10 мин.

Призма имени Энтони Дэвиса

Пытаясь все пристальнее и пристальнее присматриваться к Энтони Дэвису в преддверии лотереи и самой процедуры драфта, начинаешь понимать, насколько глубокой является сложившаяся вокруг него проблема. Я очень долго слежу за этой лигой и могу с уверенностью заявить, что последним игроком, имевшим такую восторженную прессу, был ЛеБрон едва ли не десять лет назад. Ни дуэт Одена и Дюрэнта, ни Ховард с Окафором, ни кто-либо еще и близко не подбирались к тем эпитетам, которыми одаривают центрового «Уайлдкетс».

Только вот Джеймс привлек к себе внимание масс-медиа еще лет с двенадцати, все видели, как он колесил на «Хаммере», еще бегая в зелено-золотой майке школьной команды Акрона, а вот о однобровом герое пару лет назад знали лишь профильные скауты. Сегодня все изменилось. Достаточно посмотреть на фамилии: Гарнетт, Данкан, Билл Расселл. Люди не говорят, что он станет таким же великим игроком, но пытаясь дать оценку перспективам в области отдачи, специалисты и генеральные менеджеры называют именно этих легенд. Это странно и сложно.

Ларри Браун говорит нам, что команда, которая выберет Энтони, выиграет пятьдесят матчей в следующем же сезоне. Разумеется, на старости лет мир кажется иным, но такие утверждения в чем-то символичны. Они создают пузырь, окружают его давлением, и все мы ждем, выстоит ли герой с этой оболочкой над ним, окрепнет ли или лопнет, так не во что серьезное и не превратившись. Это сегодняшняя НБА, реальность, с которой приходится мириться.

Дэвис, разумеется, особенный парень. Он единственный человек в истории, прошедший подобный путь от комбогарда до самого талантливого молодого центрового в мире и ставший при этом первым в таком огромном количестве номинаций. Игрок года в своей конференции и по стране в целом, лучший первокурсник и баскетболист оборонительного плана, МОР Мартовского Безумия (самый ценный исполнитель в плей-офф студенческого первенства, по-человечески), чемпион NCAA да еще и тот, кого через шесть недель изберут под общим первым номером на драфте. Это очень сильно, это говорит само за себя, это больше чем суперсенсация.

Только вот готова ли лига принять Энтони с распростертыми объятиями, существуют ли уже созданные для него условия на сегодня с возможностью максимально развивать его и завтра?

Казалось бы, вопрос глупый и неуместный. Десять-пятнадцать-двадцать команд готовы расстаться с любым своим исполнителем, только вот далеко не каждая из них обладает достаточным набором качеств, чтобы оказаться достойным плацдармом для него и для его профессионального роста. Возгласы, отзывы, ожидания начинают вылезать ему боком.

Разница между Дюрэнтом, ЛеБроном, даже Кайри Ирвингом и самим Дэвисом в том, что первые шли в НБА как одаренные атакующие игроки, которым суждено стать комплексными в течение нескольких лет. Энтони пробирается в лигу как баскетболист сугубо защитный, отдача от него в обороне – главное, если не единственное, что он может дать в ближайшие несколько лет, а ощутить ее мы не в состоянии в коллективе, который не готов к такой системе. Это очень близко к аксиоме, если и вовсе не является ею.

Сам же центровой Кентакки еще не монстр со странички комикса. В первую очередь бросается в глаза то, что он неестественно развит, у него нет массы, поэтому проигрывать позицию на первых порах он будет регулярно. Как на усах, так и в рубке за отскок на своем и чужом щитах. Что такое цементирующий оборонительный игрок, неспособный выиграть силовую борьбу, да еще и окруженный такими эпитетами? Давление увеличивается.

Если Джеймс, Гриффин или Кей-Ди могли забить двадцать очков за матч в первый год и снять многие, если не все вопросы, то с Дэвисом все иначе. Ежели он не будет настолько эффективным сзади, при этом создаст ожидаемо сыроватое впечатление в атаке, да еще и его коллектив не сможет побеждать хоть на сколько-либо приличном уровне, пойдет молва не о Билле Расселле, а о Джавале МакГи, делающем ветер. Я вам это гарантирую.

Мне не нравится этот разговор, но он необходим. Я не в восторге от того, что эта скептическая точка зрения не имеет ничего общего с пристрастиями или антипатиями лично к самому Энтони, к которому я отношусь едва ли не с безразличием. Это скорее топор, брошенный в лицо самой лиге.

Ведь вы же не будете отрицать утверждение о закрадывающихся сомнениях в адрес того, кто не может давать ошеломительные цифры в атаке, как Блейк в первый год, не в состоянии максимально качественно выполнять свои непосредственные обязанности в защите и при этом продолжать раз за разом проигрывать матчи в одну калитку, когда на твоей шее висит ярлык сравнения с одиннадцатикратным чемпионом НБА?

А вот теперь скажите, насколько реально Дэвису начать оправдывать ожидания тут же, если лотерею выиграет «Шарлотт», команда, где есть от силы три игрока, способные в этой лиге хотя бы на что-то? Где ему взять то самое ядро, которое он так уверенно объединял и удерживал вокруг себя у Калипари? Кто из вас не натыкался на отзыв: «Он дал 1-10 в финале, но все равно изменил структуру самой игры»? Правда, вам не нужно доказывать, что без четверки его высококлассных университетских партнеров, все это было бы невозможно, даже закрывая глаза на то, что ему противостоял центровой, способный забить сверху из свободного положения только с четвертого раза?

«Рысям» необходим еще как минимум один год безбожного слива. Только вот мы как-то забываем, что в последнее время эти методы ни к чему хорошему не приводят и уж точно ничего не гарантируют.

«Мы будем строиться вокруг Бизли за счет драфта» – очень милое заявление. Правда, крайне противоречивое. Покажите мне сейчас команду, которая достигает хоть каких-либо успехов сегодня благодаря трем точечно избранным на нескольких ярмарках подряд исполнителям, ошиваясь до этого в ранге аутсайдера?

«Оклахома-Сити» – раз. «Портленд» без травм – два. «Атланта» с погрешностью в виде Марвина Уильямса вместо Дерона или Пола – три. Все. Остальные – либо на старом багаже, либо на обменах и свободных агентах, либо в прострации. Проигнорировав подписание Джо Джонсона, ставшее ключевым для «Хоукс», мы вышли на смешные десять процентов – это количество клубов, сумевших чего-то достичь вокруг того ядра, которое они сами и избрали, умышленно сливая сезоны.

Сопоставьте это с колоссальным объемом генетического мусора, годами обитающего внизу турнирной таблицы и подсчитайте эффективность самостоятельно. Постарайтесь доказать, что это работает. Все хотят быть как Прести, только Сэм один, да и у него на своего Уэстбрука есть Коул Олдрич.

Такая работа, подобная стратегия – не более чем систематизированный метод проб и ошибок, отнимающий у команды годы, а у игроков – карьеры. На каждом драфте можно совершить роковую оплошность и отбросить коллектив на три года назад. Только при этом все мы понимаем, что психология победителя – важнейшая составляющая дальнейших успехов для лиги, где уже ничего не достичь без ярких индивидуальных качеств – не развивается и не формируется при соотношении 20/62 по итогам регулярки, поэтому лишний сезон в лотерее идет только во вред развитию характера тех, за счет кого вы собрались чего-то достигать

Сама же лига продолжает ухудшать эту проблему, поощряя такую методику. Ручная лотерея в такой ситуации не двигает положение вещей в необходимом для прогресса направлении, она презентует такой кошмар в подарочной упаковке. Мы смотрим эфиры и слышим, как аналитики, множество из которых – бывшие игроки, тренеры, люди, которые хотели побеждать и чего-то добиваться – кричат о несправедливости, о том, что команда, которая борется до конца, как «Финикс» с тридцативосьмилетним Нэшем, получает кукиш, в то время как коллектив, забивший на сезон, на своего болельщика, на имидж лиги, на соперника, на развитие собственных игроков, выходит победителем, получая в свое распоряжение по-настоящему сильного парня, карьера которого может быть запорота благодаря глупости их руководителя.

«Нужно страшно лажать, чтобы рассчитывать на будущее» – лозунг, к которому приходят гости студий каждый вечер.

Это палка в двух концах. С одной стороны «Кливленд», заслуживший на два пика в четверке, взявший один из них деньгами за Бэрона Дэвиса, потому что его изнасиловало больное сознание отбывшей восвояси суперзвезды.

Но, скажите мне, достоин ли Майкл Джордан Энтони Дэвиса, если он только поощрял такой отвратительный сезон от своей команды, специально выбросив лучших игроков команды за просто так? Вспомните, что осталось в виде компенсации от Джеральда Уоллеса, Стивена Джексона и Рэймонда Фелтона, еще два года назад втащивших «рысей» в плей-офф?

Лига же в ответ на это может поощрить представителей Северной Каролины потенциально одним из сильнейших игроков поколения, в то время как канадский суперветеран, бодавшийся до конца вместо простой просьбы об обмене в стан команды-претендента, выйдет с нулем по итогам лотереи. Это станет еще одним подтверждением того, что это лига, где спортивный принцип – не более чем пустая вывеска, которая уже давно ничего не значит.

Все течет, все меняется. Когда-то Дэвид Стерн приходил в НБА и решил ввести лотерею, ведь все сообщество просто содрогалось в ненависти к «Хьюстону», открыто и безобразно сливавшему два чемпионата подряд ради Ральфа Сэмпсона и Хакима Оладжувона. Его идея тут же обосралась благодаря конверту Патрика Юинга, но тем не менее, она должна была что-то изменить или хотя бы сделать вид.

В следующем году он уйдет. Многое перевернулось с ног на голову. «Рокетс», ставшие одним из катализаторов для введения такой системы, уже находятся в роли ее жертвы. Теперь уже они борются до конца и остаются ни с чем, в то время как заменившие их прохвосты пытаются заполучить бриллиант, нагло проигрывая матчи десятками.

Только вот у техасцев был «Дрим», принесший два чемпионства. Они посмотрят ретро-видео, бросят беглый взгляд на баннеры у сводов арены и успокоятся, но у многих ли команд, костьми ложившихся ради банального выхода в плей-офф и потенциального проигрыша в четырех-пяти матчах, были игроки такого калибра? Сколько баскетболистов подобного класса ушло глубоко на драфте, отблагодарив тех, кто бился до последнего?

Кто-то говорит, что лотерею нужно менять и давать одинаковые шансы на первый пик всем, кто не вышел в заветную восьмерку своей конференции. Кто-то считает, что количество шариков должно быть распределено более равномерно. Кто-то утверждает, что это все равно не имеет значения, ведь Дэвид Стерн лично распределяет пики на драфте, исходя из интересов лиги, к примеру, как с «Чикаго» и Дерриком Роузом. Совершенно случайно «быки» выбрали потенциальную супервезду из своего же города, имея сколько там – один процент шансов на успех? Все эти точки зрения не могут быть истиной в последней инстанции, но в них есть зерно.

НБА необходимо что-то предпринимать.

Приход сегодняшнего комиссионера к власти обозначил изменения, может быть, и его скорая отставка подарят нам что-то новое, просто потому, что так дальше уже не может продолжаться.

Персонаж из «Симпсонов» вырос, он больше не играет в задней линии своей школьной команды. Теперь он центровой, который совсем скоро первым наденет на себя кепку с эмблемой профессионального клуба и, возможно, ознаменует начало новой эры. Ему предстоит еще очень много доказать. Кто знает, может быть, он даже сумеет оправдать авансы, только вот кому лига вручит билет в будущее?

Я не хочу, чтобы это были «Шарлотт» или «Голден Стейт», я даже не побоюсь поиграться в утопию.

Пускай на драфте-12 – сильнейшем за долгие годы – два из трех топовых пиков возьмут те, кто хотя бы старался играть в баскетбол. «Хорнетс», «Вашингтон» после избавления от канцерогенных МакГи и Янга, может быть, «Торонто» с «Финиксом». Это станет своеобразным уроком для тех, кто нагло плевал на суть игры. Ведь «Шарлотт», «Детройту», «Бруклину» с такими руководителями, как у них, все равно суждено гнить в трясине. Шанс нужен тем, кто его заслужил.

Я не верю в то, что это произойдет, было бы глупо возлагать на это большие надежды. Но, если бы все мусорные команды получали то, что хотят, вряд ли они засиживались бы в лотерее пятилетками, верно?

Одно я понимаю точно: ЛеБрон Джеймс был прав, когда говорил, что ряд команд просто на хрен не нужны этой лиге. Причина? Назовите хотя бы три положительные вещи, которые привносят в НБА такие организации, и тогда, может быть, я изменю свою точку зрения.

Фото: Fotobank.ru/Getty Images/Andy Lyons