5 мин.

«Мечта – чтобы нацистское дерьмо исчезло». Как громко ушел легендарный президент «Айнтрахта»

Петер Фишер давно воюет с ультраправыми.

Президент франкфуртского «Айнтрахта» Петер Фишер ушел с поста. Он возглавлял клуб 24 года, а теперь сменил роль – стал почетным президентом. Напоследок Фишер выдал пламенную речь о ценностях «Айнтрахта».

«Моя мечта заключается не в том, чтобы франкфуртский «Айнтрахт» снова стал чемпионом или победителем Лиги чемпионов. Моя мечта в том, чтобы грязное нацистское дерьмо исчезло, чтобы оно взлетело на воздух. Борьба за демократию и сосуществование фундаментально важна для меня. Я буду вовлечен в борьбу с ультраправыми в Германии еще сильнее, чем раньше – это дело моей жизни...

У нас яркий клуб. Среди нас представители 112 национальностей. В спорте нет места дискриминации, расизму и антисемитизму. Любого, кто с этим не согласен, мы в конце концов вышвырнем вон».

Церемония передачи полномочий прошла в когресс-центре во Франкфурте. На нее пришли две с половиной тысячи человек – они встретили речь Фишера аплодисментами.

«Плюйте им в лицо и давайте пощечины». Фишер – один из главных противников ультра-правых в Германии

Петер Фишер – один из самых политически-активных футбольных деятелей Германии. Он активно выступал и выступает против радикалов. В частности, против правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» (сокращенно – «АдГ»), которая сейчас набирает популярность.

Теперь уже бывший президент «Айнтрахта» резко критиковал «АдГ» с 2017-го, когда партия впервые получила места в бундестаге. Петера тогда спросили, могут ли избиратели праворадикальной партии быть членами «Айнтрахта». Фишер ответил жестко: «Нет. У нас нет мест для коричневого выводка. Пока я здесь, в «Айнтрахте» не будет нацистов. Мне стыдно за 13% населения, которые проголосовали за них. Никто из нас не может выбирать партию, в которой сильны расистские и бесчеловечные тенденции».

Перед уходом немецкие журналисты вспомнили те высказывания и спросили о них в интервью.

«Я сказал так, потому что политика «АдГ» полностью противоречит ценностям «Айнтрахта». Расизму, ультраправому экстремизму и антисемитизму здесь не место. Я горжусь тем, что у нас такая яркая семья в «Айнтрахте». И я вижу этому подтверждения, потому что мы сейчас дружно на улицах протестуем против правых экстремистов

Я сохраняю приверженность этой борьбе с экстремистами и людьми, которые приносят раздор в общество, даже после ухода с поста президента. Нас всегда будет больше. Я получаю огромную энергию от того, что тысячи фанатов «Айнтрахта» солидарны со мной в этих вопросах».

Правда, у Фишера есть и более жесткие высказывания. Например, недавно он назвал всех проголосовавших за «АдГ» нацистами. И призвал бороться с ними: «Выламывайте двери их домов! Давайте им пощечины! Плюйте им в лицо! Каждый четвертый или пятый прохожий поддерживает нацистов. Это не просто крестик в бюллютене, каждого проголосовавшего за «АдГ» нужно признать национал-социолистом. Мы не позволим истории повториться, мы поставим нацистов на колени.

Тогда [в 1930-е] все начиналось точно так же. Сейчас мы переживаем «Веймар 2.0»: коалиции не работают, глобальный экономический кризис, энергетический кризис, коронавирус, война по всему миру. Все требуют 50 или 100 миллиардов, а пенсионерка, которая всю жизнь пахала на заводе, вынуждена жить на 1120 евро».

Новый президент «Айнтрахта» Матиас Бек, выбранный большинством на голосовании членов клуба, сказал, что хоть он и не «Петер Фишер 2.0», при нем клуб «не отступит от ценностей ни на дюйм».

Что за «Альтернатива для Германии». Партия набрала популярность, но весь январь против них – многотысячные митинги

Фух, теперь немного контекста.

Члены «Альтернативы для Германии» в случае победы на выборах собираются депортировать мигрантов, «сохранять гендерные роли» и обнулить уже сделанные предыдущими правительствами шаги по сокращению выбросов парниковых газов. Считается, что «АдГ» пользуется поддержкой со стороны правительства России.

Партия в 2023-м вышла на второе место по популярности, обойдя даже Социал-демократическую партию действующего канцлера Олафа Шольца. Считается, что на выборах в ландтаги (местные парламенты) в трех восточных землях «АдГ» выиграет, а председатель «АдГ» Алис Вайдель – один из фаворитов на место канцлера в 2025-м.

При этом сейчас делается многое, чтобы запретить «Альтернативу для Германии». Часть политиков из партии уличили в тайной встрече с другими праворадикалами и даже представителями неонацистов: обсуждали план выдворения десятков миллионов «неассимилированных граждан ФРГ», в том числе и тех, у кого есть вид на жительство. Впрочем, руководство «АдГ» открестилось от участия во встрече.

Тем не менее, с января в крупных городах Германии проходят митинги против «АдГ» и правых радикалов. В Берлине к бундестагу вышло около 100 тысяч противников «АдГ». А в конце января передали петицию с требованием запретить «Альтернативу для Германии» как угрозу конституционному строю – ее подписали 800 тысяч человек.

Почему Фишер уходит? Нет энергии и здоровья, влип в неприятный скандал

68-летний президент «Айнтрахта» уходит с поста добровольно. Фишер объяснил, что у него проблемы со здоровьем. Он перенес несколько операций на ногах и пока испытывает трудности с передвижением.

«Пришло время закончить работу. Это вопрос энергии и устойчивости. Сейчас клуб стабилен, у нас отличные сотрудники. Я ухожу довольным своей работой, потому что передаю «Айнтрахт» потрясающему преемнику, который продолжит развитие», – объясняет он.

Еще один фактор – прошлой весной Петер попал в скандал. В марте 2023-го 13-летний приемный сын Фишера употреблял в школе кокаин вместе с другом. Дома у президента «Айнтрахта» прошел обыск, в тумбочке у кровати нашли марихуану и пакетик с «белым порошком». Вскоре дело закрыли за недостатком улик, но осадок остался. Сам Петер в интервью назвал это последним элементом мозаики, которая привела к его уходу.

Все равно, 24 года у руля клуба – неплохой результат для человека, который попал в «Айнтрахт» случайно.

Фишер – хиповый дед. Поднял «Айнтрахт» из руин, рулит дискотеками на Ибице, приглашает домой бездомных на Рождество

Фото: Gettyimages/Sean Gallup, Alex Grimm