарапанным лицом, подбитым глазом и вспухшей лодыжкой. Айзейя знал, что сделал все для успеха команды. Это ли не главная победа?