6 мин.

Смотришь в книгу, видишь фигу. Как относиться к трансляциям серии IndyCar?

Первая за 8 лет поул-позиция Грэма Рейхола, уверенное выступление «Хонда» и дебют Эстебана Гутьерреса: как мы все это пропустили. 

Грэм Рейхол

Грэм Рейхол

IndyCar бесспорно является одной из самых захватывающих серий в мировом автоспорте. Единое для всех шасси фирмы «Dallara» позволяет абсолютно любому гонщику претендовать на высокую позицию. Отличия в двигателях и аэрообвесах становятся все менее существенными, в этом году «Хонда» уже вплотную подобралась к «Шевроле». И даже идет впереди американцев в зачете производителей.

Подобный расклад дарит зрителям плотную борьбу на протяжении всего заезда. Пелетон почти не растягивается. Когда это все же происходит (гонка длинная, сохранять концентрацию становится все труднее), на трассе все равно остаются свои эпицентры борьбы между двумя и более гонщиками.  Казалось бы, скучать при таком раскладе не приходится. Однако вы ошибаетесь. И проблема здесь вовсе не в малом количестве обгонов (их как раз достаточно), а в банальных странностях трансляции.

Да, прогресс не стоит на месте. На прошедшем неделю назад Инди-500 уже непосредственно в гонке появилась полюбившаяся многим с тренировок Visor Cam, позволяющая смотреть на трассу глазами пилота. Бегущая строка графики максимально удобна и охватывает сразу несколько показателей, будь то отрыв между гонщиками или оставшееся у них push to pass время. Однако общие планы весьма неказисты и меняются невпопад. И если на овалах у операторов в принципе не так много вариантов, что нам показывать, то на дорожных трассах зритель явно получает меньше информации, чем ему хотелось бы.

Та самая Visor Cam 

То же самое произошло и в первой гонке в Детройте. Гонщики как обычно ушли на прогревочный круг, уже на старте мы увидели разворот Джеймса Хинчклиффа, далее несколько кругов в режиме машины безопасности и… трансляция не то чтобы превратилась в тыкву, но и безупречной явно не была. Хаотичные размены позиций в хвосте пелетона никак не отражались на экране (какое-то время камера следила за прорывом Михаила Алешина, но потом снова вернулась к лидерам). Вместо поиска борьбы мы видели планы случайных машин, зачастую даже не ведущих борьбу между собой.

На 26 круге гонки камера неожиданно выхватила машину Чарли Кимбалла, застрявшую в стене. На заднем плане мелькала красно-сине-белая формула Конора Дэйли, также остановившаяся в опасном месте. На трассе появилась вторая за день машина безопасности, и у режиссеров, казалось бы, была масса времени, чтобы объяснить зрителю, что же все-таки произошло между двумя пилотами. Но то ли операторы просто упустили момент разворота Кимбалла, или что вообще там произошло (до конца трансляции мы этого так и не узнали), то ли просто сочли более интересным вариант, где машину Конора Дэйли несколько минут заталкивали в разрыв между барьерами трассы. 

Красочный план формулы Конора Дэйли. Но где повтор?

Захватывающие планы машины Конора Дэйли. А где повтор?

Так или иначе, нас ждал рестарт, снова собравший весь пелетон. На этом самом рестарте очень высоко оказались гонщики, побывавшие в боксах до коушена. Где-то наравне с остальными ехал ветеран Ориоль Сервия, который подписал контракт с Rahal-Letterman Racing на несколько гонок, чем явно помог в сборе информации Грэму Рейхолу. Грэм, кстати, уверенно возглавлял заезд после пит-стопа Элио Кастроневеса. Но в финишном протоколе Ориоль оказался лишь на 20 месте с ужасно медленным последним кругом, на одном котором он проиграл всему пелетону около 5 секунд. Как он туда попал? Было ли это следствием ошибки пилота/заминки на пит-стопе/может его просто один за другим обогнали соперники? Или в машине испанца совсем не осталось топлива, и он был вынужден плестись на последних кругах, лишь бы добраться до финиша? Финишный протокол показал, что у испанца было целых 4 пит-стопа. Но в трансляцию они не попали, что как минимум меня дезориентировало. Точно так же мы не можем объяснить провал Уилла Пауэра. Возможность технической неисправности исключается - последний круг стал лучшим в гонке для австралийца. Но как-то же он попал из конца первой десятки в конец второй.

Ориоль Сервия до остановки...

Ориоль Сервия готовится к заезду на пит-лейн

...и после

Спустя несколько кругов после ухода машины безопасности

Еще один спорный момент произошел уже на последнем круге гонки, когда Михаил Алешин оборонял шестое место от атак Элио Кастроневеса. На первой контрольной точке россиянина и бразильца отделяла одна десятая секунды, а уже через полкруга этих секунд стало две. Пытался ли атаковать бразилец? Была ли там какая-то ошибка? Несомненно, зрителям этот момент был интересен. Но весь финальный круг камера следила за лидером гонки Грэмом Рейхолом, который оторвался от Скотта Диксона на 7 секунд и ехал в гордом одиночестве. Уверен, что нескольких последних поворотов было бы вполне достаточно для показа победителя. 

Финишный протокол. Обратите внимание на круги Сервия и Кастроневеса. Что-то там все-таки случилось

Финишный протокол. Смотрим на показатели Сервия и последний круг Кастроневеса

И все это лишь самые заметные недочеты трансляции заезда в Детройте. Добавим абсолютно непонятные зрителю перестановки, вместо которых показывали «статичные» кадры машин, менявшиеся один за другим. Причем камеры были установлены не самым лучшим образом и в некоторых местах скорость формул совсем не ощущалась.  Из плюсов как всегда можно отметить больше количество onboard камер – проходить повороты вместе с гонщиком всегда очень интересно. Но уже который этап зритель не видит общей картины происходящего. Я очень надеюсь, что организаторы поработают над показом серии. Да, возможно придется задействовать больше камер – значит больше денег. Но такая серия как IndyCar заслуживает лучшего показа. И чем больше непосредственно борьбы попадет в трансляцию, тем больше новых зрителей примкнет к телеэкранам.

P.S. Возвращаясь к результатам, гонку выиграл Рейхол, в первой шестерке пять представителей «Хонда», Гутьеррес на дебютном этапе выступил довольно бесславно и финишировал четвертым с конца, проиграв круг лидеру. Но об этом вы и так узнаете, не правда ли? А здесь у нас все-таки мысли вслух. А пока ждем вторую гонку!Грэм Рейхол празднует победу

Грэм Рейхол празднует победу в гонке