«Вживую «Ф-1» работает только для гонщиков и принцев». Джереми Кларксон сходил на Гран-при – и негодует
На Гран-при Бахрейна «Формула-1» увидела невероятное: Джереми Кларксона вживую на стартовой решетке в международном эфире. Легендарный ведущий Top Gear и The Grand Tour снял десятки гоночных сюжетов, интервью с пилотами и заездов на всевозможной технике, но годами критиковал главную серию планеты за скуку и нулевое зрелище.
Однако на старте сезона он прямо источал радость в микрофон британского Sky Sports F1:
«Первая гонка «Ф-1», которую я посетил за многие годы. Возвращение – это фантастика. Обожаю «Формулу-1». Она годами бесила, а теперь я вернулся, потому что машины могут преследовать друг друга, а аэродинамика стала гораздо лучше.
Моя дочь – очень большая фанатка, и я могу обсуждать с ней «Ф-1». Поверить не могу, насколько большими стали болиды. Огромные!»
Тем не менее, первая за долгие годы поездка на Гран-при пришлась Джереми не по душе – и он разнес живой формат «Ф-1» в новой колонке для The Times:
«На Гран-при Великобритании 1973 года я был на трибунах Сильверстоуна у поворота «Вудкот», а значит, находился прямо в гуще событий и буквально из первых рядов мог наблюдать, как «Макларен» Джоди Шектера заехал колесом на грязь на скорости 160 миль/ч, влетел в стену и начал то, что почти наверняка стало самой длинной аварией в истории «Формулы-1».
С того места, где я находился, казалось, будто машины влетают в облако пыли с одной стороны, а с другой вылетают уже по частям. Походило на Лего наоборот, но, к счастью, никто тогда не погиб. И только один гонщик получил травмы – Андреа де Адамич. Ушел целый час, чтобы вырезать парня из его «Брэбэма», и после этого он решил продолжить участие в «Формуле-1». Но уже комментатором. Тут мне не в чем упрекнуть беднягу.
А что же я? Ну, поскольку на тот момент моим единственным спортивным опытом была игра в бадминтон с Уильямом Хейгом (британский политик, бывший министр иностранных дел Великобритании – Sports.ru) я был просто в восторге и оказался на крючке. И поклялся, что с этого момента буду до конца жизни посещать Гран-при так часто, как только смогу. Однако клятва эта продержалась где-то 15 минут после рестарта гонки.
Нет, это была хорошая гонка, насыщенная разными инцидентами и событиями, весьма волнительная. Джеки Стюарта развернуло, когда он пытался обогнать Ронни Петерсона, Джеймс Хант и Ники Лауда устроили первое из множества своих сражений. А Питер Ривсон показал класс и победил. Но я почти ничего из этого не увидел.
В этом и заключается проблема «Формулы-1» как события, на котором присутствуешь вживую. Вам должно очень сильно повезти, чтобы вы увидели какой-то инцидент, и даже если это происходит, обычно все происходит как вспышка, и нет никаких замедленных поворотов, которые могли бы помочь вам понять, что это все-таки было и как все случилось. Так что «Формула-1» – спорт, который всегда работал только по телевизору.
Есть и другая проблема. Когда я иду на «Стэфмфорд Бридж», то хочу увидеть победу «Челси». Но в «Формуле-1» никого никогда на самом деле не волновало, кто же окажется на верхней ступени подиума. И мы никогда особо не узнавали гонщиков, потому что, только если они не становились кем-то вроде Михаэля Шумахера. Эти ребята оставались просто какими-то людьми в шлемах с глупыми евромусорными фамилиями.
После 1973-го не помню, чтобы ходил на гонки «Ф-1» – до Гран-при Монако 1985 года. И его я пропустил, потому что сидел в камере в полицейском участке в Каннах. Я ездил туда еще раз несколько лет назад, чтобы остановиться на яхте друга в гавани. И тоже пропустил гонку, поскольку перебрал накануне и просто все проспал. Впрочем, это все равно не имело никакого значения, потому что смотреть «Формулу-1» вживую было уныло. И мне было все равно, кто победит. К тому же на тот момент машины уже не могли обгонять друг друга, потому что тогда уже возникла проблема с потерей аэродинамической эффективности при преследовании конкурента – ты начинал ехать медленнее. Я по-прежнему смотрел «Ф-1» по телевизору каждое воскресенье, хотя и понимал, что это был просто праздник для сна.
А затем появился Netflix со своим сверхуспешным сериалом Drive to Survive. Он позволил познакомиться не только с гонщиками, но и с боссами команд. Я знаю, что ловкости монтажа создали сюжетные линии там, где их на самом деле не было, как и осведомлен об американском «и-ха!»-стиле, но у нас внезапно появились и хорошие, и плохие парни. И что еще более неожиданно, мы вдруг поняли, что можем обсуждать этот спорт с дочерьми-подростками.
Моя младшая дочь вообще не интересовалась автоспортом, пока не появился Netflix. А теперь она знает размер ноги Шарля Леклера. И больше всего на свете хочет встретиться с Пьером Гасли.
И, что еще важнее, изменилась вся концепция спорта. Во времена Берни Экклстоуна, Рона Денниса и Фрэнка Уильямса все сводилось к невидимым обычному зрителю технологиям. Каким-то небольшим деталям. Вроде грелок для шин и мелких дополнений, которые делали машину на миллионную долю секунды быстрее на круге, но которые в реальном мире вообще никого не интересовали. Теперь же правила переписали так, что машины могут обгонять друг друга, а сам обгон и маневр может длиться четыре поворота. Это уже спорт для болельщиков, а не технических гиков на задворках.
Хотелось бы сказать, что именно поэтому и решил поехать на гонку в Бахрейне в этом году. Хотя были и другие факторы. Например, что я получил приглашение от наследного принца приехать и остановиться у него во дворце. А сосед предложил подвезти меня туда на своем частном самолете.
Такие вещи могут заставить вас заколебаться – так что именно благодаря этому вы, вероятно, видели меня на стартовой решетке говорящим с Мартином Брандлом.
Мне кстати жаль беднягу в эти дни. Раньше он носился по решетке до начала заезда, пытаясь перекинуться парой слов с ноунеймами в дурацких евро-шлемах. Но теперь-то мы всех их знаем, так что в этом нет смысла. К тому же Мартин в любом случае не смог бы найти ни одного гонщика, даже если бы захотел, потому что после Netflix решетка переполнена знаменитостями, неизменно недоумевающими происходящим вокруг, и которые не имеют ни малейшего понятия о том, кто он такой. И которые просто хотят познакомиться с тем парнем из «Хааса», который так много матерится.
Когда Мартин нашел меня на решетке, я увидел в его глазах облегчение, потому что он наконец-то мог поговорить с кем-то, кто смотрит «Формулу-1» с 13 лет, пусть и с дивана. С тем, кто назвал бы любимым гонщиком всех времен малоизвестного франко-канадца, и кто мог бы рассказать (очень тихо), почему «Бенеттон», с которым Айртон Сенна гонялся в Имоле в тот роковой день в 1994 году был столь невероятно быстр.
Однако вскоре Мартину пришлось поспешить к обязанностям комментатора, а я отправился на вершину башни, откуда, как я полагал, должен был открыться отличный вид на зрелище. Я был искреннее взволнован. В предвкушении. Моя первая за много лет гонка, под заходящим солнцем пустыни, в окружении гламура, шума и предвкушения аварии в первом повороте.
Я выскочил из лифта, промчался мимо бара – да, я настолько взволновался – и занял место на балконе, когда погасли стартовые огни. Было очень шумно и вскоре мимо змейкой пронеслись болиды. Потом шум на некоторое время стих, потом машины снова пронеслись мимо – и тут я понял, что не знаю, кто за кем.
Поэтому я вернулся в башню, нашел удобный диван и стал смотреть гонку по телевизору. Там я и остался, болтая с Берни Экклстоуном о коровах, а с остальными об «Оземпике» (лекарственное средство от диабета), пока Макс Ферстаппен не победил. Затем я вернулся на улицу, чтобы посмотреть салют, а потом вернулся во дворец, где сидя на пляже пил вино с друзьями и наблюдал за тем, как на танцполе Лиза (подруга Кларксона) пытается научить Ландо Норриса ирландской джиге.
Это был невероятный, головокружительный уик-энд, и хотя гонка и подарила несколько интересных сражений – которые я, правда, упустил из-за коров Берни Экклстоуна, – боюсь, все это может сработать как мероприятие, проходящее вживую, только если вы гонщик. Или если вы знакомы с наследным принцем, а у вашего друга есть частный самолет. Если же вы не из них, вам будет гораздо лучше отдать себя в надежные руки Мартина Брандла, сидя дома на диване после отличного воскресного обеда».
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Evening Standard/Hulton Archive; East News/Evan Agostini/Invision/AP; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency
1) выбор гран при для посещения
2) выбор трибуны / типа билетов
3) планирование уикенда
Я был на ГП США в Остине с билетами на три дня и сидел на трибуне в первом повороте в конце прямой. В пятницу и субботу можно было сходить на презентации команд/пилотов - у каждой команды было минут двадцать на выступление. Выходили оба пилота, ведущие задавали им простые вопросы, они шутили, общались, разбрасывали всякую сувенирную продукцию в толпу. Даже не занимая место за много часов, а приходя за 20-30 минут, я все равно стоял где-то метрах в 15 от всего происходящего и прекрасно все видел и слышал.
В самой гонке было отлично видно большую часть обгонов, стартовую борьбу, борьбу на пит-стопах, кто раньше кого заехал, кто раньше выехал. На экранах и в приложении отлично были видны и все позиции и отрывы.
После окончания гонки всех зрителей пустили на трассу - удалось добежать до боксов и залезть на решетку перед подиумом. С расстояния в пару десятков метров увидеть церемонию награждения, боссов команд, раздающих интервью на пит-лейне... Опять-таки, на другом автодроме или с билетами вдали от прямой старт-финиш такого сделать не получилось бы. Когда все закончилось, удалось прогуляться по трассе, ощутить все перепады высот, потрогать финишную линию, ну, и вот это вот все.
Я уж молчу про массу интересных знакомтсв, когда даже тупо обедая можно оказаться за одним столиком с фанатом "Феррари", который последние двадцать лет посещает хотя бы одну гонку в год (хотел добавить - и поэтому к 40 уже седой), и у него будет масса историй о своих приключениях, а ты ему расскажешь, как в шесть лет на телевизоре "Рубин" с 8 каналами смотрел Сенну и Проста...
Это, окей, хорошая трибуна и недешевые билеты, но это не какой-то VIP-pass за многие тысячи долларов, это обычный билет на обычное место на обычной трибуне с тысячами таких же болельщиков.
Вместе с тем я слышал много историй от друзей, которые ехали на условный ГП Канады, брали билеты либо на трибуну непонятно где, либо General Admission, и оказывались в каких-то местах, откуда раз в 20 секунд можно было увидеть только бок проезжающей машины, и больше никаких радостей там не было. Или есть просто скучные необгонные трассы еще.
В общем, если хорошо спланировать поездку, будет круто.
Пока не побываешь, никогда не поймешь. Хотя бы изредка, но стоит того.
я когда то даже писал обзоры подробные по поездке на гп, на которых бывал и на спортсе и на пикабу, после бана тут, но уже влом.
ну и самый убогий из моих 4х гран при - это, конечно, сочи. 500 досмотров анальных, а потом меня вывели с трибуны за то, что я пил пиво, купленное в 10 метрах от этой трибуны. Нельзя, тут же дети. а продавать можно. Там, в 10м детей нет. нахрен это всё.
Для меня это было не очевидно, но когда смотришь гонку с одной точки - ты каждый круг видишь глазами как изменяются отрывы, кто кого догоняет, потому что перед твоими глазами каждый круг проносится снапшот актуального положения гонщиков относительно друг друга, это совсем не тоже самое что смотреть за секундами в трансляции.
Короче, смотреть гонки вживую топ, не слушайте этого сноба =)
Но вживую ты проникаешься этой атмосферой, ты видишь кухню, которую не показывают по телеку..
А эти невероятно громкие звуки болидов (когда без берушей просто оглохнешь) можно ощутить, только находясь на трибуне.
Да и вибрация воздуха от проносящихся машин - это то ради чего надо побывать на каком-то гран-при любому кто следит за F1
Если в трейлере футбольном матча показывают голы, как главное событие игры, то в рекламе Ф1 показывают аварии. Выходит, это главное событие гонок? Лучше уж гонять на Ф1 с рулем для симрейсинга (хотя бы среднего класса).