12 мин.

Обзор китайского этапа гран-при: ожидаемое и неожиданное

Пользуясь случаем, передаю привет оператору китайского этапа, который снимал прокаты в стиле "смотрите все, у меня есть квадрокоптер!" Не надо так.

 

Женское одиночное. Блокбастер

Женский состав китайской капы сам по себе работал как трейлер к очень крутому кино. В отсутствие Медведевой и Осмонд оказаться на высшей ступени пьедестала, равно как и занять другие ступени, могла почти любая из заявленных участниц. Ну ладно, здравым смыслом сузим границы до семи кандидаток - Туктамышева, Загитова, Радионова, Дэйлман, Хигучи, Михара, Хонда. Невероятно интересно.

Марин Хонда катается так, как лепестки сакуры падают на воду озера Кавагути. Этим можно любоваться бесконечно.

Вакабой Хигучи я прониклась еще с российского этапа. По тв-картинке Вакаба выглядит менее впечатляющей, чем вживую, но судьи-то смотрят вживую. Если она обретет стабильность, победить ее на международной арене будет очень сложно.

В целом китайский этап показал, что если даже Сатоко Мияхара не успеет восстановиться к Олимпиаде, сборная Японии не будет слишком обескровленной. Там такая смена подрастает, что ой.

Вы знаете, что мне симпатичны все девочки, катающиеся за сборную России. Но положа руку на сердце, из тройки участниц этого этапа, да и из всей остальной сборной, ближе всего мне Лиза Туктамышева. Хотя бы потому, что люблю я ее на 7 лет дольше, чем ту же Алину Загитову. 

Лиза тоже была юной и бесстрашной (каково писать это о девушке, которой всего 21 год?), Лиза знает цену победам и поражениям, Лиза знает вкус горечи от упущенной домашней Олимпиады и вкус восторга от выигранного с грохотом послеолимпийского сезона. Такие бойцы - на вес золота.

 

В Китае Лизе наконец-то удались два практически безошибочных проката, и это с учётом тройного акселя в ПП (хоть и без выезда, но все же). И при всем этом Лиза не набрала даже итоговые 200 баллов и заняла место в глубине турнирной таблицы. Наверное, можно сказать, что дорога ложка к обеду, и что Лизе стоило бы собрать себя пораньше, чтобы Федерация понимала, что на нее можно расчитывать. Потому что по оценкам за компоненты есть ощущение, что пока Лиза выходила из дома в магазин за годной формой, на входной двери поменяли замок. И войти обратно ей никак, без вариантов.

Алине Загитовой прессой выдано уже столько авансов, что бедная девочка в долгах как в шелках. Бесспорно то, что у нее самая высокая в мире техническая база, что она имеет возможность ежедневного спарринга с лучшей фигуристкой мира и то, что Алина явно амбициозна. Но прежде всего она - юная девочка, которая начинает свой взрослый сезон с грузом надежд и ожиданий и стоящей на кону Олимпиадой. И большой вопрос, хватит ли ей запаса психологической прочности выстоять и показать свой технический максимум.

 

На этом турнире получилось 50/50, короткая с ошибкой и произвольная без ошибок. Но 4 балла от первоначальной TES Алина не досчиталась. 

Прошлогодняя программа "Дон Кихот" мне кажется очень удачной находкой с точки зрения обыграть дисбаланс по расстановке элементов. Музыка во второй части сама зовет Алину прыгать, и Алина прыгает.

Бейте коньками, поклонники Алины, но компоненты ее пока - тоже аванс. Причём ей явно есть куда улучшаться, а в группе Этери Георгиевны хлыздить не принято, так что все авансы Алина отработает.

Про Лену Радионову хочется сказать, что она восстает из пепла. Конечно, для побед ей пока не хватает абсолютной чистоты катания, на прыжках по-прежнему много борьбы. Но в остальном видна работа над собой, и я надеюсь, что бронза китайского этапа придаст Лене уверенности в своих силах.

Одно ясно точно - чемпионат России обещает быть самым драматическим событием этого четырёхлетия.

Габриэль Дэйлман всегда поражала меня своей взрывной круткой, влитыми выездами и высотой прыжков. Оказалось, что эти качества у нее приобретенные за время занятий спортивной гимнастикой. Помните, как североамериканские гимнастки впечатывают свои прыжки и перевороты в гимнастический ковер? То-то и оно. Кстати, с легкостью могу представить Габриэлу в леотарде, с перемотанными кистями, стряхивающую с рук тальк перед подходом к снаряду. 

Обе программы ей идут, форма потихоньку набирается, так что она остается грозной соперницей для наших девушек.

 

Теперь пара строк про танцы. Произвольный танец Пападакис/Сизерон забирает тебя полностью, раскладывает на молекулы, молекулы - на атомы, атомы превращает в звуки сонаты и уносит эти звуки в лунные небеса.Их танец - совсем не то, что показали мои фавориты прошлого этапа Хаббел/Донохью с их танцем земных мужчины и женщины с земными чувствами, пусть и изображенными безукоризненно красиво. Как танцуют Пападакис/Сизерон, так могли бы танцевать картины в Эрмитаже, или скульптуры в Лувре, если допустить, что они в принципе могли бы танцевать.

 

Поэтому как бы ни были прекрасны Тесса и Скотт, для них Олимпиада в Пхенчане точно не будет легкой прогулкой за золотом и обратно. И это, на мой взгляд, правильно. И танцы на льду, и зрители от этого только выиграют. Не перестаю удивляться фонтанирующим идеями тренерам Дюбрей/Лозон. Если в прошлые сезоны упреки в однообразности их постановок были скорее обоснованны, чем нет, то в олимпийском сезоне тренеры сделали все, чтобы каждая их пара катала что-то свое, уникальное, идущее им и на них отлично сидящее. П - профессионализм.А - апплодирую.

Латина Мэдисон Чок/Эвана Бейтса показалась мне очень несовременной. Нарезка музыки вкупе с костюмом Мэди, ее же как будто накладным хвостом создавало атмосферу времен примерно туринской олимпиады. Впрочем, в этом сезоне таких ретро-прочтений у танцоров много.

 

Из всех американских пар именно у Чоков, мне кажется, самые неконкурентоспособные танцы. Imagine хорош сам по себе, но как будто не для Олимпиады он поставлен. В этой связи мне вдвойне непонятно, как могли Боброва/Соловьев на традиционно дружественном нам этапе в Китае в статусе первой пары проиграть то ли второй, то ли третьей паре США, которая показала хоть и визуально чистые, но не очень внятные танцы.

Понравилась латина Загорски/Гуррейро. Вроде ничего особенного, но такое приятное послевкуские остается, как будто выпил стакан апельсинового свежевыжатого сока пасмурным осенним днем.

Танец ЗГ под Muse скорее неплохой, чем плохой, но мне какой-то кульминации не хватило. Причем она там даже по музыкальной склейке не подразумевается.

Повеселила китайская пара, которая отксерокопировала танец Бочелли Синициной/Кацалапова. Даже идею платья взять не постеснялись. Но такое слепое копирование мне не очень близко. Ладно, вдохновились музыкой и даже самим танцем, но неужели из всего многообразия вариантов платьев нельзя было выбрать нечто, менее отсылающее к оригиналу?

 

Пару сезонов назад на информационных площадках форумов о ФК многие пугали тем, что вот придет Макнамара, и наступит в наших танцах Апокалипсис. Во-первых, Апокалипсис там и без Макнамары, а во-вторых, Макнамара выглядела грозной валькирией только на фоне крошек-юниоров. Среди танцевальной взрослой элиты она потерялась и технически, и стилистически. Пока это обычная пара второй десятки, на мой взгляд.

 

Мужское одиночное. Чертик из табакерки

Тот лутц, что получился у Коляды в короткой программе, выглядел легким как тройной и высоким как шестерной. Кто знает, может к Пекинской олимпиаде для нас и это будет обыденно, как сейчас по 4 четверных в произвольной программе.

Я была в числе тех, кто критиковал постановку КП Коляды. Будет неправдой, если я скажу, что из-за одного гениального проката она сразу мне полюбилась. Но я смогла рассмотреть достоинства этой программы. В ней видно, что Миша - фигурист потенциально без слабых мест. Он хореографически точен, размашисто скользит, гибок во вращениях, прыгает как по учебнику. Руки балетные, свободная нога развернута, осанка царская.

Что сказать про произвольную? Лепидоптеролог, блин, Миша! Сдавай свою коллекцию бабочек в какой-нибудь естествоведческий музей, им самое место там, а не в программах такого одаренного в прыжках парня. А эта победа пусть придаст тебе уверенности, что ты можешь все. Судьи выписали тебе приглашение в вип-зал "клуб тех, кому за 100".

Мне кажется, я нашла рецепт лекарства "мультиквадин". Посмотрела на вчерашнего юниора Винсента Чжоу, который сделал 2 четверных в КП и 5 в ПП, хотя и с падениями и другими ошибками. Все заграничные ребята-мультиквадисты как будто не относятся к четверным прыжкам как к чему-то особенно сложному и невыполнимому. У них нет психологического барьера "ой батюшки, четверной", для них это просто рабочий момент, выполнение одного из прыжков, наряду с банальным тройным риттбергером. И они не стесняются с четверных падать и недокручивать. А по баллам все равно получается вполне прилично.

У нас же долгое время четверные прыжки были событием. Поводом наречь национальной надеждой, дать пару интервью, снять видео в инстаграм, написать громкий заголовок в статье.

Старший четверной прыжок воспринимался как Кощей Бессмертный, для одоления которого надо было найти остров, сундук, зайца, утку, яйцо, золотую иглу и все вот это. Задание для сказочного героя, не иначе. 

Но сейчас как будто наступает переломный момент. Саша Самарин на прошлом этапе щелкнул свои лутцы как пару орешков, теперь вот Коляда не дрогнул в короткой. Дерзайте, парни, это просто прыжки, которые вы умеете делать хорошо.

Недавно поймала себя на мысли, что я так давно болею за Хавьера Фернандеса, а у него до сих пор нет олимпийской медали. Ему, конечно, не повезло с федерацией - Испания не участвовала в командных соревнованиях в Сочи. А то кто знает, кто знает, может и Хави был бы осчастливлен званием призера Олимпиады.

Тяжело Фернандес входит в сезон, тяжело. Давно не видела его таким разбитым, как в Пекине в этот раз. И даже финал гран-при пройдет в этом году без Хавьера.

Короткая Бояна нравится мне намного больше, чем произвольная. Пусть "Крадущийся  тигр, затаившийся дракон" и не новаторство, но конкретно Бояну эта музыка идет и презентует как сильного фигуриста со своим стилем. А вот Имперский марш в произвольной с заигрываниями на дорожке "Лори Никол"-стайл - что это вообще было? Чаплин под Кармину Бурану и то чувствовал бы себя более к месту, чем бедняга Боян, которому было поставлено очаровать судей. 

Вращения Бояна напомнили вращения Воронова и это, увы, не комплимент - они никогда не были сильной стороной Сергея, почти всегда печально и медленно. Думаю, над этим Боян непременно будет работать в новом цикле - уверена, что он останется.

Внезапно на пьедестале оказался Макс Аарон, умудрившись выиграть произвольную программу. Вообще результаты китайского этапа здорово перемешали карты в колоде, предсказывающей состав финала гран-при.

Хань Янь неожиданно выдал неплохие прокаты. Не на золото, конечно, даже на бронзу не хватило, но домашнюю публику порадовал.

Александр Петров не показал ничего, за что его можно было бы похвалить. Хвалить не будем, ругать тоже, просто пожелаем здоровья.

Пары. На восточном фронте без перемен

Самым бесперспективным с точки зрения интриги видом китайского этапа были пары - даром, что организаторы доверили им закрывать программу соревновательных дней. Наверное, руководствовались количеством китайских спортивных единиц, претендующих на высокие места.

И китайские спортивные единицы оправдали высокое доверие организаторов. Гениальные Суй/Хань на два проката сделали одну ошибку - на параллельном сальхове. В остальном подтвердили свой высокий уровень притязаний и подготовки. Программы - блеск.

Биг Чайна и Доча-2 ошибались больше, но к их программам я тоже как-то сразу присмотрелась. ЛО особенно понравилось.

 

Китайский этап напомнил, за что я так люблю фигурное катание. За настоящесть чувств в момент времени, за триумф воли и радость преодоления. В фигурном катании, как и в жизни, чей-то восторг победы соседствует с крушением надежд другого. Слезы радости смешиваются на щеках со слезами разочарования и даже боли. А значит, мы живём, и завтра будет новый день. Новый рассвет и море побед.

Спасибо, что читаете.