12 мин.

«Ф-1» будущего: 476 л.с. на электричестве, топливо для авторынка, больше фишек для обгонов, смысловая революция

Все, что известно.

За нарастанием конкуренции в «Ф-1» 2024-го гоночный мир чуть не забыл о приближении 2026-го – и обещанной революции с переходом на полностью экологичное топливо, гибридные моторы с грандиозным кинетическим рекуператором энергии, мощностью на 50% от аккумулятора и активной аэродинамикой.

Но ФИА и главная гоночная серия не забыли – ведь для внедрения правил в 2026-м и начала работы по ним требуется представить полный свод до 31 июня. И 6-го регулятор с техотделом «Ф-1» нарушили молчание, опубликовав и первые визуализации (по слухам, 10-я версия из аэротрубы!) и подтвержденные особенности!

Да, по планам инженеров федерации и техотдела «Ф-1», новая машина примет приблизительно такой облик:

Что известно о спецификациях болида?

Практически все инсайды в итоге оправдались.

  • Колесная база болидов уменьшится с 3600 до 3400 мм, ширина – с 2000 до 1900 мм, минимальная масса снизится на 30 кг – до 768 кг.

  • 18-дюймовые диски, введенные в 2022-м, останутся, но ширина передних колес уменьшится на 25 мм, задних – на 30 мм (больше сократить просто нельзя, иначе пойдут потери сцепления).

  • Вместо DRS – система активная аэродинамика с подвижными передним и задним антикрыльями. Днище станет частично плоским для снижения грануд-эффекта – выйдет что-то среднее между нынешними правилами и регламентом до 2021-го. Гонщики сами будут переключаться между Z-режимом для скорости в поворотах и X-режимом для скорости на прямых – при его задействовании машина будет сворачивать все лобовое сопротивление. Правда, только на определенных частях трека.

  • Переднее антикрыло станет на 100 мм уже, надколесные крылья исчезнут, появятся обязательные детали для недопущения возвращения «грязного воздуха».

  • Прижимная сила снизится на 30 процентов, лобовое сопротивление – на 55 процентов: специально для усложнения работы пилотов.

  • Полностью «зеленое» топливо, готовое к работе в любом ДВС любой гражданской машины.

  • Доля гибридной составляющей возрастет 45 процентов: 544 л.с. на ДВС, 476 л.с. – на батарею. Выдача мощности с батареи начнет снижаться при достижении 290 км/ч и упадет до нуля на скорости 355 км/ч. Запас энергии в аккумулятор пойдет от кинетических рекуператоров (их мощность – примерно по 120 л.с. на каждое колесо).

  • Вместо DRS введут режим «ручного повышения мощности MOM» – фактически обгонную кнопку, как в «Индикаре». Она разблокирует дополнительный заряд на круг (при достижении секундного окна от преследуемого, конечно) – и дальше можно либо добавлять л.с. на все время сразу, либо раскладывать на круг по своему усмотрению. Суть работы: снижающийся «разгон» от аккумулятора вновь вернется, пока не кончится заряд.

  • Усиление структур безопасности: требование к ударным перегрузкам поднято с 16 до 20 G, нагрузки при тестированиии вырастут со 141 до 167 кН.

Первая реакция гонщиков: регламент – смелый, но сомнительный. Вряд ли все получиться

А что же думают гонщики? Во время фазы обсуждений и испытаний предыдущие варианты много критиковали – и за падение скоростей, и за странные требования к пилотажу из-за новых особенностей обвеса.

Что же они думают теперь?

«Смело, прежде всего по силовым установкам, – высказался Льюис Хэмилтон на первой же пресс-конференции после презентации новых правил. – Но при этом вес машин снизится всего на 30 кг. Они все равно останутся слишком тяжелыми.

Я общался с несколькими гонщиками, которые тестировали эти новые болиды на симуляторе – сам я этого не делал, – и они рассказывали, что эти машины ощущаются очень медленными. Так что посмотрим, окажется ли это шагом в правильном направлении или нет.

С точки зрения вопроса экологии, в частности в отношении конструкции двигателя, это действительно смелый шаг и я думаю, что тут «Ф-1» движется в правильном направлении. Мы просто должны убедиться, что новые машины будут достаточно эффективными, быстрыми, что они будут шагом вперед и гонки станут лучше».

«Думаю, сразу достичь цели в 30 кг будет невозможно, – высказался в свою очередь Фернандо Алонсо. – Если силовая установка будет наполовину электрической, то вам понадобится соответствующее количество батарей. Только из-за новой силовой установки базовый вес болида увеличится на 20-30 кг. А вы хотите снизить общий вес болида на 30 кг – то есть снижать его нужно будет на 60 кг относительно текущей машины. Вероятно, это будет невыполнимой задачей.

С другой стороны, у команд есть два года, чтобы добиться этой цели. И как это зачастую бывает в «Формуле-1», то, что кажется невозможным в 2024 году, станет возможным в 2026 году. Потому что в командах работают очень умные люди. Но я думаю, что снижать вес будут за счет всего, что есть в болидах.

Регламент выглядит сложным. Гонщикам, прибавится работы из-за необходимости нажимать на различные кнопки. Технологии современных машин очень сложны, и вряд ли они упростятся в 2026-м.

Мы, гонщики, хотим более плотной борьбы, чтобы у всех были равные шансы – тогда и победителей будет больше. Мы не хотим, чтобы кто-то доминировал три-четыре года подряд, когда побеждает только одна команда и один или два гонщика. Надеюсь, регламент поможет решить, ведь это единственное, чего не хватает «Ф-1». В остальном все отлично.

Моторы очень амбициозные. Возможно, некоторые из новшеств в аэродинамике, эффективность которой нам предстоит регулировать на прямых, призваны как-то компенсировать слишком амбициозные цели по моторам».

«Что касается активной аэродинамики, то это по большей части попытка разобраться с проблемой на прямых [связанной с понижением передачи]. Если это будет что-то контролируемое, то полагаю, это будет работать одинаково для всех.

Не знаю, насколько эффективным будет ручное повышение мощности [MOM – Manuel Override Mode], поскольку я пока не видел, насколько эффективно это работает. Может быть, нужно еще добавить бананы [как в Mario Kart]», – сказал Макс Ферстаппен.

«Новые болиды будут очень быстры на прямых, – поднял менее очевидный вопрос безопасности глава Ассоциации пилотов Гран-при GPDA Джордж Расселл. – Вероятно, на большинстве трасс мы сможем достигать скорости в 360 км/ч, а это весьма впечатляющий показатель. Очевидно, что в этом случае нужно будет повышать и уровень безопасности. Потому что возможная авария на скорости 360-370 км/ч звучит довольно безумно.

Когда речь заходит о безопасности, к сожалению, история говорит нам о том, что сначала происходят какие-то инциденты, и только после этого принимаются меры и что-то меняется.

На прямых уровень прижимной силы будет настолько низок, что по ощущениям ты будешь почти что лететь по воздуху. Или представьте себе ситуацию – в гонке начинается дождь, ты еще едешь на сликах, и развиваешь скорость в 250 км/ч на городской трассе. Это будет не очень приятная ситуация – так что на все эти вопросы нужно найти ответы.

Время покажет, но современные болиды и так уже чертовски быстры. Когда мы остановимся? Или мы хотим достичь отметки в 400 км/ч? А фанатам это правда нужно, они действительно хотят это видеть?

Вероятно, единственные, кто это почувствует – это мы, 20 гонщиков «Формулы-1». Ведь когда вы смотрите гонки по телевизору, то не можете на глаз определить, с какой скоростью мы проходим повороты – 200 или 250 км/ч.

Честно говоря, даже не знаю. Например, когда я сам смотрю гонки MotoGP по телевизору, их мотоциклы кажутся очень быстрыми. Притом, что они проходят повороты на 100 км/ч медленнее болидов «Формулы-1».

В основном радуют новости о силовых установках. Думаю, для «Формулы-1» выбор в пользу экологически чистого топлива – это классные перемены. Мы продолжаем двигаться в сторону электрификации, а также понятно, что в каких-то моментах приходится идти на компромиссы.

Думаю, что в 2026 году болиды будут выглядеть совсем иначе в сравнении с тем, что мы видим сегодня. Мы станем намного быстрее на прямых, но при этом будем медленнее проходить повороты, и время прохождения круга в целом тоже увеличится».

Новый регламент – визуальная и смысловая революция

«Формула-1» постоянно подчеркивает продвинутость и крутость своих машин, но при каждой попытке объяснить «чем же она так быстра и хороша» все спотыкается о сложность вопроса для изложения и понимания. Неудивительно: основная часть прижимной силы генерируется под днищем, 99,99% времени не видна и объясняется крайне сложно и запутано – с физическими законами и пояснениями. И даже не совсем наглядно.

Теперь все будет иначе: «смотрите, у нас машины могут так – менять форму прямо на скорости!»

Владельцы «Ф-1» постоянно говорят о придумывании нового ради поддержания и наращивания интереса среди сторонней публики, и НАСТОЛЬКО наглядная демонстрация технологического превосходства просто нокаутирует.

При этом технологический сдвиг не выглядит упрощением и снижением уровня инженерного вызова, а урезание прижимной силы оправдывается идеей «предоставления возможностей пилотам показать мастерство». С маркетинговой точки зрения – просто гениально!

Не менее интересна смысловая революция в «обгонных кнопках»: систему MOM подают как более справедливую по отношению к DRS, поскольку у всех будет равное количество энергии и нельзя будет придумать ультрадевайс, резко повышающий эффективность – и облетать всех как против «Ф-2».

Вот только «Ф-1» – все-таки инженерная серия, и таким образом убирается дополнительное поле технологической битвы. Хорошая ли стандартизация – вечная тема для споров и среди фанатов, и среди технических штабов: проигравшие в гонке обновлений всегда будут требовать уравнения.

Еще одна положительная смысловая революция – помощь гонщикам: срезка днища, диффузора и граунд-эффекта поможет с исключением тряски и вибраций. Они сохранились и на третий год нового регламента, пилоты до сих пор жалуются на каждом Гран-при – но с 2026-го должно наконец полегчать.

Также регламент еще могут ждать перемены: у команд все-таки вызвала опасения концепция аэродинамики, предполагающееся заметное снижение уровня прижимной силы – вкупе с постоянной разрядкой батареи приведет к сильному снижению скорости прохождения круга. Вопросы появились и к массе: опасения связаны с тем, что команды не смогут даже близко подойти к намеченной цели по снижению веса и будут тратить огромные деньги впустую, в попытках все-таки этого добиться. Уже запланированы срочные встречи с ФИА, и утверждение правил могут отложить до осени.

«Необходимо, чтобы «Формула-1» оставалась ведущей серией в автоспорте. Именно так я это вижу. «Формула-1» – это вершина автоспорта. И поэтому мы должны убедиться в том, что болиды «Ф-1» сохранят свой уровень производительности и скорости.

При новом регламенте разница в скорости [прохождения круга в среднем] между болидом «Формулы-1» и болидом «Формулы-2» может составить всего несколько секунд. И вот тут мы уже можем начинать говорить о более высокой плотности и уменьшении разрывов, особенно если начать проводить сравнения с другими мировыми гоночными сериями.

При этом нужно понимать, что это по-прежнему черновой вариант регламента. Только на этой неделе в него добавили два пункта, которые убрали с новых болидов значительную часть прижимной силы. Так что я уверен, что мы еще найдем лучшее решение. Мы не то чтобы очень от этого далеки. Просто нужно продолжать работать», – высказал опасения босс «Уильямса» Джеймс Воулз.

А как вам новые машины?

Что еще почитать о технологиях «Ф-1»?

Фото: formula1.com; Panoramic/Keystone Press Agency, Federico Basile/IPA Sport /Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Rose, Mark Thompson