6 мин.

Contro il calcio moderno

В предновогоднем выпуске «Футбольного клуба» Дмитрий Федоров сотоварищи заглянули в ближайшее будущее нашей любимой игры и увидели картину, до смешного абсурдную и страшную одновременно. Прямо как в фильме «Бразилия» Терри Гиллиама. Скажете, а «Рома» тут при чем? Во-первых, в начале 70-х с Commando Ultra Curva Sud началось организованное боление на стадионе в том виде, каком, к счастью, дожило до наших дней – с флагами, баннерами, барабанами, пением и громким скандированием. Во-вторых, римские ультрас одними из первых почувствовали ветер футбольных перемен, пахнущий большими деньгами и призывно искрящийся телевизионными экранами. Они уже заглядывали в будущее, которое наступит завтра. И не могли молчать, ибо Конфуций говорил: «Знать, что нечто является справедливым и не делать этого - трусость».

“В 2010-м меня пригласили на футбольный матч. Стадион был полон, и я занял свое место на трибуне. Это был новый стадион, все зрители сидели строго на своих местах. Nessun colore, nessun calore*. Только гул был дозволителен внутри безукоризненного по своей форме строения, невероятного, выхолощенного. Матч только начался, и команда гостей повела в счете под робкие аплодисменты: ни радости, ни боли, ни тоски, ни изумления. Вдруг, на трибуне стадиона, освещенной солнцем, началось движение, странное поведение давно минувших дней. Десятки, сотни, тысячи объединились вместе. Та часть стадиона окрасилась в цвета, огромное полотно покрыло трибуну. Волнение стало непрерывным и ритмичным. Внутри меня поднималось горячее и сладкое воспоминание: "Они еще достаточно свободны, чтобы летать во сне".

Лицом современного футбола, примером для подражания принято считать АПЛ, организацию, продвигающую в Старом Свете заокеанскую методу подачи большого спорта, в первую очередь как продукта, товара всенародного потребления. Не стоит удивляться, что старые добрые времена первыми покинули Туманный Альбион. Ник Хорнби, писатель и болельщик «Арсенала» в «Футбольной лихорадке» пишет о формировании нового типа болельщика, безликого и нешумного потребителя, готового изрядно раскошелиться, но не терпящего поражений, с легкостью покидающего трибуну еще до окончания матча.

К 2001 году хорнбиевский болельщицкий пафос притупился. Стало очевидно, что футбол, который он любил, потерян навсегда. В интервью Der Spiegel отчаявшийся Ник признал поражение: "Отношения между клубами и фанами закончились. Команды меняются из года в год. Ты никогда не узнаешь до какого времени игрок будет в твоей команде. Болельщик - всего лишь зритель, теперь он не выполняет той роли, которую заслуживает. Современный футбол может в двадцать раз быть лучше по качеству, но в нем больше развлекухи, нежели честолюбия. Поход на футбол - что поход в кино. А что говорить о Лиге чемпионов? Ее создали для зарабатвания денег. Лига чемпионов в ее нынешнем виде - это попытка лавировать между демократичностью и производством денег. Если бы в УЕФА были честны, то они должны были признать, что им нужны по пять лучших команд Италии, Англии и Испании да еще тройка из Германии, а в остальном нет никакого интереса. Возможно, однажды так все и произойдет".

Ультрас «Ромы» капитулировать перед лицом алчного врага отказались и призвали последовать своему примеру все адекватные группировки болельщиков по всему миру.

CONTRO IL CALCIO MODERNO

Всем футбольным болельщикам пора понять, что задумали ФИФА, УЕФА, телевизионные корпорации вместе с национальными лигами. Цель главарей от футбола - европейский клубный чемпионат, в котором будут участвовать только лучшие команды каждой страны. Это гарантировало бы боссам огромную прибыль за счет продажи телевизионных прав и аншлагов на стадионах, ведь в больших городах sold-out будет обеспечен. Очевидно, малые команды принесены в жертву: у них нет телевизионной аудитории и переполненных стадионов.

 

Ясно, что борьба развертывается между телевизионной аудиторией (основная часть потребителей), обреченной расти, и теми, кто постоянно ходит на стадион (незначительная часть). Количество последних должно сократиться до максимально возможных размеров. Через несколько лет зеленый футбольный газон будет заключен в обертку из рекламных щитов, а баннеры и ленты запретят, потому что они могут перекрыть потребителю доступ к сообщениям спонсоров (взгляните на стадион «Аякса»). Они не пожалеют и тысяч людей, которые будут управлять фанами, запрещая большие флаги, огни, дым, ленты, баннеры и т.д. и т.п. А масс-медиа им помогут.

И через несколько лет футболки наших команд (да, футболки, последнее, что у нас осталось) будут забиты спонсорскими логотипами как болиды Формулы-1. Будущее предопределено, и оно принадлежит обузданному фанату. У ультрас больше нет своего дома. По директиве УЕФА все болельщики должны сидеть смирно. Шишки не хотят видеть активной поддержки, им подавай поведение, подходящее для театра или кино. Эти люди не понимают, что для нас наши команды - это вера, а их символы - на наших руках, а футболки, для таких как мы, представляют наши города. Все фанатские трибуны мира должны объединиться (всего лишь раз) в единой борьбе против фабрики футбола.

Для начала поставьте подпись в конце манифеста.

МАНИФЕСТ

Настоящие болельщики должны поддержать эти пункты.

1) покупка-продажа игроков только в межсезонье.

2) свобода выражения радости после забитого гола

3) все игры турнира должны играться в один день, в один и тот же час

4) лимит на легионеров, они занимают места молодых местных игроков

5) годичная дисквалификация для игрока, который имея действующий контракт, пытается покинуть команду по той причине, что ему предложили больше денег.

6) невозможно, чтобы президент одной команды был крупнейшим акционером другой; равно и председатель/владелец клуба не может быть спонсором другой команды.

7) восстановление старого формата Кубка европейских чемпионов, абсурдно, что победителем Лиги чемпионов может стать команда, которая никогда не была чемпионом.

8) номера футболок игроков, выходящих на поле - от 1 до 11.

9) запрещать клубам реализовывать билеты на выездные матчи исключительно через турагенства.

10) каждый сезон сохранять традиционные цвета клуба на футболках

11) никаких имен на футболках

Ультрас также должны:

1) отказаться от любых контактов и помощи со стороны клубов

2) отказаться от любой помощи со стороны полиции, полиция должна контролировать, а не помогать.

3) иметь несколько различных группировок на трибуне

4) добираться на выезды своим собственным путем

5) сотрудничать с ультрас других команд в борьбе против ТВ-продукта

6) подрывать каждое ограничение, наложенное властью. Например, боссы говорят: "Вам запрещено появляться на этом выезде". Тогда ультрас должны любыми путями добраться до места проведения игры.

P.S.

И вот, искомый 2010-й на носу. Ни один из пунктов манифеста не реализовался на практике, да и вряд ли это могло случиться, честно говоря. Довольно резво начавшись, кампания против современного футбола постепенно сбавила обороты. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что «большие» клубы сожрали свои самые буйные активы, а на царствование пришел отмодерированный болельщик, поэтому централизованного, по настоящему организованного сопротивления не получилось. От того поддержали манифест в основном тиффози клубов малого и среднего достатка, группировки больших клубов из Восточной Европы (Греции, Болгарии, Турции), да несколько клубов с именем вроде мадридского «Атлетико» или дортмундской «Боруссии». Ни под каким соусом не могли поставить подпись под «желто-красной» инициативой ультрас «Лацио», «Интера» и «Ювентуса», хотя очевидно, что среди них многие придерживаются принципов contro il calico moderno. И само собой в Англии не нашлось ни одного соратника (кроме влачившего на момент подписания жалкое существование «Ноттингем Форест»).

Любопытно, с какими положениями манифеста вы согласны, а с какими нет. Или поделитесь своими мыслми и предложениями. Нужно ли бороться с il calico moderno или нет, и почему?

P.P.S.

Совсем забыл… С новым годом! Счастья, любви и побед!