15 мин.

«Бесконечно любимая, но уже не любящая меня». Легендарный матч Уткина: полуфинал ЧМ-2006 на фоне личной драмы

Слезы Германии, счастье Италии, боль Василия.

Большой футбольный турнир снова в Германии – как и 18 лет назад. Тогда чемпионат мира подарил нам потрясающий полуфинал немцев с Италией, но его видели во всем мире. Но только на русском языке эффект усилил комментарий Василия Уткина.

Да, чаще вспоминают игру Англия – Тринидад и Тобаго, она разошлась на мемы. Но даже сам Уткин считал ее творческих хулиганством. А вот полуфинал-2006 – по-настоящему большая работа, когда голос соответствовал большущему матчу.

Василий поддерживал напряжение: и никому, несмотря на 0:0 до 118-й минуты, не было скучно. Уткин объяснял футбольные детали для широкой аудитории, вкраплял шутки – как про мужа Ангелы Меркель.

Мы пересмотрели матч, выбрали самое яркое – и готовы перенести вас в июль 2006-го.

«Это триллер не сочинен и не снят. Он прожит». Основное время

Перед матчем – истории про дисквалификации. Во время гимнов Василий обратил внимание на отбывшего Марко Матерацци: защитник удалился в матче против Австралии, но вернулся как раз на полуфинал. И был настроен максимально эмоционально.

Еще до стартового свистка Уткин рассказал и про дисквалифицированного игрока Германии – ведь из-за этого на «Вестфаленштадионе» освистали гимн Италии:

«Торстен Фргинс дисквалифицирован за участие в потасовке в матче Аргентина – Германия. Но этого бы никто не заметил, если бы этот эпизод не нашли совершенно случайно на итальянском телевидении. Нашли не специально: просто изучали, что происходило на поле, это была совершенно официальная картинка, доступная во всех странах.

Итальянцы изучали, каким образом в драке участвовал Лео Куфре – аргентинец, играющий в Италии. И нашли эпизод с Фрингсом. Эпизод отследила ФИФА – и на этом основании Фрингсу дали дисквалификацию на один матч. Германия возмутилась. На самом деле возмущение подчеркивает степень ажиотажа. Потому что на прошлом чемпионате Европы Тотти дисквалифицировали за плевок в соперника. И сделали это на основании пленки, выложенной в интернете.

Напряжение возросло. Газеты Bild и Spiegel написали критические статьи об Италии, итальянском образе жизни, итальянском футболе и обо всем итальянском».

«Пленки, выложенной в интернете» – ну какой дух времени!

Первые опасные моменты – у итальянцев. Уже на третьей минуте Франческо Тотти бил в створ со штрафного, потом выводил на удар Симоне Перротту – оба раза Йенс Леманн справился. Но на 24-й минуте немецкий вратарь напихал защитникам, ведь после навеса Пирло забыли в штрафной двух самых опасных игроков.

«А Леманн-то видели, как взвился сразу? Два самых опасных человека – Матерацци и Тони – и именно им не уделено должное внимание» 

Ответ немцев – удар Шнайдера выше ворот. Самый опасный момент команды Юргена Клинсманна случился только на 33-й минуте. Перехват в центре поля – и Лукас Подольски с Мирославом Клозе вывели на удар Бернда Шнайдера. Тот бахнул выше.

«Чуть-чуть выше! Самая лучшая атака сборной Германии удалась сейчас, очень быстро она развивалась. Завис где-то Фабио Гроссо, не встретил Шнайдера. Прорвался полузащитник и в ближний верхний угол – очень уязвимое для вратаря место в такой ситуации – бил Шнайдер».

Первая желтая карточка. На 39-й минуте мексиканский судья Бенито Арчундия дал желтую Тиму Боровски за фол в центре поля. 

Перерыв. Ушли при 0:0, несмотря на острые атаки итальянцев. Уткин не отдал им явное преимущество в первом тайме, зато предсказал вторую половину:

«Что бы мы ни говорили о превосходствах, это все носит очень локальный характер, потому что счет не открыт – 0:0. Помимо тактических или иных показателей в действие постепенно будут вступать другие: усталость, эмоции, накапливающиеся карточки. Неизбежно». 

Начало второго тайма. Дискотека не закончилась и по возвращению команд на поле. Каннаваро, например, вообще пританцовывал.

«Команды вышли на поле и встали в боевые порядки минуты за две до окончания перерыва. Вот так они стояли, ждали, улыбались, заиграла музыка. Каннаваро даже начал покачивать корпусом, пританцовывая...»

И действительно, шутки кончились.

Клозе, например, в борьбе зарядил локтем Марко Матерацци. Пришлось извиняться.

Самый опасный момент немцев – у Подольского. На 62-й минуте немцы все-таки нашли путь в штрафную Буффона. Шнайдер на правом фланге раскачал защитников и несильным черпачком отдал на границу вратарской. Подольски развернулся и сильно пробил в ближний угол – Джиджи отбил перед собой. Добивание Арне Фридриха улетело на трибуны. А Уткин похвалил Шнайдера и Польди.

«Какой пас Шнайдера, потайной! И Подольски – вот его фирменный разворот! И Матерацци поддался на этот финт. Помните, как Каннаваро в первом тайме не поддался, а Матерацци болтанулся и свалился в сторону».

Попытки обострять во втором тайме. Минуте к 70-й команды устали. Вот уже и Пирло не раздвал передачи, а просто бил издали.

Поэтому тренеры начали освежать.

Марчелло Липпи заменил Луку Тони на Альберто Джилардино, а Юрген Клинсманн выпустил Бастиана Швайнштайгера и Давида Одонкора вместо Боровски и Шнайдера. Уткин раскусил хитрый план Юргена.

Василий восхищался заменами: оба тренера думают об атаке. Но не помогло – в основное время счет так и не открыли.

Конец основного времени. Василий Уткин просто и понятно объяснил, почему матч, в котором основное время закончилось 0:0, все равно может считаться великим. Просто это не блокбастер или боевик, это – триллер.

«Cовсем без голоса останешься с этим матчем». Дополнительное время

Начало дополнительного времени – моменты у итальянцев. Первый овертайм начался со штанги и перекладины ворот Йенса Леманна. Сначала Джилардино на фланге корпусом оттеснил от мяча Метцельдера – как ребенка. Защитник немцев упал, а итальянец убежал в штрафную, убрал там финтом Михаэля Баллака и пробил в ближний угол. Спасла штанга.

«Самое главное – как он накрутил Метцельдера и ушел от него. И этот удар в ближний угол. И Леманн был отыгран. Но штанга. Потрясающе сыграл Джилардино. Если бы это был гол, это была бы просто бриллиантовая история»

Сразу за этим угловой от Пирло. Подал неудачно, но мяч отлетел к Джанлуке Дзамбротте, он на силу пробил в перекладину.

«Перекладина! Взялась Италия – Дзамбротта бил… Какой ударище. Нам этого не хватало. Знаете чего? Я могу сформулировать: чтобы игроки брали игру на себя и рисковали».

История про мужа Меркель. Тренеры берегли замены на дополнительное время, а Василий Уткин приберег историю про профессора квантовой химии Йоахима Зауэра, больше известного как супруга Ангелы Меркель, канцлера Германии. Оказалось, это редкий немец, который не любит футбол. 

Все это Василий раасказал, пока Алессандро Дель Пьеро выходил на замену вместо Симоне Перротты.

Атака немцев в конце первого экстра-тайма. Подача Одонкора нашла в центре штрафной нападающего, который не попал по воротам.

«Подольски-Подольски… Какая возможность. Как вздохнул «Вестфален»… Не смог подрезать мяч Подольски, получился прямой удар у него лбом. Именно тем местом, за которое схватился Юрген Клинсманн»

По ходу этой атаки Уткин выдал еще и поэтичное описание финта одного Бастиана: «Швайнштайгер – девочка на шаре просто».

Второй дополнительный тайм и атакующие замены. Липпи еще до перерыва потратил обе замены – выпустил Дель Пьеро и Винченцо Яквинту. А вот немцы заменили Клозе на нападающего Оливера Нойвилля только во втором тайме дополнительного времени – и все эти ходы искренне восхитили Уткина.

«И смотрите: оба тренера меняют не защитников уставших. Оба делают одинаковые манипуляции: усилили фланги и выпустили свежих форвардов. Представляете, какая игра».

И даже сам Василий вымотался – настолько интенсивный и яркий футбол.

Обоюдные атаки. Замены нападающих раскрыли игру – Италия и Германия буквально отвечали опасной атакой на опасную атаку. Кульминация этого отрезка – 110-я минута. Сначала момент у Яквинты:

«Можно бить по воротам, но как там пробьешь? Там же Лам!»

А через 15 секунд на другом конце поля Джиджи Буффон уже тащил удар Подольского.

«БУФФОООООН! Спасает свою команду Джанлуиджи Буффон. Лукас Подольски все же правильно сделал. Ну все. И какая реакция у этого парня».

Потом еще дальние удары Дель Пьеро и Одонкора – оба мимо.

118-я минута – гол Гроссо. Мало кто помнит, но угловой заработал Пирло: оказался на позиции десятки, подработал под левую и пробил в верхний угол – Леманн потащил, а Уткин дал экспертизу:

«Все видел Леманн – это упростило его задачу. Видите, Пирло пошел сюда, чтобы спрятать удар за Мертезакера. Снова угловой».

А дальше классика: после подачи мяч отскочил к Пирло, на которого выбежали сразу три защитника немцев. А Андреа просто выдал передачу на свободного Гроссо – защитник «Палермо» идеально попал под дальнюю штангу.

И Италия утонула в эйфории. 

Пока праздновали, Василий наградил настоящего маэстро, который и организовал гол (как бы сказали сейчас, выдал ноу-лук пас).

Гол Дель Пьеро. Конечно, сборная Германии рванула отыгрываться. И Уткин честно погнал немцев вперед. Даже вратаря. 

«Леманн, давай вперед. Леманн забивал гол на этом стадионе за «Шальке» когда-то. Леманн-вратарь! Мертезакер пошел вперед, все пошли вперед!»

Итальянцы, отбив атаку, пошли искать, чтобы этот матч закрыть. И Джилардино с Дель Пьеро изящно сделали второй гол и выход в финал.

«Не будут они держать мяч, они атаковать будут! Джилардино! Он в штрафной площадке, можно бить… Пас на Дель Пьеро… Мама моя! Два-ноль…»

Василий соответствовал моменту.

После свистка. После гола Дель Пьеро игра уже не возобновилась – и Уткин подвел итоги.

«Под шумок у нас игра закончилась, друзья. Италия в финале. А Германия, великолепная Германия, которой мы восхищались на этом чемпионате, превосходная Германия, игравшая в отличный атакующий футбол, – она проиграла. Но кому она проиграла? Она проиграла еще более блестящей команде».

Исторический вечер.

«Но мы это уже посмотрели сегодня – и этого достаточно, чтобы поставить этот матч на полку самых дорогих впечатлений.

Жаль только, что муж Ангелы Меркель профессор Зауэр не интересуется футболом – вот он сегодня точно потерял в этих впечатлениях».

«Гол Гроссо выбил не только немцев, но и меня». Уткин работал, несмотря на проблемы в личной жизни

Василий Уткин отработал ЧМ-2006 сразу на двух каналах: «НТВ-Плюс» и федеральном «Спорте». Пришлось мотаться между двумя городами: «Плюс» базировался в Мюнхене, а Уткин – во Франкфурте. Комментатор вспоминал, что на арендованной машине за время чемпионата накатали 15 тысяч километров.

Во время группового этапа Уткин провел 10 репортажей за 11 дней. И все это с личной драмой на фоне того: в Москве разваливались отношения с любимой женщиной. Об этом комментатор вспоминал в колонке для «Советского спорта». Дальше – слово самому Василию.

«На большом турнире питаешься эмоциями и поэтому не устаешь. А вот меня-то турнир и не радовал. Моя личная жизнь оглушительно треснула в последний месяц перед отъездом.

Я колесил по Германии, смотрел на самый лучший футбол самыми заинтересованными глазами, меня окружали самые близкие друзья, но мне очень, мне страшно надо было быть в это время в Москве. Нет, это ничего бы не изменило. Да, это было иллюзией, всегдашней иллюзией сердца, что если те слова, которые написаны в смс, говорить, глядя в глаза и держа за плечи, эффект получится сильнее. Это работает только в начале. При расставании – нет.

Никогда больше я не чувствовал себя настолько пустым. Впечатления не питали меня, потому что сердце было полно более сильными впечатлениями. При этом ежедневно шли матчи, комментарии, передачи, заметки, а зрители ждут эмоций, и ты в себе откуда-то их придумываешь на время эфира, а потом долго едешь в машине, не выпив ни капли, и чувствуешь себя как с похмелья, и потом почему-то не спится, хотя устать сильнее уже нельзя, и нет никаких снов. Опустошение.

Звенит будильник. Еще не открывая глаз – если за окном шумно, я в Мюнхене. Если тихо – я во Франкфурте. Час-полтора на завтрак и вперед. Мимо машины несутся леса (Германия невероятно зеленая страна), виноградники, засисочные (специальное слово, означающее закусочные с сосисками). А в Москве моя бесконечно любимая, но уже не любящая меня и в общем не моя женщина, руководила ремонтом уже не нашей, а только моей первой в жизни собственной квартиры, купленной, конечно, в страшные долги, чтобы жить в ней долго и счастливо, а теперь просто долго.

Но было еще одно хорошее. Сумасшедшая, захватывающая немецко-футбольная жизнь стирала понятие времени. Казалось, я уехал не на месяц, а просто началась другая жизнь и продлится она неизвестно сколько. И только отправившись в Дортмунд на полуфинал, я понял уже точно: скоро назад. И все решится (уже решилось, но как же это принять).

Дополнительное время в полуфинале Италия – Германия было дополнительным временем моей жизни до возвращения. Гол Гроссо выбивал с чемпионата не только немцев, но и меня. Плачущие болельщики в Дортмунде провожали сборную Германии песней «Ты никогда не будешь один», и под этот многотысячный хор уходил из-за своего комментаторского столика и я, понимая, что я единственный здесь человек, которого эта песня не касается».

Германия потратила на стадионы Евро в 10 раз меньше Франции. Магия наследия ЧМ-2006

Фото: Russian Look/Global Look Press; Gettyimages.ru/ Alex Livesey, Andreas Rentz/Bongarts