9 мин.

Нью-Васюки по-норвежски или новая страница европейской экспансии КХЛ

После «финской трагедии» в истории расширения КХЛ настала очередь «норвежского фарса». О том, как это могло быть - по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев».

 

С утра по норвежской столице ходил сравнительно молодой человек слегка восточной наружности, в очень грязных, испачканных клеевыми красками и стоптанных сапогах. Он наклеивал на стены рукописные афиши:

27 сентября 2013 г.

В большом зале клуба «Get Ligaen»

состоится лекция на тему:

«КХЛ как средство развития норвежского хоккея»

Лектор - заслуженный деятель хоккея Восточной Европы, личный эмиссар президента КХЛ

Остап Антанас Берта Мария Бендер-Сакавицкас Задунайский

Плата за вход – 200 евро. 

Начало ровно в 6 час. веч.

Администратор С.Арутюнян

Сам "заслуженный деятель" тоже не терял времени. Заарендовав клуб, он перебросился в местную хоккейную федерацию, которая почему-то помещалась в офисе управления коннозаводством. На входе в офис, соответственно, был изображен конь с радостной мордой, а вместо подков у него на ногах были сандалии, похожие на те, что носили древние эллины. Хотя, вполне возможно, что это были лыжные пьексы. 

В федерации сидел одноглазый человек (очевидно, когда-то неудачно сходил на свидание с шайбой) и, явно скучая, лениво читал автобиографию Джереми Реника.

– Эмиссар КХЛ О-А.Бендер-Сакавицкас – с ходу заявил Остап, присаживаясь на стол. – Планирую пристроить один из ваших клубов в КХЛ и проинспектировать арены. 

Единственный глаз норвежского хоккеиста раскрылся до пределов, дозволенных природой.

– Сию минуточку! – крикнул мгновенно оживившийся одноглазый. – Присядьте, пожалуйста. Я сейчас.

И одноглазый убежал. Остап осмотрел помещение, где ютилась федерация. На стенах висели фотографии каких-то ветхозаветных матчей с участием сборной Норвегии и почему-то Терезы Йохауг, а на столе, помимо макбука, лежала запыленная (по-видимому, ее давно никто не открывал) конторская книга с заголовком: «План развития норвежского хоккея».

«Да, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже. Впрочем, к интересам КХЛ, которую я в настоящий момент представляю, это не относится», - подумал великий комбинатор. 

Одноглазый вернулся с дюжиной граждан разного возраста, представлявших собой норвежскую хоккейную элиту. Все они по очереди подходили знакомиться, называли фамилии и почтительно жали руку посланца лучшей лиги Европы. 

– Проездом в Милан, – говорил Остап отрывисто, – да, да, лекция сегодня вечером. Идеи КХЛ должны идти в широкие массы Западной Европы! Я немного устал - только-только из Вильны и Данцига. 

Норвежские хоккейные чины внимали Остапу с сыновьей любовью. Его несло. Он почувствовал прилив новых сил и хоккейных идей.

– Вы не поверите, – говорил он, – как далеко двинулась хоккейная мысль. Вы знаете, Фазель дошел уже просто-таки до пошлых вещей. Он всё ещё хочет проводить чемпионат мира каждый год, да ещё сумасбродные Евролиги какие-то придумывает! Хоккейный мир в беспокойстве.

Затем посол КХЛ перешел на местные темы.

– Почему у вас тут нет никакой игры мысли! Например, вот ваша федерация и лига. Так она и называется – "Лига". Скучно, девушки, зачем берете пример с каких-то там финнов? Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-хоккейному? Назвали бы, например, вашу лигу – «Фарм»... ой, то есть конечно же, «Фрам», то есть "Вперёд!", как назывался легендарный корабль ледового викинга Нансена. И тактика для хоккея подходящая!

Идея имела успех.

– И в самом деле, – сказали норвежцы, – почему бы не переименовать нашу хоккейную лигу в "Фрам-лигу"?

Так как бюро федерации и правление лиги было тут же, Остап организовал под своим почетным председательством минутное заседание, на котором лига была переименована в "Фрам-лигу".  Эмиссар КХЛ собственноручно художественно выполнил на флипчарте маркером вывеску с с силуэтом ледового корабля и соответствующей надписью, заодно сразу пририсовав к нему логотип КХЛ.

Это важное мероприятие сулило расцвет хоккейной мысли в Норвегии.

– Хоккей – говорил Остап. – Знаете ли вы, что такое хоккей? Он двигает вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что клуб КХЛ при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить Норвегию?

Остап (как, к слову, и Арутюнян) со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.

– Да! – кричал он. – Хоккей способен обогатить всю страну и дать ей новый импульс! Если вы согласитесь на мой проект, то Норвегия станет центром Скандинавии и возьмет исторический реванш у Швеции! Что вы раньше слышали о городе Попраде? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был устроен клуб КХЛ. Да, там были проблемы, но разве это сравнится с той катастрофой что ныне переживает американский город Детройт?! Поэтому я говорю: здесь тоже должен быть клуб нашей лиги. 

– Как? – закричали все.

– Вполне реальная вещь, – ответил "заслуженный деятель", – мои личные связи и ваша самодеятельность – вот все необходимое и достаточное для организации здесь клуба КХЛ. Подумайте над тем, как красиво будет звучать – «Впервые в Норвегии - седьмой сезон Континентальной Хоккейной Лиги-2014/15». Приезд Радулова, Морозова, Мозякина, Артюхина, да что там - Торесена - обеспечен! Кроме того, и вы можете помочь нам - уж с вашим-то клубом НХЛ согласится сыграть непременно - и тут мы с вами преподнесем им сюрприз!...

– Но деньги! – застонали норвежцы – Им же всем деньги нужно платить! Много тысяч денег! Где же их взять? У нас социальные обязательства! Природная рента! Фонд будущих поколений! Профсоюзы...

– Все учтено могучим ураганом! – сказал О. Бендер. – Деньги дает "Газпром". Не все конечно, но... процентов 60..

– Кто же будет платить остальное? Мы, норвежцы...

– Какие там норвежцы! Норвежцы денег платить не будут. Они будут их по-лу-чать! Это же все чрезвычайно просто. Всё будет развиваться - от нового суперсовременного дворца, необходимого для игр КХЛ, до усовершенстования транспортной инфраструктуры. А пятизвездочные гостиницы для болельщиков других клубов КХЛ, прибывающих на матчи? Появятся новые рабочие места и мощные спонсоры. Кроме того, вы сможете вернуть своих игроков из НХЛ - нация испытает патриотический подъём! Возрастет и международная интеграция... А инвестиции! Ваш хоккей станет локомотивом величия страны - как когда-то полярные исследования!

Ослепительные перспективы развернулись перед норвежскими любителями хоккея. Пределы комнаты расширились. Старые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо вывески с сандальным конем в голубое небо ушел новый ультрасовременный ледовый дворец хоккейной мысли. В порту стояли океанские пароходы класса "Куин Мэри". Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот – все остановилось.

Из фешенебельной гостиницы «На пятачке» вышел президент КХЛ Александр Медведев. Его, словно бы на вечере награждения лучших игроков КХЛ, окружали полуодетые дамы.

Полицейский, одетый в специальную черно-белую форму (полосатый китель с оранжевыми нарукавниками), вежливо откозырял. К президенту с достоинством подошел одноглазый председатель норвежской федерацииБеседа двух светил, ведшаяся фром май харт на английском языке, была прервана прилетом руководителя профсоюза НХЛ Дона Фера и вице-комиссионера лиги Билла Дэйли. Приветственные клики потрясли город. Александр Медведев поморщился. По мановению руки одноглазого к аэроплану была подана мраморная лестница. Билл Дэйли сбежал по ней, приветственно светя лысиной и комментируя на ходу возможную неудачу обладателя Кубка Стэнли "Чикаго" в поединке с новичком КХЛ, норвежским "Викингом". 

Вдруг на горизонте была усмотрена черная точка. Она быстро приближалась и росла, превратившись в большой черный парашют-крыло. На этой "летучей мыши", висел на парашютном кольце человек с чемоданчиком.

– Это он! – закричал одноглазый. – Ура! Ура! Ура! Я узнаю его! Это же он, Гэри Бэттмен!

Александр Медведев снова поморщился.

Бэттмену проворно подставили мраморную лестницу, и бодрый босс НХЛ, сдувая с левого рукава пылинку, севшую на него во время полета над Атлантикой, упал в объятия одноглазого. Одноглазый взял Бэттмена за талию, подвел его к Медведеву и сказал:

– Помиритесь! Прошу вас об этом от имени широких норвежских хоккейных масс! Помиритесь!

Медведев шумно вздохнул и, потрясая руку Бэттмена, сказал:

– Я всегда преклонялся перед вашим умением устраивать локауты!

– Ура! – воскликнул одноглазый. – Просто и убедительно, в стиле КХЛ!

И вся необозримая толпа подхватила:

– Ура! Виват! Банзай! Просто и убедительно, в стиле КХЛ!

Энтузиазм дошел до апогея. Завидя Рене Фазеля и Владислава Третьяка, плывших над городом в яйцевидном оранжевом дирижабле, одноглазый взмахнул рукой. Два с половиной миллиона человек в одном воодушевленном порыве запели:

Чудесен хоккейный закон и непреложен:

Кто перевес хотя б ничтожный получил

В атаке, массе, и напоре сил

Лишь для того прямой к победе путь возможен.

Экспрессы подкатывали и подкатывали к дворцу, высаживая все новые и новые толпы хоккейных фанатов.

Уже небо запылало от светящихся реклам, когда по улицам города провели единственного оставшегося от коннозаводской старины коня (он сделался талисманом развития хоккея в Норвегии), разумеется, обутого в золотые сандалии. Фанаты приветствовали его, размахивая вымпелами с изображением КХЛ и бутафорскими клюшками. 

– Не беспокойтесь, – сказал Остап, – мой проект гарантирует вашей столице неслыханный расцвет производительных сил. Скоро она станет центром Европы, какой уж там Брюссель! А скоро - и всего мира.

– Всего мира!!! – застонали оглушенные норвежцы.

– Да! А впоследствии и Вселенной. Хоккейная мысль, превратившая Норвегию в столицу Земли, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Не случайно же главный трофей КХЛ назван именем первого космонавта планеты - Юрия Гагарина!

Отсюда полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. А там, как знать, может быть, лет через восемь мы запустим Галактическую Хоккейную Лигу. С вашим участием, конечно. 

– Да-а, – выдавил из себя одноглазый, обводя скромное помещение федерации сумасшедшим взором, – но как же практически провести мероприятие в жизнь, подвести, так сказать, базу?..

Присутствующие напряженно смотрели на посланца КХЛ. 

– Повторяю, что практически дело зависит только от вашей самодеятельности. Всю организацию, повторяю, я беру на себя. Материальных затрат вначале никаких. Только вначале нужен небольшой взнос.. Ну, понимаете ли, конкурентов в борьбе за светлое будущее немало.. Вот Данциг, а то и Вильна. Да и в Милане намерения самые серьезные, Ико Мильонере очень хочет встретиться.. Но мне у вас понравилось и я могу намекнуть Совету Директоров КХЛ...

Одноглазый подталкивал своих соратников.

– Ну? – спрашивал он. – Что вы скажете?

– Устроим! Устроим! – галдели норвежцы

– Сколько же нужно денег на… этот… взнос?

– Смешная цифра, – сказал Остап, – миллион евро.

– Но это больше годового бюджета нашей организации… Можем пока выделить двести тысяч...

Но Бендер-Сакавицкас оказался покладистым организатором.

– Ладно, – сказал он, – давайте ваши двести тысяч.

– А хватит? – спросил одноглазый.

– На первичное убеждение хватит. А потом начнется приток пожертвований, и денег некуда будет девать!...

P.S.

В итоге, правда, как и в романе "самозванец" был изобличён. Но вот насчёт "взносов" в "норвежской ситуации" история умалчивает :)