6 мин.

Статистика потерь женского одиночного катания: прав ли Филип Херш?

 

Как известно, недавно известный журналист Филип Херш (Philip Hersh) опубликовал статью, в которой утверждается, что отстранение российских спортсменов от участия в международных соревнованиях привело к заметному снижению уровня женского фигурного катания. В качестве обоснования для этого тезиса он использовал действительно удручающую статистику исполнения элементов ультра-си (то есть тройных акселей и четверных прыжков) за последнее время. Но у этой аргументации есть как минимум два серьезных изъяна: во-первых, в российских турнирах количество элементов ультра-си в последнее время также резко сократилось, а во-вторых, множество других журналистов, а также обычных болельщиков до сих пор склонны рассуждать о том, что женщины способны исполнять четверные прыжки лишь благодаря допингу и только в возрасте, не превышающем 16 лет.

Кроме того, есть и такие люди, которые буквально счастливы, что богопротивных квадов больше нет, и теперь можно, наконец, насладиться «зрелым женским катанием». В общем, реакция на статью Херша, по крайней мере на таком известном своей любовью к России сайте, как Reddit, была резко негативной. Но какова же ситуация в международном женском фигурном катании в реальности? Ответить на этот вопрос я попытаюсь при помощи статистики – но совсем не той, которую опирался Херш. Вместо этого я использую информацию, зафиксированную в протоколах серий Гран-При 2021, 2022 и 2023 годов.

Сразу же нужно отметить, что количество баллов, полученных победителями того или иного турнира – это плохой ориентир даже в том случае, когда речь идет о сравнении соревнований, проведенных в одном сезоне. Если же сезоны разные, да еще и правила год от года менялись, то счёт на табло становится еще менее информативным. Поэтому я решил использовать совсем иной критерий – им станет выраженная в процентах «успешность», то есть соотношение количества успешно выполненных элементов и общего количества попыток.

Нужно сразу же определить, что такое неуспешное исполнение. Я буду считать неуспешно исполненным элемент, для которого выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  1. Судьи снизили базовую стоимость элемента.

  2. Значение GOE отрицательное.

  3. Вместо запланированного элемента фигурист исполнил другой, более простой (например, 1A вместо 2A, 2Lz вместо 3Lz и т.п.)

В соответствии с этой несложной системой, четверной флип Александры Трусовой, исполненный на Олимпиаде-2022, будет считаться успешно выполненным элементом, несмотря даже на то, что судьи отметили на этом прыжке неясное ребро. Причина проста: базовая стоимость квада не снижена, а значение GOE положительное. В то же время каскад Каори Сакамото 1Lz+3T, продемонстрированный на последнем чемпионате мира – это неуспешно исполненный элемент, несмотря на положительное значение GOE, поскольку запланирована-то была комбинация 3Lz+3T.  

Покончив с определениями, можно перейти, наконец, к сравнению серий Гран-При 2021, 2022 и 2023 годов. И начну я с сольных тройных прыжков – в конце концов, даже самый фанатичный любитель «зрелого женского катания» вряд ли будет отрицать то, что такие элементы необходимы современным фигуристкам как в короткой, так и в произвольной программах. Соответствующая статистика за 2021 год выглядит так:

Таблица 1. Тройные прыжки в 2021 году

 

 

Для каждого вида тройных прыжков здесь указано количество попыток на каждом из этапов Гран-При, а число в скобках – это количество успешных попыток. Если же отказаться от разделения по видам и этапам, то получится, что в 2021 году было выполнено 252 тройных прыжка, успешными из них оказались 164, что составило 65,08%.

Аналогичная статистика для шести этапов Гран-При, прошедших осенью 2022 года, выглядит так:

Таблица 2. Тройные прыжки в 2022 году

 

Всего в 2022 году было выполнено 289 тройных прыжков, из которых 148 оказались успешными, что составило 51,21%.

Таким образом, успешность исполнения тройных прыжков в 2022 году резко снизилась. Улучшились показатели только по тройному тулупу, но это обусловлено крайне незначительным количеством попыток исполнения таких прыжков в 2021 году. К тому же 3Т – самый простой элемент из всех, и уже одно то, что в 2022 году его стали исполнять чаще, вряд ли можно назвать признаком благополучия.

Теперь стоит взглянуть на статистику 2023 года:

Таблица 3. Тройные прыжки в 2023 году

 

Всего в 2023 году на шести этапах Гран-При ISU было выполнено 288 тройных прыжков, из которых 147 оказались успешными, что составило 50,69%.

Предварительные выводы, которые можно сделать, исходя из этой информации, таковы:

  1. Успешность исполнения сольных тройных прыжков на турнирах серии Гран-При после отстранения российских фигуристок резко снизилась.

  2. «Средняя температура по больнице» (то есть общая успешность всех тройных прыжков) в 2022-м и 2023 году осталась практически одинаковой.

  3. Успешность исполнения наиболее ценных прыжков (тройного лутца и тройного флипа) в 2023 году заметно повысилась по сравнению с 2022 годом, но до показателей 2021 года всё еще далеко.

Интересно, что наиболее «благополучным» этапом в 2023 году стал третий по счету – Гран-При Франции – пожалуй, самый скучный для просмотра турнир из шести, несмотря даже на успешно приземленный четверной тулуп (да, я знаю про недокрут, но судьи этого не зафиксировали). Во многом благодаря французскому этапу статистика по тройному флипу в 2023 году значительно улучшилась. Можно ли считать это какой-то случайной флуктуацией – вопрос спорный, разумеется. Достаточно странным выглядит общее снижение успешности исполнения тройных риттбергеров (3Lo).

Для полноты картины можно разделить статистику исполнения тройных прыжков в 2021 году на две части – «российскую» и «не российскую». Выглядит это так:

Таблица 4. Тройные прыжки, исполненные российскими фигуристками в 2021 году

Всего российские фигуристки в рамках Гран-При 2021 года исполнили 46 тройных прыжков, из которых 41 оказались успешными, что составило 89,13%.

 

Таблица 5. Тройные прыжки, исполненные остальными фигуристками в 2021 году:

Всего фигуристки из «сборной остального мира» выполнили в 2021 году 206 тройных прыжков, из которых 123 стали успешными, что составило 59,71%.

Данные таблиц 4 и 5 позволяют в первую очередь сделать простой вывод о том, что превосходство российских фигуристок над соперницами из других стран было обусловлено вовсе не одними только элементами ультра-си. Но это то, что лежит на поверхности. Более интересно другое – при сравнении этих данных с информацией из таблицы 2 хорошо заметно, что фигуристки «остального мира» в 2022 году выступили намного хуже, чем в 2021-м. Причем проседание успешности по тройному флипу оказалось более заметным, чем по тройному лутцу, что несколько неожиданно.

В 2023 году ситуация улучшилась, и показатели успешности по 3Lz вплотную приблизились к результатам двухлетней давности (без учета российских фигуристок). Но значительное отставание по 3F всё ещё сохраняется, а падение успешности исполнения 3Lo и 3S стало устойчивым явлением.

 

Глядя на все эти результаты, уже хочется произнести слово «деградация». Но, как любят говорить многие любители «зрелого женского», фигурное катание – это не только прыжки. И я согласен с этим тезисом. Действительно, фигурное катание – это еще и комбинации прыжков, а именно каскады и секвенции. Но текст и так получился слишком большим, и потому эту информацию я оставлю до следующего раза, как и окончательные выводы.