5 мин.

Болид Райкконена пошел в клинч с трендами «Ф-1»: на нем опустили подвеску, пока остальные команды их задирают

Технический контртренд в попытке отвоевать потерянную прижимную силу.

«Альфа Ромео» в последние годы (после продажи брендинга-названия и полной смены руководства) заслужила звание самой экстремально-экспериментальной команды «Формулы-1»: каждый год инженеры «Заубера» (да, не надо забывать о реальной швейцарской базе организации) представляли хотя бы несколько собственных мегасмелых решений при каждой смене регламента. Даже аренда технического директора «Феррари» Симоне Ресты и покупка огромного набора комплектующих в Маранелло не меняла направления развития команды из Хинвиля: они всегда все делали сами и не боялись риска.

К примеру, после смены регламента по части антикрыльев именно «Альфа Ромео» удивила фанов самым экстремальным решением: с полной заточкой пластин под обтекание передних колес. Ни одна другая команда не пошла так же далеко. Тогда же инженеры «Заубера» представили и особый «дырявый» нос с широчайшими воздуховодами – концепцию потом перехватили и развили в «Ред Булл» и «Макларене» (вторые в итоге отказались в пользу решения от «Мерседеса», а команда Эдриана Ньюи дорабатывает их до сих пор).

А в 2020-м новаторы из Швейцарии включились в гонку сверхзадраных задов и высоких подвесок – и параллельно выдумали несколько экспериментальных решений, даже обогнав лидеров «Ф-1» по высоте пилонов и дорожного просвета. Правда, лишних очков Райкконену и Джовинацци смелость конструкторов не принесла: после 57 очков в 2019-м финн с итальянцем добыли лишь 8 баллов в 2020-м – и удержали 8-е место в Кубке конструкторов лишь исключительно из-за регресса конкурентов из «Хааса».

Но даже несмотря на ухудшение результатов, философия команды не поменялась – в 2021-м «Альфа Ромео» сохранила вектор на инновационность. Теперь сумрачные гении с базы в Хинвиле запустили контртренд всей современной «Ф-1»: пока все поднимают подвески повыше (для снижения центра тяжести болида, улучшения баланса и управляемости в поворотах), «бело-красные» пошли обратным путем и спустили высоту подвески – чтобы максимально «прижать» переднюю и заднюю части к асфальту.

Это особенно заметно из иллюстраций к колонке Гэри Андерсона о новом С41 для The Race – посмотрите на сравнительную графику с носом машины 2020-го.

То же самое и с задней подвеской: ее тоже спустили чуть-чуть ниже – вразрез с главным трендом последних лет. Тем самым, к которому сама «Альфа Ромео» так активно и подключалась.

Выбранная инженерами «Заубера» концепция очень рискованная: переднее антикрыло C39 уже в прошлом году часто перегружалось из-за философии обтекания и большого наклона всей машины. В итоге на многих кочковатых трассах и в конце длинных прямых (или быстрых поворотов) передняя часть болида окончательно «ныряла» вниз, задевая асфальт и высекая красочные искры там, где другие машины (кроме разве что «Ред Булл») проезжали без дополнительной иллюминации.

Фотографы и болельщики обычно в восторге, но машины вообще-то теряют скорость от таких вещей – и дело не только в физическом трении: контакт с покрытием обычно означает перекрытие пути под днище и на диффузор для воздушного потока, «присасывающего» технику к треку. Получается эффект «стопорения», который специалисты по аэродинамике страшно ненавидят – поскольку болид единомоментно теряет очень много прижимной силы. А если такое случается в середине поворота – машина лишается баланса и обычной управляемости, пилоту приходится ловить заднюю часть рулем, и появляется немалая опасность разворота или аварии.

Теперь же передняя часть стала еще ниже – а значит, нагрузки на антикрыло вырастут вместе с ежеминутным риском «стопорения».

Зачем же тогда в «Альфа Ромео» пошли таким путем? Если по-простому, то из-за новых правил, срезавших важные детали днища и диффузора: ожидаемая потеря от регламента прогнозируется на уровне 10 процентов, и инженеры пробуют все подряд, чтобы вернуть загрузку до рекордного уровня 2020-го.

Повысить эффективность оставшихся деталей можно двумя способами: либо увеличить объем потока, протекаемый под днищем, либо значительно его ускорить. С первым вариантом у «Альфа Ромео» все весьма непросто из-за концепции антикрыла и болида: воздух прежде всего перенаправляется за передние колеса, чтобы не создавать турбулентные вихри. Для радикального увеличения его объема инженерам потребовалось бы пересмотреть всю философию машины – а в переходный сезон ресурсы и бюджет крайне ограничены.

Потому спецы из «Заубера» пошли вторым путем: немного обновили нос для максимально возможного перенаправления воздуха за пределами носа под днище и опустили антикрыло. Таким образом сразу за обтекателем создается область еще более низкого давления, чем раньше (поскольку под него «продавливается» меньше воздуха), поток резко ускорится и «присосет» переднюю часть болида к асфальту. Прижимная сила вместе с загрузкой на оси увеличится, улучшив управляемость.

Примерно то же самое задумано и передней и задней частях днища: снизить давление в определенных зонах, чтобы ускорить имеющийся поток – без радикального увеличения количества воздуха.

Особенно важен успех идеи именно позади: новые правила не просто сократили площадь днища, но еще и обязали команды срезать многие рассекатели на диффузоре и слегка его поднять. Именно поэтому подвеску пришлось немного занизить, убрав часть огромного просвета – ради компенсации требований новых правил и сохранения максимального количества прижимной силы из уже созданных деталей.

И ребята из Хинвиля явно не собираются останавливаться: на презентации C41 технический директор команды Жан Моншо уже анонсировал масштабные обновления на первых гонках – чтобы затем полностью переключиться на разработку машины для 2022-го. Так что следите внимательно: «Альфа Ромео» еще точно удивит.

«Ред Булл» обхитрил правила «Ф-1» и утащил деталь «Мерседеса» для решения главной проблемы болида. С ней бились весь 2020-й

Маленькая команда «Ф-1» отказалась брать бесплатные детали от «Ред Булл». Они бы сломали баланс и сбили скорость на прямых

Главный по переделкам болид новой «Ф-1»: «Макларен» скопировал охлаждение и формы у «Мерседеса» – вслед за немецким мотором

Фото: the-race.com; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli; globallookpress.com/Panoramic/Dppi/Florent Gooden