8 мин.

У дебютанта «Ф-1» едва не отрывалась голова от тряски в быстрых виражах! Страдают даже лучшие – требуют менять болиды

Боль кошмарная.

Главным впечатлением Гран-при Саудовской Аравии уже можно назвать юного дебютанта «Феррари» Оливера Бермэна. 18-летний слушатель Академии прыгнул с поула «Ф-2» в боевой алый болид Скудерии на замену сваленному аппендицитом Карлосу Сайнсу почти без тестовых сессий на актуальных болидах главной серии, с одной практикой едва не выбил Льюиса Хэмилтона из топ-10 в квалификации, а в гонке даже обгонял соперников, не слишком сильно уступал топу Шарлю Леклеру по темпу, а в конце заезда даже соответствовал временам Ландо Норриса и Хэмилтона на более мягких шинах при погоне за очки.

Итог – заслуженный титул «гонщика дня» от фанатов (48% голосов!), всеобщие комплименты и рассуждения о его готовности к постоянному переходу в «Ф-1» даже от вечно строгого шефа всех пилотов «Ред Булл» Гельмута Марко – он даже подколол ближайшего соперника за выкуп дорогущего Хэмилтона при наличии в ростере такого юниора.

«Дебют Олли Бермэна вышел потрясающим. Очень тяжело пилотировать на такой трассе фактически без практик. Временами он был почти на уровне Шарля Леклера.

И что делает «Феррари»? Покупает дорогого Хэмилтона, у Леклера долгосрочный контракт, а теперь есть Бермэн – суперталант. На месте Фреда Вассера я бы тут же нашел Бермэну кокпит «Ф-1» в другой команде. Не знаю, к примеру, в «Хаасе». Но команды теперь финансово устойчивы, «Хаас» потребует за место для Бермэна целое состояние. И «Феррари» потребуется и дальше вкладывать кучу денег в продолжение его тренировок.

Бермэн – как и наш Лиам Лоусон в прошлом сезоне – демонстрирует, что такое исключительный талант. Конечно, сегодняшняя молодежь хорошо подготовлена, но лишь очень качественный пилот способен выдавать такие выступления с самого начала».

Но реально ли Оливер оказался сходу готов в 18 лет? После финиша по соцсетям – включая официальные каналы «Ф-1» – разошлись сравнения состояния воротника кокпита на болиде дебютанта до финиша и после финиша:

Казалось бы, жесткие вмятины означают: шея парня все же не выдерживала гигантских перегрузок в скоростных поворотах трека «Джидды», и он в конце концов просто вжимался в них шлемом, пытаясь продолжать.

Но нет: при изучении бортовых записей оказывается, что все намного хуже. Оливер никогда еще не ездил таких длинных заездов и до 40 круга еще держался, но затем скорости, истощение, облегчение машины с прожиганием топлива и сменой баланса прижимной силы вызвали ужасный эффект – голова 18-летнего парня начала буквально болтаться и биться о борта алого болида при подскоках в быстрых виражах!

Примерно с 41 круга до самого финиша – вот такая картина:

Неудивительно, что после финиша Бермэн был так изможден – Хэмилтон буквально поддерживал его в закрытом парке.

«Я уничтожен – вероятно, со стороны видно, что я сейчас не в лучшей форме, но гонка прошла просто здорово, я атаковал на всей дистанции Гран-при, – сказал ошарашенный парень после финиша. – [Льюис] фактически вытаскивал меня из болида, потому что мне было тяжело. Очень напряженная гонка с физической точки зрения. На трассе, где деградация шин чуть ли не самая низкая, а латеральные перегрузки – чуть ли не самые высокие, ты практически проезжаешь 50 квалификационных кругов.

Я думал, что готов к «Формуле-1» – пока не попал на эту трассу, которая, возможно, является вообще самой сложной для дебюта. Так что это настоящее боевое крещение.

Это огромный скачок и с точки зрения физики, и с точки зрения пилотажа. В «Формуле-2» ты ограничен только возможностями машины и сам должен из нее все выжимать, а в «Формуле-1» ты сам как пилот – уже ограничение. Машина способна выполнить все, что ты сам способен с ней сделать, как далеко ты готов зайти. Еще эволюция трассы по ходу сессии – в «Ф2» квалификация в начале уик-энда, когда состояние асфальта было намного хуже. А в «Ф-1» сцепление машины с трассой просто феноменальное, после первых кругов я был в шоке».

И физика – еще не все: дело в скорости и пиковой нагрузке именно в этих виражах. Из-за новых болидов с граунд-эффектом их настраивают как можно ниже в смысле дорожного просвета («сидим в паре монет от асфальта» (с) Джордж Расселл) и очень жестко, потому тряска на поребриках в принципе достаточно серьезная. А при прожигании топлива и изменении температурного баланса к концу некоторых отрезков машины ускоряются из-за сдвига распределения прижимной силы – и возвращается эффект галопирования: подскоков на быстрых отрезках. Такое случается, когда при слишком высоком уровне прижимной силы детали днища на мгновение совсем присасываются к асфальту и отскакивают вверх, либо при прожигании и облегчении задней части просто усиляется ее тряска от жесткости подвески.

Эффекты бьют по каждому пилоту – просто все, кроме дебютантов, прыгнувших из «Ф-2», справляются и готовятся уже третий сезон. Тем не менее, их трудности тоже заметны – блогер yelistener свел пару онбордов воедино и сравнил для контраста с Бермэном.

Конечно, никто не страдал с той же силой, что и Оливер, однако покатушек по Джидде хватило, чтобы Ландо Норрис из «Макларена» вновь вернулся к вопросу правки регламента:

«Я не знаю, сколько пилотов страдают от проблем со здоровьем, телом и самочувствием, – высказался всего лишь 24-летний пилот. – Один из пяти? Один из десяти? Понятия не имею, я не врач.

Но могла ли ситуация быть лучше и была ли лучше со старыми машинами? Сто процентов. Точно некоторые думают: все не так уж плохо, много лет назад было хуже. Но времена изменились. Мы время от времени жалуемся не просто так – есть веские причины, которые касаются нашего собственного тела, безопасности и здоровья.

Есть области, которые нужно улучшить. Сейчас не так плохо, как два года назад. С тех пор ситуация с тряской улучшилась, но мы по-прежнему вынуждены справляться с машинами, настроенными очень жестко, с крайне низким дорожным просветом. Это сказывается на телах пилотов. У меня до сих пор есть проблемы со спиной. Нужно с этим разобраться, потому что все мы хотим долгую карьеру».

Мы все платим дополнительную цену. Мне приходится сейчас делать намного больше в подготовке и восстановлении из того, что я не делал раньше. Не все целиком и полностью из-за машины, некоторые вещи я решил делать сам, потому что для меня естественно искать улучшения – но все же».

Льюис Хэмилтон тоже присоединился – у «Мерседеса» осталась проблема подскоков!

«Есть множество элементов, в которых болид стал лучше, однако подпрыгивания нас сдерживают. Мы испытывали это в шестом, седьмом, восьмом, девятом и десятом поворотах, и, наверное, это повлияло и на Джорджа Расселла.

Мы пробовали все возможные изменения настроек. Мы не смогли от этого избавиться. Трудно объяснить. В Бахрейне были подпрыгивания, но и близко не такие серьезные, как тут.

Первый сектор суперскоростной, и болид сильно рыскает, есть большая латеральная нагрузка, так что подпрыгивания серьезно сбивают машину, баланс сдвигается вперед-назад.

Если пытаешься каждый раз скорректировать это на скорости в 160 или 170 км/ч…»

И после Гран-при Бахрейна вопрос изменения машин Расселл действительно поднимал – на пару с действующим чемпионом мира Максом Ферстаппеном! Причем сразу на официальной встрече с ФИА как делегация от Ассоциации Пилотов Гран-при.

«В конце прямых с максимальной загрузкой удары слишком сильны для низких просветов,-- заявил чемпион. – Это наш комфорт, наши спины, стресс на кочках. Нужно пересмотреть это хотя бы для следующего регламента 2026-го – правила должны быть финализированы в июне, а ФИА не обращает на вопрос достаточного внимания. Мы все еще ездим черезчур низко, и сейчас не похоже, чтобы болиды следующего поколения собирались исправлять».

«Все пилоты говорят об этом с «Ф-1», потому что небезопасно просто продолжать работать с такими машинами, – высказался и Расселл как глава профсоюза гонщиков. – Да, ты выжимаешь максимум возможного из машины, когда прижимаешь ее как можно ближе к асфальту и фиксируешь ее так как можно жестче, но на прямых просто ощущаешь, как зубы грохочут друг о друга все сильнее по ходу прямой.

В их началах нас от асфальта отделяет толщина пальчиковой батарейки, а в конце – нутовая горошина. Каждая мельчайшая кочка проходит по всему телу, так что, надеюсь, для следующих машин найдут решение».

И воротник Бермэна просто показал, что НА САМОМ ДЕЛЕ происходит с не до конца готовым человеком в нынешних машинах «Ф-1». Исследования столкновений и травм в НФЛ привело к открытию огромного деструктивного эффекта сотрясений даже в шлемах – и главный чемпионат Америки забросали судебными исками. Для многих игроков уже поздно.

Успеет ли отреагировать «Формула-1»?

Читайте больше о тренировках, технике и подготовке в гонках:

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose; IMAGO/HOCH ZWEI/Global Look Press