10 мин.

Кальчополи. Новые подробности 17 лет спустя

Дело давно закрыто, виновные были наказаны, планета вращается дальше, футбол жив. Но одна маленькая флешка в руках Лучано Моджи заставила занервничать многих функционеров тех лет, которым в 2006-м году удалось отделаться легким испугом.

Основную информацию по делу Кальчополи можно с легкостью найти на просторах интернета. Эту тему за последние 17 лет обсуждали бесчисленное количество раз. Но 17 апреля на телеканале Rai 3 в программе Report были представлены новые доказательства, которые могли бы в свое время изменить ход дела. Почему эти данные не были приняты во внимание в 2006-м, остается загадкой (или нет...), ведь тут есть, на что обратить внимание. Вас ждет много текста.

Далее по пунктам из программы Report:

Лучано Моджи: «На этой флешке записаны голоса тех, кого прослушивали. Из 170 тысяч перехваченных звонков только 25 имеют отношение к Ювентусу»

Как рассказал Паоло Бергамо (бывший глава судейского комитета Серии А), после поражения против Лацио в последнем туре чемпионата, где Интер проиграл Скудетто Ювентусу, Массимо Моратти организовал тайную встречу, которая закончилась планом по свержению «власти Моджи». «Моратти спросил у меня, почему арбитры настроены против Интера. Он был уверен, что судьи делали все, чтобы нерадзурри проигрывали».

В ходе программы анонимный карабинер из Неаполя, где проходило расследование, сказал: "В то время не было настоящей жажды справедливости, в отличие от желания отмщения».

Франко Бальдини (бывший спортивный директор Ромы) был тайным информатором карабиньеров. Именно он говорил, кого прослушивать, а кого нет.

Бергамо об Элканне, Монтедземоло, Гранде Стивенсе, Габетти, Джираудо и Моджи. Существовал индустриальный договор между Тронкетти Провера и Лукой ди Монтедземоло. Гранде Стивенсом, Габбети и семьей Элканн. Я узнал об этом до того, как Моджи и Джираудо выбили из игры, мне об этом рассказал уважаемый Латорре. Уговор заключался в том, что Джон Элканн возглавит группу "Фиат", в то время, как Джираудо и Моджи видели на этом месте Андреа Аньелли. Джираудо многие годы был консультантом Умберто. После многочисленных попыток он все же смог договориться о встрече с адвокатом семьи Аньелли, Галассо. Потом он мне написал следующее: «Бергамо, я фанат Юве. В доме Аньелли просто поиздевались над десятью миллионами болельщиков, выставив все так, как получилось, хотя мы знаем правду. Не берите в голову, больше ничего говорить не буду.»

Моджи о выборе оборонительной версии Ювентуса в суде. «Адвокат Ювентуса Дзакконе пошел в суд и попросил о понижении до Серии В и штрафе». Позже Йозеф Блаттер отблагодарит Монтедземоло за это решение.

Согласно Моджи, Гвидо Росси пытался помешать участию Липпи, Буффона и Каннаваро на Чемпионате мира 2006. Липпи отрицает: «Я об этом ничего не знаю».

Челлино (бывший вице-президент Лиги): Все рушилось, я пытался все удержать на ногах. Даже не знаю, с чего начать. Был металлический контейнер, в котором хранились все досье на тех, кто был зарегистрирован по ложным гарантиям и поручительствам, кто проводил транспортные средства под видом физических лиц... Мы сожгли все... Я спустился во двор, там был железный бидон, взял немного трихлорэтилена, потом затолкал в папку все эти ложные поручительства. На следующий день, когда приехала Финансовая гвардия и перевернула все с обыском, папки уже не было. Моратти должен целовать землю, по которой я хожу. Потому что, если бы я не уничтожил те документы, на месте Джираудо и Ювентуса были бы он и его Интер. (Хочу отметить, что это был один из самых неприятных моментов всей программы, Челлино от души веселился, рассказывая эти подробности)

Бывший член правления Интера Гвидо Росси и будущий президент Telecom (который в тот момент принадлежал Тронкетти Провера, в свою очередь, акционеру клуба «Нерадзурри»), выходит на сцену после отставки высшего руководства итальянского футбола: он будет тем, кто вручит Скудетто 2005-06 миланскому клубу. «Была создана сеть, направленная на влияние на арбитров и в пользу Интера», — будет сказано позже, однако, как известно, сейчас истек срок давности, и все закончилось мыльным пузырем.

Тайное соглашение Интера. По соглашению, которое было тайным до вчерашнего дня, Интер обязан выплатить компенсацию жертвам нелегальных расследований: среди них и Паоло Бергамо. Моджи заявил: «Моратти на встрече с Тавароли и Факкетти сказал, чтобы меня не трогали, так как я его друг, но именно Факкетти продавил идею получить мои номера телефонов».

Челлино: «Проиграли Милану из-за судейской ошибки. Берлускони смотрит на Пизану и говорит ему, "Министр, прозвоните Вы Карраро (президент Итальянской федерации футбола 2001-2006 гг.), судьи должны быть правильными в отношении Кальяри и должны прекратить это". А Франко Пизану ему отвечает, "Нет, лучше я Моджи позвоню". Берлускони смотрит на меня и становится полностью белым. Мы проиграли Милану из-за судейской ошибки. "Расскажи об этом Моджи", сказали мне. Вот тогда я и понял, что с этой победой Милан догнал Юве по очкам в турнирной таблице».

Моджи: Ювентус хотели уничтожить. Бывший карабинер подтверждает, что швейцарские сим-карты были конфискованы аномальными методами, без ордера и по ложному протоколу. Все радо того, чтобы обвинить Моджи в преступлениях о спортивном мошенничестве в пользу Ювентуса, и исключить навсегда его из мира футбола. «С одной стороны хотели поменять руководство Ювентуса, с другой хотели именно уничтожить Ювентус, но не на поле, на это они не были способны».

Бергамо: «В то историческое время уже появилась мысль о том, что нас прослушивают. Пайретто принес мне одну сим-карту и сказал, "Эту симку мне дал Моджи. Если нам понадобиться возможно поговорить о судьях, будем пользоваться ею". Я едва пользовался этой сим-картой, потом ее забрала моя жена».

Папареста (бывший арбитр): «Очень много раз некоторые представители клубов заходили в раздевалки судей. Это не значит, что каждый раз ты будешь таким правильным и писать об этом рапорт».

Джандоменико Лепоре (генеральный прокурор Неаполя с 2004 по 2011 год): «Мы начали расследование с Ювентуса, потому что у нас на них было больше кусков пазла, потом мы должны были перейти к расследованию других команд. Были и другие команды, если по правде, почти все. В один прекрасный день вышло дополнение к газете L'Espresso, в котором говорилось обо всех перехваченных звонках. Автоматически все телефоны были выключены и на арене остался только Ювентус. Кто передал данные в газету? У нас были подозреваемые, но никогда не было доказательств. Мы этого не знаем. Если бы мы продолжили, то данные появились бы и по другим командам. После Юве на очереди был Интер». «Нет ни одной команды, которая бы мне никогда не звонила», добавляет Бергамо.

Ошибки Родомонти в пользу Интера против Ювентуса. "Не ошибайтесь в пользу Ювентуса", сказал Карраро. Бергамо: "На меня было очень большое давление, это было моей задачей номер один. Арбитры никогда ничего не знали обо всех этих делах". Бергамо позвонил Родомонти и сказал: "Я жду, что ты нигде не ошибешься. Между этими двумя командами разница в 15 очков. Если будут сомнения, поверь мне, подумай о том, кто стоит сзади". Тольдо совершил фол на красную карточку, но его не удалили, Юве выигрывала 2-0, но матч закончился со счетом 2-2.

Галлиани и встреча с Коллиной. Леонардо Меани (руководитель Интера в те годы, которого сначала обвинили, а потом "спасли" из-за срока давности преступления) говорит Пьерлуиджи Коллине, что Адриано Галлиани (президент Лиги в те годы и по совместительству президент Милана) организовал тайную встречу. Ее предлагалось провести в ресторане, который принадлежит Меани, после закрытия, чтобы можно было тихо заехать во двор и никто не заметил. Меани в программе добавил: "Это не было аномальной встречей, так как Галлиани, к сожалению или к счастью, имел дополнительную роль в качестве президента Лиги". Тем не менее Коллина в перехваченном разговоре пошутил, что так-то они с Галлиани внешне довольно заметные ребята, поэтому нужно быть осторожными.

Звонок Меани Папаресте: "Твое досье в руках Летты", говорит Меани Папаресте, которого неоднократно обвиняли в фаворитизме Милану. Меани также рассказал в программе Report следующее: "Арбитры тогда получали 5 тыс. евро за матч. Если они не делали так, как им говорили, их отстраняли на 6 матчей. Так-то это 30 тысяч".

Даже министр внутренних дел просил о помощи. Министр просил арбитров помочь своей любимой команде Сассари Торрес.

Перехват разговора между Де Сантисом и Меани просле матча Интер-Ювентус. Интер выиграл 1-0, Ювентус пожаловался на судейство и отказался общаться с прессой. Судья матча Де Сантис, которого считали правой рукой Моджи, позвонил Меани, восхваляя сам свое управление матчем: «Я заставил Ювентус объявить молчание в прессе, ты представляешь? Ни у кого никогда этого не получалось за всю историю футбола». Позже Меани в разговоре с журналистом: «Говорят, что с Де Сантисом Интер не выигрывает? Этим из Интера стоит проснуться. Видишь разницу, когда играли Юве-Милан, Де Сантиса у меня не было и в помине. Я взял телефон и сказал: если у нас есть Де Сантис, можем стрелять из пушек Навароне».

Сын Джанчинто Факкетти: "Мой отец никогда не просил об одолжениях арбитров".

Перехват разговора 11 мая 2005 перед полуфиналом Кубка Италии между Кальяри и Интером говорит нам об обратном. Факкетти: "Я посмотрел результаты игр Бертини. 4 победы, 4 ничьи, 4 поражения". Бергамо: "Черт возьми, сделаем 5,4,4... да, побед конечно же". Факкетти: "Скажи ему, что завтрашний день решающий". Бергамо: "Он умный парень, уже понял, как нужно ходить. Для этого понадобилось время, но..." Факкетти: (смеется) Бергамо: "Лучше поздно, чем никогда". Позже Бертини подтвердил, что Факкетти приходил к нему в судейскую раздевалку.

Перехват Факкетти. "Вы отправили ложный сертификат (мед.справку, прим.) по Андреоли", заявил Маццини, вице-президент Figc. Факкетти: "Да ну, это какая-то нелепая ошибка... Он был нужен Манчини". "Нужно иметь немного приличия", ответил Маццокки.

Перехваты звонков по Фиорентине. Как рассказывается, Фиорентина давила на судей, отчаянно желая сохранить свое место на следующий сезон в Серии А. Франко Карраро: "Дондарини на матч Кьево-Фиорентина?" Бергамо: "Это тот, который двойное удаление в прошлом матче Фиорентины сделал". Карраро: "Ладно, он же выучил урок после прошлого раза, да?" Матч с Кьево закончился 1-2 в пользу Фиорентины, где арбитр не поставил пенальти в пользу хозяев встречи.

Перехваты звонков по Лацио. И снова Карраро: "В воскресенье они играют в Милане, это будет объективно тяжелый матч для них, им нужно помочь". Бергамо: "Конечно, все компенсируем". Карраро в передаче объясняет: "Лацио тогда пережила серию несправедливых решений, играют в Риме, а им отказывают в очевидном пенальти. Я сказал Бергамо "пожалуйста, будьте осторожны"

Карраро, перехват звонка насчет Родомонти. В одном разговоре с Бергамо: "Я говорю, если бы судил Коллина, не было бы никаких проблем, потому что, если ошибается Коллина, никто ничего не скажет. У Родомонти нет подобной репутации... ради всего святого, если судить будет Родомонти и ошибется против Интера, будет полный бардак".

История Кальчополи заставляет другими глазами посмотреть на спорт, который мы так любим. В те годы результат решался не на поле, а в кулуарах. Ну, и по телефону, о чем все участники явно очень жалели после выхода наружу всех записей.

Сейчас действующие лица программы спокойно (кто-то даже смеяться умудрялся) говорят о тех временах, когда их насиженные кресла полыхали под ними сильнее адского пламени. Кто-то свое наказание получил, кто-то сумел увильнуть, кто-то наконец может расслабиться из-за истечения срока давности преступлений.

Сегодня все новостные издания Италии, подуставшие за годы от этой темы, просто пересказали (кто-то кратко, кто-то более объемно) суть вчерашней трансляции. Но огромных и ярких заголовков никто не увидел. И наверное уже не увидит. Кальчополи давно в прошлом, а итальянцы (конечно, если это не в их прямых интересах) не любят копаться в собственном неприглядном прошлом.

Но факт остается фактом, договорные матчи были. И каждый раз, когда очередной судья принимает очень спорное и максимально нелогичное решение, в голову закрадывается такая ненавистная мысль: а не возвращаемся ли мы в 2004-2006 годы?