5 мин.

Режим «марафон» в гонках. Тактика ведения длинных гонок. Что важно знать и делать?

Понятие «марафон» существует не только в классическом беге, лыжных и велогонках. Внедорожные ралли (ралли-рейды) продолжительностью от 10 дней и более получают к своему названию приставку «марафон». Дистанция таких гонок варьируется от 5-6 тысяч километров, а рекордсменом по продолжительности и дистанции на сегодняшний день по-прежнему является Master Rallye выпуска 1992 года протяженностью 16 000 км.

Ралли-марафоны «Дакар», «Африка Эко Рейс», «Мастер Ралли», «Шелковый путь» и другие именитые гонки возглавляют рейтинги самых престижных внедорожных многодневок.

Что важно знать и делать, если едешь на ралли-марафон? Какую тактику ведения гонки выбирать в зависимости от типа и протяженности гонки?

Об этом мы решили поговорить с опытными «марафонцами» в преддверии старта ралли «Шелковый путь 2023», которое пройдет с 5 по 15 июля по маршруту Казань-Оренбург-Москва.

Владимир Васильев (команда VRT):  «Баха – это короткие соревнования и там важно с первых километров показать скорость и заявить о себе, там почти как в классическом ралли – счет идет на секунды. В протяженных соревнованиях такой темп тяжело поддерживать, да и техника устает и нагрузка выше. Тут важно приберечь технику и силы. Особой тактики мы не придерживаемся – у нас есть цель, победить, и мы идем к ней планомерно. Физические подготовки позволяют распределять силы, специально, по-особенному, мы не готовимся к таким соревнованиям, наверное потому, что мы часто выступаем и в тонусе весь год, готовы всегда».

Владимир Васильев на ралли в Карелии (фото: asmg)

Анастасия Нифонтова (команда G-Drive Racing): «В ралли-рейдах все очень похоже с классическим бегом. Если ты бежишь 100-метровку, то со старта до финиша выкладываешься на 100%, если ты бежишь марафон, то бежишь уже распределяя силы на всю дистанцию, чтобы тебя хватило. В гонках формата «баха» (2-3 гоночных дня) разрывы по времени с соперниками минимальны и приходится бороться за секунды, выжимая из себя и машины по-максимуму в этот короткий промежуток. На гонках продолжительностью 5-6 дней тактика уже другая -  нужно распределять силы и в то же  время не зевать, так как времени присматриваться к соперникам очень мало, максимум день-два.  На марафоне совсем другая философия: очень важен средний темп. Ведь можно выиграть первый-второй день, а потом провалиться в классификации. Такой рваный темп ни к чему хорошему не приводит. Поэтому у опытных гонщиков, как правило, тактика сводится к тому, что первые день-два вкатываешься, присматриваешься к себе и соперникам, дальше входишь в марафонский режим и в зависимости от того, какой грунт и дистанция, рассчитываешь свои силы на каждый конкретный этап соревнования. Если ты наделал ошибок в первые дни, то на марафоне есть возможность отыграться, и как показывает практика, даже не выиграв ни один спецучасток, можно выиграть гонку.

Таким образом, режим «марафон» - это умение рассчитать свои силы и ресурс техники, сохранить высокий средний темп и самое главное, мне кажется, это умение договариваться с собой, ментальная подготовка. Очень часто, когда возникают ошибки, то психологически происходит сбой, начинается суета, паника. В итоге, делаешь еще больше ошибок, и неприятности накапливаются как снежный ком. Нужно очень четко дружить с головой, анализировать ошибки, но не пытаться это в суете срочно исправить. Нужны холодная голова, горячее сердце и точный расчет».

Анастасия Нифонтова на бахе "Золото Кагана" (фото: autosportmedia)

Сергей Вязович (команда «МАЗ Спорт Авто»): «В режиме марафона самое главное – это ежедневно добираться до финиша, для того, чтобы продолжить гонку. Он на то и марафон, что случится может всё, что угодно, вплоть до последних километров дистанции. Пока линию финиша не пересёк, нельзя говорить о том, что какой-либо запас, разрыв позволяет спокойно себя чувствовать. Это технический вид спорта плюс человеческая ошибка может случиться в любой момент, поэтому нужно всегда добираться до финиша. На всех типах гонок, нам приходится атаковать ежедневно, потому что нашим соперником является команда «КАМАЗ-Мастер», которая как правило, выступает более широким составом, чем мы, поэтому легких гонок для нас не бывает, несмотря на то, сколько ещё соперников присутствует на соревновании. В начале гонки обычно это предмаксимальный либо максимальный темп, а дальше  уже в зависимости от того, на какие расстояния мы уже разъехались по тем или иным причинам, вот тогда уже выбирается тактика».

Cергей Вязович (фото: autosportmedia)

Дмитрий Мордкович (команда Maria Oparina): «Относительно режима «марафон» в гонках, могу сказать, что я выходец, точнее приверженец, раллийной дисциплины, и когда еду по спецучастку, всегда представляю себя за рулем раллийного автомобиля. Именно поэтому мне немного сложно на длинных гонках, так как я привык все время ехать на максимум. На прошлогоднем ралли «Шелковый путь» это сыграло со мной злую шутку, поэтому в этом году планирую пересмотреть тактику. Режим «марафон» –  это значит экономить силы, с самого старта избегать явных рисков и езды «на грани», держать свой уровень энергии на протяжении всего спецучастка и всех дней соревнования».

Дмитрий Мордкович (фото: autosportmedia)

Никита Мазепин (победитель ралли «Шелковый путь 2022» в классе «мотовездеходов»): «В Формуле-1 ты работаешь с идеалом, и если ты проиграл полторы секунды или вылетел в гравий, то на этом для тебя всё закончено. Самое важное — независимо от того, как начинается гонка — не переставать верить в себя. Как хорошие моменты могут начаться рано и быстро закончиться, так и наоборот: всё может перевернуться в последний момент. В ралли-рейдах у тебя должно быть полностью иное поведение как гонщика и другие навыки, которые ты используешь». (Цитата из интервью изданию championat.com).

Никита Мазепин на финише спецучастка ралли "Шелковый путь 2022", фото: silkwayrally