16 мин.

Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 3 - «Луи, Луи», часть вторая

Ван Гал призвал Денниса думать критически и творчески о каждом аспекте игры: «Мы тщательно тренировались. Каждая деталь – удар, пас, всё требовало улучшения. И всё становилось тактическим. Куда нужно бежать и почему? «Думайте, ребята, - говорил Ван Гал. – Обдумывайте каждое решение». Он давал нам подсказки, но на поле мы должны были всё делать сами. Он постоянно вбивал нам в голову, что мы должны быть в курсе всего, что мы делаем. У каждого действия должна быть цель. Я сфокусировался на том, что у меня лучше всего получалось - на принятии решений. Я много думал о тактике, о позициях защитников и о нахождении слабых сторон противников. Я стал выбирать более разумные позиции, больше взаимодействуя с игроками, окружавшими меня. Если меня опекал полузащитник, я играл как можно дальше впереди, заставляя его играть между защитниками, чтобы он не чувствовал себя комфортно. Если меня опекал защитник, я опускался в полузащиту, чтобы он чувствовал себя не на своём месте. Мне очень нравилось играть в футбол, анализируя свою позицию. Я был поглощён принятием решений. Я всегда наблюдал за соперниками, принимая во внимание детали, исследуя ситуацию на поле. Я постоянно искал возможность получить мяч. Всё, что мне было нужно – маленькая возможность, и я спешил ею воспользоваться».

Если это звучит, как «Луи, это начало прекрасного сотрудничества», это не так. Футбол – не кино. Начал проявляться раскол между тренером и игроком, и он наступил в их второй сезон. Одной из проблем была напряжённость Луи: «Мы были молоды и стремились учиться, но если бы мы провели вместе пять лет, не думаю, что фанатичный подход Ван Гала работал бы». И Деннис начал отстаивать свою независимость: «Мы обсуждали разные вещи, но, в конечном счёте, я делал то, что считал лучшим. Это может звучать самонадеянно, но уже тогда я считал себя более развитым игроком, чем то, каким Луи был тренером. Я инстинктивно знал, где именно я должен быть инициативным. Допустим, Ван Гал говорит мне: «Отойди на десять ярдов назад для того, чтобы занять более выгодную оборонительную позицию, Деннис». Я говорю: «Тренер, я бы предпочёл так не делать, потому что, если мы получим мяч, мне придётся пробежать те десять ярдов, и это будет стоить мне энергии, которая понадобится, чтобы принять решение».

Также Деннис думал о следующем шаге. Он начал заочно изучать итальянский язык за год до этого, и после победы в Кубке УЕФА топ-клубы начали агрессивно зазывать его к себе. Деннис, в конце концов, согласился перейти в «Интер». Вим Йонк поступит так же. Причиной будущего конфликта послужит то, что сделка была заключена в пятницу ночью в Гааге, за тридцать шесть часов до ключевого матча против «ПСВ» в воскресенье днём. Ван Гал отчаялся выиграть чемпионат, а также считал, что сделка с «Интером» только отвлекает. Матч в День Святого Валентина прошёл неудачно. Первые сорок пять минут «Аякс» играл великолепно, а Деннис забил один из лучших своих голов на тот момент. Он похож на тот, что был забит в ворота Аргентины на Чемпионате Мира шестью годами позднее. Пройдя защиту «ПСВ», он прекрасно обработал коленом (коленом!) дальний заброс Франка Де Бура с пятидесяти метров, а затем перебросил вратаря с острого угла. Едва ли ошибкой Денниса стало то, что через минуту «ПСВ» довольно легко сравнял счёт. Даже Ромарио позднее признал, что счёт 1-1 был странным и не отражал хода игры. После перерыва, однако, «Аякс» устал, и «ПСВ», несмотря на то, что у них был удалён игрок, победил 2-1. «Аякс» опустился на четвёртое место, и Ван Гал был поражён этим.

Двадцать четыре часа спустя «Интер» объявил о сделке, как только Деннис с Вимом приняли участие в пресс-конференции в Гауде. Потом они немедленно вернулись к работе. По их мнению, всё было сделано так, чтобы не причинить вреда «Аяксу». Они один раз сфотографировались в форме Интера для публики, а затем сказали, что не дадут ни одного интервью для итальянских СМИ до окончания сезона. Единственным их беспокойством было завершение сезона на мажорной ноте – с выигранным трофеем. Агент Денниса и Вима, Роб Янсен, пошутил: «Мои ребята будут миллионерами, а «Аякс» – мультимиллионером («Интер» заплатил около 10 миллионов гульденов за Йонка и 30 за Бергкампа – самые крупные суммы, когда-либо выплаченные за голландских игроков на то время).

В течение следующих четырёх месяцев «Аякс» сводил с ума: обыграв возможного чемпиона «Фейеноорд» со счётом 5-0, «Аякс» потерял очки в матче против скромного «Маастрихта». В Кубке УЕФА две ошибки вратаря Стэнли Мензо стоили команде ничьей против «Осера», и Ван Гал заменил вратаря на молодого Эдвина Ван Дер Сара на постоянной основе. В другом матче вингер Брайан Рой не последовал указаниям Ван Гала и был немедленно отправлен в «Фоджу». Как только шансы на победу в чемпионате угасли, Луи разочаровался в Бергкампе и Йонке и обвинил их в поражении от «ПСВ». Даже сейчас это терзает Денниса: «Критика меня и Вима была неоправданной. Я сделал всё, что было в моих силах, чтобы выиграть титул с «Аяксом». Я был одержим этим. Пока Роб Янсен вёл переговоры с «Интером», я думал только об одном – о матче с «ПСВ». Я хотел победить. Да, я должен был в пятницу отправиться в Гаагу, чтобы подтвердить соглашение, но я всё держал под контролем. В воскресенье я рано лёг спать и за ночь я полностью восстановился. Ван Гал намекнул, что моё отношение к игре изменилось после того, как я подписал контракт с «Интером». Это неправда. В каждом матче я хотел выступить лучше, чем в предыдущем. Я всегда хотел стать лучшим игроком на поле, хотел выиграть. В этом плане ничего не изменилось. Луи должен об этом знать лучше меня».

В начале мая «Аякс» проиграл «Виллему II» 1-0, разрушив надежды на чемпионство. Спустя двадцать минут после начала второго тайма Ван Галл заменил звёздного нападающего посредственным защитником Джонни Хансеном. Уходя с поля, Деннис пронзил Ван Гала взглядом и мотал головой, словно говоря: «Что ты делаешь?». Телевизионный микрофон поймал ответ: «Расскажу тебе завтра». На следующий день Луи сказал, что замена была тактической, так как «Бергкампа не было в игре. Или даже его снова не было в игре. «Деннис – сложный талант, но сейчас он кажется заблокированным». Сейчас он реагирует так: «Было очевидно, что происходит. Это был мой последний сезон в «Аяксе», и я достиг потолка в Голландии. Мне нужно было уйти, но я чувствовал, что он хотел поставить меня на место, сказав: «Ты не особенный, ты просто один из игроков своей команды». В том матче это было глупым решением. Я был лучшим бомбардиром чемпионата. До конца матча оставалось тридцать минут, и мы могли вытащить его. Но он хотел таким образом сделать заявление».

«К концу сезона у меня было чувство, что «Аякс» возмущался тем, что я уходил. Это озадачило и расстроило меня. Перед зимним перерывом [1992-1993] я заранее объявил о том, что это будет мой последний сезон. Я дал «Аяксу» достаточно времени, подготовиться к моему отъезду, и клуб выручил за меня огромные деньги. О чём ещё они могли меня просить? В «Аяксе» это нормальная процедура – доморощенный игрок хорошо выступает за основную команду на протяжении некоторого времени, а потом клуб продаёт его за большие деньги».

***

Кажется странным, что ваши футбольные отношения с Вал Галом были настолько продуктивными, несмотря на напряжённость в них. А футбольные взаимоотношения с Бенхаккером были менее творческими, но при этом вы хорошо ладите с ним до сих пор.

Я не могу злиться на Бенхаккера. Всё ещё не могу. Лео – отличный парень, он даёт умные комментарии и способен организовать группу. У него хорошие отношения со звёздными игроками, но также он дружелюбен с резервным составом. Он намного лучше, чем остальные тренеры, приспособлен к командам, где есть футболисты с именем. Он – менеджер, который умеет общаться с людьми. Это главное отличие между ним и Луи. Лео очень мудр, а также знает, как манипулировать СМИ. Мне нравилось с ним работать, хоть мы с ним и не договорились по поводу моей роли в качестве десятого номера. Такова была моя позиция! Но я наслаждался тренировками каждый день. Лео всегда мог сказать что-то приятное, и я признавал то, как он мог поправить или вдохновить футболиста, просто отведя его в сторону и сказав несколько слов».

После финального матча чемпионата 1992/1993 Ван Гал был очень рад, когда на стадионе Де Мер фанаты эмоционально провожали Денниса и Вима представлением из множества файеров. А несколько дней спустя, когда Деннис проводил свой последний официальный матч за «Аякс», он показал свои чувства. Когда в финале Кубка Голландии он забил в ворота скромного Херенвена, он отпраздновал гол с нетипичным для себя криком и сжатым кулаком – жестами, которые отражали его гнев и разочарование.

Так всё и произошло между ними. Этот матч оказался последним для Денниса, сыгранным под руководством Луи. Их пути как игрока и тренера больше не пересеклись. Когда в 2000 году Ван Гал возглавил сборную Голландии, Деннис уже завершил выступления за неё. Совсем недавно они были по разные стороны баррикад во время гражданской войны в «Аяксе», которая привела к перевороту в 2011 году. Деннис был ближайшим союзником Кройффа, тогда как Луи был кандидатом от партии «Анти-Кройфф». Ван Гал теперь снова тренер сборной Голландии. Когда его попросили об интервью, он с помощью своего пресс-атташе отказался и сообщил, что всё, что он хотел сказать о Деннисе, есть в его книге 2009 года Van Gaal: Biography and Vision. В ней он говорит о Деннисе только с целью унизить его, утверждая, что «Аякс» смог выиграть Чемпионат Голландии и Лигу Чемпионов только из-за того, что Деннис покинул команду. «Неприятно говорить, но Яри Литманен в роли десятого номера смотрелся намного лучше Бергкампа. Благодаря нему команда стала более сбалансированной».

Это довольно странное и грубое замечание. Бергкамп и Литманен были совершенно разными игроками, которые играли разные роли, в разное время и с разными партнёрами. В любом случае, Ван Гал однажды признал, что успех команды был связан с возвращением Франка Райкарда, сначала в полузащиту, а затем в центр обороны, что стабилизировало игру и помогло выиграть Лигу Чемпионов 1995 году.

***

Между тобой и Ван Галом есть вражда?

Между нами всё в порядке. Слишком грубо говорить, что я не уживаюсь с ним. Оглядываясь назад, я бы сказал, что он был моим тренером в нужное время. Если бы я остался на ещё один сезон, всё стало бы труднее. Вспыхнула бы война. Но это мелкая проблема.

Ты уважаешь его?

Конечно.

Эти трудности были похожи на те, что были в «Интере» при Оттавио Бьянки?

Нет! Они и близко не стояли с итальянскими. Вы должны помнить, что Луи всегда желал фантастичного футбола. Аяксовского футбола. Он никогда не признается, но футбол, который он хочет видеть – тот же футбол, что хотят видеть Кройфф, Венгер… просто у них разные методы. Методы Кройффа основаны на том, каким он был игроком: авантюрным, эффектным, атакующим. Йохан полагается на инстинкты и умения. Он мало анализирует. Ван Гал - более назидательный. Он даёт игрокам указания, которые они должны выполнять для того, чтобы работала система. А система это святое. Венгер находится где-то посередине. Его прозвище – «Профессор». Он хорош в тактике, но ещё лучше в создании баланса команды. Он не думает о системе. Он думает об игроках, умных игроках, он позволяет им самим определять систему на поле. А ещё он, как и Кройфф, любит техничных футболистов, которые могут играть инстинктивно».

Ван Гал в середине девяностых в «Аяксе», а также десятилетие спустя в «АЗ» показал, что его сильная сторона – работа с молодыми игроками, у которых есть всё, чтобы доказывать, и с командами, у которых есть всё, чтобы выигрывать. Для него труднее работать с менее послушными игроками. В «Барселоне» он конфликтовал с Ривалдо. В «Баварии» - с Лукой Тони и Франком Рибери. И, спустя пять лет после победы в Лиге Чемпионов с «Аяксом», его молодые ученики больше не были готовы слепо выполнять его приказы в сборной Голландии. Опыт в больших клубах за границей сделал их более независимыми.

Для Ван Гала все игроки равны. Для него нет понятия «футболист с громким именем», потому что все они служат системе – его системе. Кройфф, напротив, полагался на исключительных футболистов, на индивидуалистов, так как они такие игроки могли решить судьбу матча. Он давал игрокам стимул и испытывал их, даже провоцируя на конфликты, если необходимо. Сам по себе Йохан был величайшим игроком из всех, но такое немыслимо в команде Ван Гала. Команда должна быть в приоритете даже для самых великих игроков. Но представьте: у вас есть десять посредственных художников и Рембрандт. Вы хотите сказать Рембрандту, что он не лучше остальных? Или вы дадите ему чувствовать себя особенным и быть особенным, чтобы он мог создавать самые прекрасные произведения искусства? Венгер в этом плане другой. Он держит дистанцию, избегает появления конфликтов. Его спокойствие, серьёзность, профессионализм и ум отражаются на группе. Так он убеждается в том, что все ведут себя профессионально и что известные футболисты играют на команду. В то же время он даёт им действовать самостоятельно, что даёт им свободу быть великими». И, конечно же, Рембрандтом голландского футбола был Йохан Кройфф.

Когда Ван Гал под руководством Кройффа стартовал как тренер, два футбольных человека, выросших рядом друг с другом в Восточном Амстердаме, поняли и заинтриговали друг друга. Но всё изменилось. Разница в характерах отдалила их друг от друга. Примирение между двумя сильными и упрямыми людьми кажется невозможным, особенно после переворота в Аяксе в 2011 году.

С философской точки зрения, ключевое различие может состоять в том, что Ван Гал, пропагандируя такой же футбол, как и у Кройффа, он остаётся убеждённым в том, что игроки нуждаются в нём. Если сравнить футбол с шахматами, то Луи видит себя в роли гроссмейстера, а игроков – пешками. Кройфф же стремится обучать умных, талантливых футболистов, чтобы сделать их независимо мыслящими людьми, которые инстинктивно делают правильный выбор и эффективно сотрудничают с партнёрами по команде. Другими словами, Луи считает тренера самой властной фигурой. Йохан же хочет развивать игроков, которые сделают присутствие тренера лишним.

Деннис предпочитает подход Кройффа и держит его в голове в качестве примера футболиста. Нынешний план Кройффа – вывести новое поколение Деннисов Бергкампов.

Остальные главы:

                   

11
12_
21
22
31
32
41
42
43

Продолжение следует...