6 мин.

Шаг навстречу, или свято место пусто не бывает. О лотерее драфта НБА

Фото: Fotobank/Getty Images/Jason Miller

Посыл Адама Сильвера в борьбе с тактикой слива сезона обрел документальное подтверждение: первым пиком была вознаграждена самая слабая команда из тех, кто не играл в поддавки. «Кливленд» в силу собственных ошибок и непонятной стратегии самообмана оказался просто-напросто немощным.

Можно проводить параллели с прошлогодней «Филадельфией», уверовавшей в Байнэма и потерявшей команду, однако, в отличие от «Кавальерс», подопечные тогда еще Дага Коллинза хотя бы как-то царапались, а не вспыли вверх брюхом буквально со старта чемпионата, вроде и пытаясь выигрывать, но на самом деле не имея для этого формулы ровным счетом ни-че-го даже в первом приближении. Получилось мило: «Бакс», «Сиксерс», «Мэджик», «Джаз», «Селтикс» и «Лейкерс» сливались изначально, «Кингс» – по привычке, «Детройт» – руководствуясь условиями «протекции» глупейшим образом отданного «Шарлотт» пика первого раунда. Поэтому, исходя из законов «справедливости», которой, безусловно, не существует, клуб из Огайо этот пик вроде как заслужил.

Однако, на самом деле, это не что иное, как шаг навстречу идее с «колесом фортуны». Она могла быть воспринята в штыки, кто-то сомневался в правильности возможности получить один первый пик в тридцать лет (а то и больше, учитывая расширение), однако ситуация с «Кливлендом» уже располагает к внедрению этой модели в доработанном и улучшенном на пленнуме варианте: три первых и два четвертых пика за четыре года говорят сами за себя.

Изменения неизбежны, и они будут приняты практически единогласно уже в ближайшие месяцы. Чтобы продвинуть неприятные инновации — создайте условия, при которых их минусы будут выглядеть ничтожно. Новая метла по-новому метет, Дэвид Стерн начал с двух «Хьюстонов», Адам Сильвер заменил их «Кливлендами». Вновь эпичный драфт, как последняя капля, вновь серьезный центр на кону на ярмарке грядущей.

Глупо отрицать тот факт, что первый пик «Кавальерс» вызвал бурление неприятных масс в болельщицкой среде, повлекших за собой крики «Хватит это терпеть!», ведь внешне это действительно похоже на совершенно наглую попытку протащить команду за уши хоть к какой-то легитимности, но я не особо переживаю по этому поводу: клуб Гилберта проклят, и если не судьба, то просто его ошибки в любом случае не дадут «кавалеристам» возможности извлечь максимум выгоды из этой истории.

Возьмем 21 век. «Кливленд» берет Джамала Кроуфорда на отвратительном драфте и тут же меняет его на Криса Мима. Команды просто выбрали друг для друга. Мим запомнится разве что как центровой «Лейкерс», бегавший туда-сюда, пока Брайант бросал 35 раз за игру, «Кроу», всего-навсего, рекордсмен по количеству трешек с фолом, один из самых индивидуально сильных защитников нашего времени и практически эталонный «суперзапасной», уступающий лишь Джинобили.

Затем «Кавальерс» останавливаются на Дажуане Вагнере. 100 очков в одной игре школьного чемпионата, 42.5 в среднем за сезон, протекция Калипари, «новый Аллен Айверсон», 36% реализации в первый сезон, визиты к родственникам в наркопритоны, язвенный колит, операция по удалению части толстой кишки, конец карьеры.

ЛеБрон Джеймс в результате ручной лотереи? Мне было 20, наверное, и я уже понимал то, что он должен играть только в быстром или средне-быстром темпе для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из своих сильных качеств. Выбор ограниченной системы игры, ограниченного тренера, которому некуда расти, обмены за выдохшихся игроков, неспособных прибавлять и развиваться пока растет царь зверей, неумение задать себе вопросы, вроде «если он такой хороший, почему они сливают его нам за истекающий контракт и низкий пик, а то и вовсе без него?», ужасающая серия с «Орландо», надлом ЛеБрона, побег. «Кливленд» заслужил уход Джеймса, не в такой форме, конечно, но сделал практически все, что от него зависело, дабы это произошло.

Хороший, как казалось, крепкий результат на драфте-2004. Люк Джексон, лучший из доступных. Претендент на Naismith Player of The Year, автор второго трипл-дабла в истории Рас-10 в ранге первокурсника, с мозгами, с броском, с пасом, выдающийся сезоне в университете Орегона. Надежный выбор, хорошо подходит под ЛеБрона, дополняет его. Ему 32, он тренирует школьную команду.

Пройдет еще месяц и Бузер, их сокровище, и, наверное, единственная настоящая находка, нагло кинет «Кавс» на бабки и сбежит в Солт-Лейк Сити.

Кайри Ирвинг? Это было слишком просто, несмотря на то, что сомнения о его статусе в будущем закрадываются очень даже серьезные. Он — лучший игрок своего драфта, и здесь предъявить нечего. Однако, Томпсон вместо Валанчюнаса — это гораздо интереснее. Болельщики «Кливленда» пытаются тешить себя трудолюбием Тристана, еще какими-то мифическими вещами, однако каждый специалист или болельщик в мире со дня драфта до прошлой секунды знал, что Йонас и сильнее, и надежнее, и ценнее. Литовец сегодня – основной центровой команды, выигравшей в этом сезоне всего на девять матчей меньше, чем «Кавальерс» за два последних чемпионата. Он дает 11 очков + 9 подборов + 1 блок-шот, проводя на площадке меньше 60% потенциального игрового времени. В НБА сегодня всего шесть центровых + Данкан, имеющих лучшие показатели без каких-либо пересчетов. Ему только исполнилось 22, в нем полноценные 7 футов, он забивает штрафные броски и согласно Synergy является одним из самых недооцененных оборонительных игроков в этой лиге. Это в одни ворота.

Дион Уэйтерс вместо Барнса? Вы толком не пообщались с игроком, не объяснили ему, кто номер один в клубе на десять лет вперед, взяли кота в мешке, толком не ездившего на «воркауты», поверили в агентский миф о Дуэйне Уэйде 2.0, подобрали в заднюю линию к «скоринг-гарду» еще одного «скоринг-гарда», когда все понимали о том, что перед вами был гораздо более надежный и подходящий выбор, на куда более проблемную для вас позицию, играющий без мяча и способный достаточно спокойно развиваться вместе с командой, без каких-либо умышленных перетягиваний одеяла? Барнс показал, чего он стоит в плей-офф у тренера, который его не видит и нагружает в его позициях Клэя Томпсона и Андре Игудалу. Он хорошо сложен, умен, и открыто не прыгает на Стефа Карри, хотя ему позволяют куда меньше, чем Уэйтерсу. Это слишком глупо, чтобы быть правдой.

Несуразность всей истории вокруг Беннетта говорит сама за себя.

Вы действительно верите в то, что даже если «Кавальерс» сделают правильный ход, не обменяют свое право выбора и подберут не «баста», им удастся извлечь максимум из его способностей, построить команду, достигающую результата и растущую над собой, и, тем самым, сохранить своих звезд на маленьком рынке? Мы говорим о клубе, отдавшем два пика первого раунда за то, чтобы Луол Денг приехал и окончательно убедил весь мир в том, какой бардак у вас происходит. Не бывает такого.

Вы можете выбирать хоть десять Уиггинсов, пятнадцать Паркеров или двадцать пять Эмбидов, но вас это не спасет. «Кавс» – это «Никс» в миниатюре, «Клипперс» в разрезе. Гилберт пришел в 2005, выгнал все, что можно было выгнать, а за десять лет не изменилось ничего. Если Стерлинг был все эти годы отвратительным владельцем, то за два года успеха это также не изменить. В НБА вроде как больше нет «Клипперс» в том виде, в котором мы их любим. Однако все мы с детства знаем: свято место пусто не бывает, и клуб из Огайо уже прописался в этой роли так славно, будто ее под него писали.

Если бы «Кливленду» пришлось выбирать между Анджелиной Джоли, Моникой Беллуччи, Джессикой Альбой и Элизабет Тэйлор в прайме... Вы тоже считаете, что «Кавс» выбрали бы Кортни Лав?

С какой стати?

Ответ на этот вопрос уже стал нарицательным: так это же «Кливленд»!

И ведь действительно, этого более чем достаточно, безо всяких там унылых объяснений.

Большинство процессов в НБА напрямую зависят от репутации. Я не знаю, что предстоит сделать Гилберту, чтобы ее изменить.