8 мин.

Марко Фассоне: «Как я изменил «Милан» за 100 дней. И это еще не предел, не хватает вишенки на торте!»

Большое интервью генерального директора «Милана» Марко Фассоне для La Gazzetta dello Sport

Один из показателей, который оценивает проделанную в клубе работу, это степень удовлетворения. Новый «Милан», или лучше сказать, новое управление клубом, нравится абсолютно всем: от миноритарных акционеров, которые в прошлом часто выступали с критикой правления Берлускони, до ультрас, охватывая, конечно, и всех остальных «простых» болельщиков клуба. Социальные сети дрожат от аплодисментов. Градус эмоций зашкаливает. Скептицизм, который сопровождал рождение нового проекта, растаял в дымке.

Сегодня Марко Фассоне празднует ровно 100 дней с начала правления, 100 решающих дней, которые характерны для подведения итогов в политике. Именно в этот срок обычно удается оценить, будет ли новый курс успешным или его ждет провал. С 13 апреля 2017 года, когда была поставлена подпись, давшая начало «китайскому Милану», прошло чуть более 3 месяцев. Но в эти месяцы произошло абсолютно всё и даже больше, чем всё.

Вопросительные знаки превратились в восклицательные, клуб вернулся в европейские соревнования, впервые за последние три года тренер «Милана» начинает свой второй сезон у руля, а уж о трансферном рынке говорить излишне: бум, фейерверк, чудовищная по размеру цифра, выделенная новыми боссами. А ведь еще даже не наступил август!

- Марко Фассоне, можно ли утверждать, что вы выдержали стодневное испытание? (неизбежная улыбка)

«Да, я бы сказал, что да. Новый курс развития клуба стартовал, и есть ощущение глобальных изменений по всем фронтам. Приведу в пример изменение управленческое, а не спортивное: на следующей неделе вступит в должность новый финансовый директор, и с его приходом высшее управленческое звено будет полностью укомплектовано. А это не так уж легко было сделать за 100 дней. На самом деле я чувствую легкую усталость, ведь приходится работать ежедневно по 20 часов в сутки. Но эти сто дней пролетели как один, и я очень доволен. Нам удалось сделать все, что мы запланировали, и даже чуточку больше».

- Был такой момент перед «клоузингом», когда вы боялись, что все сорвется?

«Да, в первые два дня, после того, как сорвалась очередная подпись в марте. Но в итоге все получилось».

- Поговорим о фонде «Эллиотт». Что вы ответите тем злопыхателям, которые предрекают, что клуб в конце концов окажется в руках дебиторов?

«Все просто: с их стороны предусмотрены проверки счетов клуба, которые начнутся с ноября и будут проходить каждые два месяца. Конечно, риск дефолта всегда имеется, но я нахожу его вероятность слишком гипотетической. Тот долг, что мы имеем перед «Эллиоттом», можно очень легко покрыть».

- В этом отношении спокоен и президент Ли?

«Естественно. Ни в одном другом клубе, где мне раньше приходилось работать, я не видел такой последовательности в увеличении капитала. Это означает, что владелец настолько уверен в своем детище, что хочет его рекапитализировать. Это вливания, которые служат кислородом для кассы клуба. Собрание акционеров одобрило долгосрочное увеличение капитала, и это успокаивает и нас, менеджеров, и болельщиков».

- Каков из себя президент Ли?

«Президент и его правая рука Хан Ли понимают управление клубом, как большую управленческую семью. Они не видят в нас наемников, для них мы люди, которые «женаты» на этом проекте, верят в него. Они дают нам почувствовать себя одними из них».

- Признайтесь честно, деньги на трансферы еще остались?

«Скажем так, мы еще чуточку, а может даже и не чуточку, пошумим на рынке, все зависит от проданных игроков. К тому же сейчас у нас нет спешки. У нас уже в распоряжении отличная команда, не хватает только вишенки на торте. В любом случае еще будет уровневая покупка, топ-игрок. Но на данный момент мы все покупки осуществляли по разумным ценам».

- Вы просто с ума сводите болельщиков.

«Я хочу подчеркнуть нашу новую стратегию: мы выбрали путь открытого общения с людьми через соцсети в реальном времени. Сначала это было встречено со скептицизмом, сейчас я вижу эйфорию и получаю в ответ страсть и любовь. Хотите цифры? В первые четыре дня с начала продажи абонементов их уже было продано пять тысяч».

- Но выручка от абонементов – это только часть доходов. Что вы ожидаете от коммерческой деятельности в Китае?

«Турне, подобные этому, запускают волну, имею долговременный эффект для людей, который длится на протяжении всего года. Необходимо планировать подобные турне и в далеко расположенных странах, где большое количество потенциальных болельщиков. Проект «Milan China», наша дочка, стартует в самое ближайшее время».

- Это хорошо, но мы так и не услышали от вас цифр.

«В нашем пятилетнем плане мы заложили увеличение оборотов с нынешних 200 миллионов в год до цифры между 400 и 500. За исключением стадиона, здесь все: доходы от Лиги Чемпионов, продажи прав на телетрансляции, выручка от коммерческой деятельности в Китае. Скажем так, в 2022 году, если мы говорим о целях, было бы хорошо, чтобы «Милан» занял место в пятерке топ-клубов мира. Кроме того, запускается так же спонсорская машина: на следующей неделе мы объявим о начале сотрудничества со спонсором высшей категории. Сейчас мировые компании с огромным интересом следят за нашей работой. Так же один из самых вероятных сценариев, что в 2018-19 гг. мы выйдем на азиатский рынок ценных бумаг».

- Тем временем отчет по финансовому фейр-плей был отложен на осень.

«И мы благодарны за это УЕФА. Мы предоставили другие планы, осенью мы гарантируем, что презентуем конкретные вещи, а не только проекты. Соглашение о фейр-плей даст нам год на свободные действия».

- Вы упомянули о стадионе, на каком этапе находится сейчас вопрос?

«Необходимо прийти к соглашению трех сторон: нас, «Интера» и муниципалитета. В начале августа мы планируем встречу по стадиону, но мы пока еще не решили, какой из путей мы выберем: останемся ли на «Сан-Сиро» или будем строить свой собственный стадион. На данный момент для нас одинаково возможны оба сценария. Совершенно точно, что к концу сезона мы уже хотим иметь готовый проект и понимать, кто и что будет делать».

- Давайте перейдем к спортивной составляющей: какого результата вы ждете на поле? Будете бороться за Скудетто?

«Как человек, представляющий «Милан», я обязан делать ставку только на Скудетто, но как менеджер, не хотел бы напрасно обнадеживать. В первый год, размышляя рационально, завоевать титул практически невозможно. Но в футболе иррациональные вещи – это его неделимая часть, поэтому я оставляю открытыми двери для любой возможности».

- Монтелла для вас всегда был правильным человеком на позиции тренера?

«Из нашего внимания не выпало, что он обладает потрясающим качеством: он умеет передать спокойствие и умиротворение на все окружение. Мы выбрали вместе с ним эту стратегию по революционному рынку: но могли бы так же пойти более осторожным путем с количеством покупок».

- Вы с Мирабелли намотали сотни километров по миру. Расскажите нам о поездке, которая оказалась самой приятной.

«Та, что была по Андре Силве. Настоящий блитц! Мы прибыли на «Опорто» вечером и еще до ужина закрыли сделку. Но бывали у нас и отказы, из-за цены и из-за того, что «клоузинг» еще не был осуществлен».

- Могу представить! В то время вы были чем-то вроде «теневого «Милана».

«Парочка игроков не перешла в «Милан» как раз по причине того, что в марте «клоузинг» сорвался. Один из них был Сеад Колашинац. Тогда порой даже руки опускались, но мы с Мирабелли продолжали работать. Он вообще просмотрел, наверное, миллион матчей».

- И был атакован Мино Райолой.

«Если нам удалось переподписать контракт Джиджо, то это только благодаря Мирабелли. Он затронул правильные рычаги и убедил парня в нашем проекте. А то, что я говорил, что мы были в постоянном напряжении в те дни, это касалось только адекватного вознаграждения агенту».

- Правду говорят, что «Ювентус» на вас обиделся за Бонуччи?

«Не чувствую такого. У нас хорошие отношения, и потом, сделку совершают всегда обе стороны. С Мароттой мы пришли к соглашению практически при первой встрече. Все благодаря Монтелле, потому что я был скептически настроен, Мирабелли колебался, но тренер нас буквально заставил».

- Кажется, что и «Торино», и «Боруссия» тоже не совсем довольны.

«Мне жаль, если это действительно так. Я не хотел, чтобы мои слова были восприняты так, будто я перехожу границы дозволенного. И потом, я же не один раз разговаривал по этим игрокам непосредственно с их клубами!»

- Белотти, Калинич, и может быть снова Обамеянг: мы никого не забыли?

«Быть может, существует и другая фигура: Мистер Х».

- Признайтесь откровенно: повеселились вволю?

«Уверен, это самый удивительный и интересный сезон за всю мою карьеру. Дьявол украл мою душу, я чувствую себя миланистом до мозга костей».

- Добавим еще один ноль к цифре 100. Тысяча дней – это приблизительно два с половиной года. Что там впереди?

«Гимн Лиги Чемпионов. А еще закончится срок обкатки состава, поэтому вижу, что мы начнем бороться за трофеи, за чемпионство. В то же время я вижу рост и экономическую стабильность. Сезон 2019-20 это «break even», точка безубыточности. С последующего за ним сезона мы уже планируем получать небольшие дивиденды».