6 мин.

«Я сожалею, что Яп Стам ушёл. Его продажа была большой ошибкой». За что Фергюсон убрал праймового голландца из «МЮ»?

У блога есть топовый телеграм-канал, на который нужно подписаться. Там регулярно выходят качественные посты: культовые историй, статистика, разборы и прочее. Добро пожаловать!

Сезон-2001/02 стартовал с шоковой новости: «Манчестер Юнайтед» продал Япа Стама в «Лацио» за 25,75 миллионов евро. Внезапным это известие стало и для голландца, который только оправился от травмы ахилла и готовился провести очередной мощный сезон. 

«Все, что я могу сказать, это то, что я не хотел уходить. Это такой же шок для меня, как и для всех. Я полностью ошеломлен, потому что в начале года подписал новый пятилетний контракт», — признался футболист. 

Стам перебрался в «Юнайтед» в 1998-м из «ПСВ» за 11 миллионов фунтов и стал самым дорогим защитником и самым дорогим голландским футболистом в истории. Три года в Манчестере получились сверхуспешными: три чемпионата, Кубок Англии, Лига чемпионов и Межконтинентальный Кубок (упразднили в 2004-м).

Спустя семь лет Алекс Фергюсон признал, что продажа Япа Стама ― главная ошибка в его карьере: 

«Я сожалею, что Яп Стам ушёл. Его продажа была моей большой ошибкой. Яп был очень популярен среди болельщиков, но тренеры иногда принимают ошибочные решения.

Я восхищался скоростью Стама, его невероятной силой и умением чисто отобрать мяч. К тому же он обладал стойким характером. Стам служил примером для остальных. Мне никогда не доводилось встречать защитников лучше, чем он».   

Так почему же «Ман Юнайтед» продал Япа Стама? Есть две версии

Яп Стам написал скандальную автобиографию, в которой рассказал лишнее: братья Невиллы занимаются любовью друг с другом, а Фергюсон вел переговоры за спиной «ПСВ»

Летом 2001-го, за несколько месяцев до сенсационного трансфера, Стам написал автобиографию «Лицом к лицу» ― рассказ о манчестерском периоде карьеры. Защитник решил прилично заработать на книге, поэтому продал права газете «Миррор» (Фергюсон ненавидел это издание), которая публиковала ее по частям с собственными заголовками.  

«Когда газета покупает права на публикацию книги, она может ставить свои заголовки ― это больше всего напрягало меня. Я попросил «Миррор» скидывать их заранее, но они игнорировали меня. Это полностью перебило мой сон: было интересно, что будет в газете на следующий день».

В основном книга рассказывала о положительных сторонах «МЮ», но было несколько странных моментов. Так Стам предположил, что братья Невиллы занимаются любовью друг с другом. Гари и Фил не обиделись, посчитав это простой невинной шуткой.

«Это не совсем автобиография, — рассказывал Стам. — Книга на самом деле о том, как функционировала наша команда. Я хотел предоставить информацию из первых уст о нашей жизни в «Юнайтед», понимаете? Как мы разговаривали друг с другом, как мы критиковали друг друга.

Мы все были очень резкие и саркастичные. Но это ни в коем случае не значит, что я не любил ребят. Мне очень нравились братья Невиллы».

Но хедлайнером книги стала детальная история про трансфер Стама в «Юнайтед»: Фергюсон вел переговоры с голландцем в обход «ПСВ», что запрещено (может повлечь санкции). Этот факт моментально разлетелся по СМИ с провокационными заголовками. Фергюсон был в бешенстве.

Уже через пару дней после публикации скандальной главы, когда Спам возвращался домой после тренировки, ему позвонил агент и сообщил о трансфере в «Лацио». Вслед за агентом голландцу набрал Фергюсон. 

«Сразу же перезвонил Фергюсон, спросил: «Ты сейчас где?» Я ответил: «Стою на заправке». Он подъехал. Я подождал, Фергюсон залез ко мне в машину. Он хотел мне все сказать лично, объяснить, каково положение дел. Тренер поделился со мной мыслями на этот счет, сказав, что у них было крупное предложение, а он сам хотел играть с кем-то другим».  

Так была поставлена точка в отношениях Стама и Фергюсона, который несколько раз повторял, что книга не имела никакого отношения к трансферу. Однако общественность думал иначе.

По альтернативной версии, Стама отправили в Италию из-за финансовых проблем «Юнайтед»  

Летом 2001-го, когда «Ман Юнайтед» готовился к предсезонке, голландец и еще несколько старших игроков пришли на встречу с руководством клуба, где им рассказали о финансовых проблемах. Решение нашли сразу: нужно продавать минимум одного футболиста, чтобы исправить ситуацию. 

«В каждом клубе есть три-четыре игрока, которые периодически говорят с руководством и тренерским штабом от лица всей команды. Я как раз входил в их число. 

Встреча получилась напряженной, потому что нам рассказали о финансовых проблемах. «Кого-то из игроков нужно продать, ―кто-то из руководства сказал прямо, — чтобы привести в порядок финансовое состояние». Конкретных имен никто не упоминал. 

В конце концов, кого-нибудь необходимо было продать, но только в случае конкретного предложения. Я провел в «МЮ» уже три сезона, даже чуть больше, и выиграл с этим клубом все возможное. За меня предложили серьезные деньги, поэтому выбор был очевиден», ― резюмирует ситуацию Яп Стам. 

Позже это подтвердил и Фергюсон: «Я продал Стама в «Лацио», чтобы выручить большую сумму денег, а не из-за его книги, в которой он описал всю подноготную нашего клуба. Как тренер, я должен был также следить за бюджетом клуба, который тогда был главной заботой клуба. Римляне предложили нам много денег, от которых нельзя отказываться».  

Пресса активно обсасывала трансфер и выдвигала различные теории. Одна из таких: Стам сам захотел в «Лацио», который предложил жирную зарплату. Месседж был следующим: к 30 годам он должен начинать думать о том, как ему заработать на жизнь, которая начнется после завершения футбольной карьеры.

Логичный заход журналистов. Плюс в финансовые проблемы «Юнайтед» верится с трудом: клуб легко удовлетворял все трансферные запросы Ферги. Сезон-2001/02 не стал исключением: «Ман Юнайтед» заплатил за новичков 86 миллионов евро, что стало рекордом клуба по тратам за один сезон. 

За два лета «Юнайтед» дважды устанавливал трансферный рекорд Англии: в 2001-м выписал из «Лацио» Хуана Себастьяна Верона (43 миллиона евро), а уже следующим летом подписал из «Лидса» Рио Фердинанда (46 миллионов). 

Параллельно сэру Алексу привезли Руда ван Нистелроя (28,5 миллионов), Диего Форлана (11 миллионов), Роя Кэрролла (3 миллиона), Рикардо (2,2 миллиона), парочку трансферов до 1 миллиона евро и целую пачку свободных агентов, включая Лорана Блана. 

Клуб, который испытывает серьезные проблемы с финансами, не смог бы ежегодно бить трансферные рекорды. Поэтому в эту версию верится с трудом.