4 мин.

Режим «марафон» в гонках. Физическая и психологическая подготовка

Прохождение внедорожного ралли-марафона требует от гонщиков очень серьезной физической подготовки, выносливости и выдержки. Запредельные нагрузки – более шести часов ежедневно в кабине автомобиля на жестком бездорожье на средних скоростях свыше 100 км/ч, без термо и шумоизоляции, осложняются в летний период жаркими климатическими условиями. Так, предстоящее ралли «Шелковый путь 2023», которое пройдет в самый пик лета – с 5 по 15 июля будет сопровождаться жаркими и сухими днями. Когда за бортом температура поднимается до 40 градусов, внутри автомобиля она достигает 60-70 градусов, поэтому обезвоживание зачастую становится серьезным испытанием для спортсменов. Когда физических сил становится всё меньше и накатывает усталость, то хочется сказать «стоп» и досрочно завершить гонку. И здесь включается психологический аспект, которому профессиональные гонщики также уделяют внимание.

Своими советами и секретами физической и психологической подготовки поделились многократные участники ралли-марафонов «Дакар», «Африка Эко Рейс» и «Шелковый путь».

Сергей Вязович (команда МАЗ Спорт Авто): «За многие годы у нас у каждого сложилась своя система подготовки к ралли-рейдам такой протяженности и уровня. Мы с нагрузками хорошо справляемся – много где на опыте, много где на программе подготовки, которую нам готовит Минский Республиканский научно-практический центр спорта (РНПЦ Спорта). Из своих секретов могу сказать, что в последнее время из-за проблем с позвоночником и нагрузкой на суставы, я перестал использовать беговые нагрузки, и очень много езжу на велосипеде. В прошлом я занимался шоссейными гонками, был в молодежной сборной Республики Беларусь по шоссейным гонкам. Мне очень нравится кататься на велосипеде и в рамках подготовки к ралли «Шелковый путь» в летний период такой вид тренировок очень подходит. Езда по шоссе на велосипеде 2-3 часа по времени схожа с прохождением спецучастка. Так что это один из моих маленьких секретов эффективной физической подготовки к ралли-марафонам».

Сергей Вязович, МАЗ-СПОРТавто, фото: autosportmedia

Владимир Васильев (команда VRT): «Я регулярно занимаюсь в зале, плюс ежедневная физнагрузка, зарядка. В этом сезоне я участвую еще и в чемпионате России по ралли, поэтому почти все выходные распределены между гонками и тестами – тут нет времени расслабиться. Очень помогает адаптироваться к высоким температурам в машине наша русская баня. Кто часто ходит в баню, тот не только здоровее, но и легче переносит такие температурные нагрузки. Важный аспект – хорошо подготовленная техника, а ее готовит команда перед такими марафонами тщательно, перебирая и настраивая все узлы».

Владимир Васильев, VRT, фото: autosportmedia

Анастасия Нифонтова (команда G-Drive Racing): «Физическая подготовка – один из важнейших аспектов в общей программе подготовки к ралли-марафонам. Лично я упор делаю на беге, спортзале, велосипеде, подключила в этом году новый аспект – ментальную подготовку. Несмотря на то, что у меня серьезный опыт участия в ралли-марафонах – и на мотоциклах, и на автомобилях, решила посотрудничать с компанией Mental Racing, которая занимается психологической подготовкой спортсменов. Мы работаем над тем, чтобы я могла максимально эффективно подходить к старту, в правильной психологической форме. Очень интересная тема, открываю для себя новые горизонты. Что касается выносливости в условиях высоких температур, то я не в первый раз буду сталкиваться с гонками по жаре: много гоняла на мотике в Эмиратах, Африке и Южной Америке. Самый лучший вариант – тренироваться в жаре, привыкать к жаре, знать определенный набор правил, среди которых обильное питье, снабжение организма необходимыми солями и минералами, правильное питание. Поход в баню/сауну - это тоже в тему, так как нужно поступательно вводить организм в режим высоких температур, чтобы для него это не было шоком в режиме гонки».

Анастасия Нифонтова, фото: autosportmedia

Дмитрий Мордкович (команда Maria Oparina): «Я тренируюсь в спортзале 5 дней в неделю. Для развития выносливости дополнительно делаю «кардио» после силовых тренировок. По загрузке на работе, не всегда есть время на «кардио», поэтому будем ехать на резервах организма. В психологическом аспекте очень важен позитивный настрой, что даёт дополнительные силы». 

Дмитрий Мордкович, фото: autosportmedia