9 мин.

Хорошо забытое старое

Наверное, эту историю надо начать с самого начала, как и принято в таких случаях. В 2001 году Мария впервые вошла в сотню и закончила сезон 92-й будучи 19-летней девочкой, но дальше у нее не сложилось по разным причинам – обычная история, каких много. Когда Ана Иванович в 2006 году выигрывала свой первый серьезный титул в Монреале в финале у легендарной Мартины Хингис, а Елена Янкович впервые громко заявляла о себе на US Open-2006, Мария Хосе играла турниры ITF и могла только мечтать о попадании в основную сетку турнира «Большого шлема». А в 2008 году у нее началась новая история, каких уже не так много.

Спустя семь лет испанка вновь вернулась в первую сотню и сезон 2008 года закончила снова 92-й. В этом году она впервые вышла в финал турнира WTA в Барселоне, который проиграла Марии Кириленко, и этот турнир стал для нее чем-то вроде взлетной полосы. На «Ролан Гаррос» в том сезоне она не играла, а вот на «Уимблдоне» дошла до третьего круга, и это был ее личный рекорд на ТБШ. К этому времени Мария уже прочно осела в WTA, а 2009-й стал для нее годом настоящего прорыва. Впервые о ней заговорили даже вслух именно после турнира в Риме. Там она обыграла Моресмо, Бартоли и Петрову, а в четвертьфинале уступила Динаре Сафиной. В 2009 она выиграла первые титулы – в Боготе и Баштаде, причем на последнем в финале обыграла Каролину Возняцки, тем самым напомнив о себе еще раз. В этом же году испанка на трех турнирах «Большого шлема» побывала в третьем круге и закончила сезон в небывало комфортной зоне Топ-30.

И в этом сезоне Мария Хосе уже успела начудить. В Индиан-Уэллсе она обыграла Азаренко и Викмайер и вышла в четвертьфинал. Однако к началу турнира в Риме она не то что не рассматривалась в числе фавориток, а даже темной лошадкой не была. К этому моменту было уже доподлинно известно, что своей нестандартной по нынешним временам игрой она может доставить много неприятностей топам, особенно на грунте , но предшествовавшие грунтовые результаты не давали оснований думать, что она сама готова к тому, чтобы доставлять неприятности. В Марбелье Мария вышла в полуфинал благодаря отказу Азаренко и там проиграла соотечественнице Карле Суарес Наварро, а в Барселоне уступила во втором круге еще одной испанке Парра Сантонье. В общем, ничего особенного. Но вот она приятная глазу сторона нестабильности – если теннисист долго не напоминал о себе, значит в ближайшем будущем у него как минимум есть возможность это сделать.

То, что Мария серьезно настроена на этом турнире стало ясно после ее выхода в полуфинал. Она обыграла Кудрявцеву (ей, кстати, проиграла единственный на турнире сет), Скьявоне, вторую сеяную Возняцки и Шафаржову, которая в последнее время играет очень здорово. Очень внушительный список, и казалось, что на этом миссия Марии Хосе на этом турнире закончена, а дальше ей придется отойти в сторону, потому что дальше очередь большим девочкам играть в свою игру. Но не тут-то было.

Первой большой девочкой на пути испанки, ну если не считать Возняцки, стала Ана Иванович, которая в Риме ознаменовала свое возвращение. Из этой четверти сетки только многострадальная Динара Сафина отправилась домой без помощи Иванович, а остальные трое – Азаренко, Дементьева, Петрова – пали именно от сербской руки. Во всех этих матчах Иванович показывала очень убедительную игру, а после матча с Дементьевой Ане захотелось открыть настоящую кредитную линию. Было очевидно, что она столкнется со сложностями в матче против Марии Хосе, и собственная усталость должна сказаться, но все же смотрелась фавориткой – грунт и для нее весьма неплох, а еще из этих двух именно она была той самой большой девочкой.

Но Ану и ее поклонников ждал большой сюрприз. В самом прямом смысле этого слова – она еще ни разу с Мартинес Санчес не играла, кажется, была шокирована тем, что серв энд волей в наше время может так обильно плодоносить, и до конца матча так и не пришла от культурного шока в себя.

Сначала Иванович просто играла в свою игру, но это было неэффективно. Она действительно пыталась играть – разнообразно, то резаными, то кручеными, то длинно, то коротко, то нагнетать темп, то рвать его. Ну как обычно – хотела расслабиться и получить удовольствие. Но соперница такой разговор не поддержала. В ее планы не входило красоты наворачивать, ей надо было побыстрее выигрывать очки, и она их выигрывала воспользовавшись растерянностью Иванович на первых порах. На своей подаче шансов почти не давала – игра шла в два-три удара, с завершением розыгрыша ударом слета. На приеме оказывала постоянно давление. Испанка не мастер игры на задней линии, но мяч держать она может, а чуть зазеваешься, так у нее в кармане всегда найдется или невероятный угол, или неожиданный прострел. А укороченные в ее исполнении это что-то – не просто способ выиграть очко, а настоящий сюжетообразующий фактор! Это Роджер Федерер на прошлогоднем «Ролан Гаррос» замучил всех укороченными, а Мария в Риме натурально достала – и в прямом, и в переносном смыслах.

Иванович была обескуражена. К началу второго сета она очевидно уже осознала, что надо не просто играть, а что-то делать, а именно применять тактику. Вначале попыталась опереться на идею обводки. В принципе, обводящая Иванович очень неплохая, но обводить как генеральный план не работало – соперница попалась слишком искушенная в игре слета. Да и Мартинес так часто шла к сетке, что Иванович была в половине случаев не готова – не получилось поставить производство на поток. Возможно, Иванович имело бы смысл открыться новому опыту и провести эксперимент – начать играть в игру своей соперницы. А что – Иванович хорошо играет слета, особенно если вдохновенно, а такой челлендж мог бы ее и вдохновить. Может и проиграла бы с непривычки, но разве этого надо бояться при счете 2:6, 0:4. По крайней мере, матч получился бы чудо как хорош – сразу в топ-лист по итогам сезона как минимум за оригинальность.

Но самое надежное, конечно, было замочить испанку на задней линии – широко, глубоко, в высоком темпе. Кажется, такая мысль тоже приходила Иванович в голову, но она поленилась. Играть в такую игру все время, это значит тяжело работать, а тяжело работать Иванович не любит. Да и ради чего было в этот раз? Определенно ее посетила мысль, что свою возвращенческую миссию на этом турнире она уже выполнила – она уже нашла свою игру и предъявила ее всему миру. Ради титула? Ну это же не «Большой шлем», чтоб вынимать жилы. Да и матч этот совершенно непринципиальный, соперница непринципиальная – грунт закончится, соперница снова уйдет в небытие, а Иванович с другими большими девочками останется дальше выяснять свои отношения. Проиграть жалко, но не страшно – корона не голове у Иванович всегда крепко сидит. И Ана просто пошла в разнос – пробивала наудачу. Не пробила.

А с Янкович получилась вообще восхитительная история. Вероятно, вот это – «Толчок! Ей нужен толчок!» – случилось с ней в Штутгарте во время матча с Энен. А в матче против Янины Викмайер на нее окончательно снизошло озарение. Янкович не заиграла много лучше, во всяком случае не на постоянной основе, но к ней снова вернулся этот подзабытый слегка талант выигрывать матчи.

Она не смогла проявить его в полной мере в четвертьфинале, потому что Винус Уильямс явно встала не с той ноги и с любимой Янкович играть в тот день ей было явно не в кайф. Но с Сереной матч получился просто удивительный. Серена, надо сказать, сейчас играет неплохо, просто у нее в Риме случались странные провалы концентрации, и с матче с Янкович именно это сыграло свою роль. Серена должна была выигрывать эту встречу, она неоднократно вела в счете, и было полное ощущение ее несмотря-ни-на-что-надежности и золотовалютного запаса. Ощущение как от финала Федерера и Роддика на «Уимблдоне» – борьба нешуточная и в теннисе всякое бывает, но Федерер все равно победит. Ощущение предопределенности, которое усиливалось от того, что Янкович сейчас играет не в ту игру, с которой можно было бы рассчитывать на победу над Сереной. Только надеяться. И она победила именно потому, что не теряла эту надежду до самого конца. Так что хоть это в какой-то мере и матч недоразумение, но Янкович за него все равно надо памятник поставить. Впрочем, она сама себе его уже поставила – попала в сонм немногих великих, кто обыгрывал обеих сестер на одном турнире.

Казалось бы, после сестер Елене уже ничего не страшно. Тем более что она, в отличие от Иванович, даже была в курсе, с кем играет. У них в истории личных встреч есть забавный момент. Первую встречу Мария и Елена провели аж 2001 году – на турнире Ericsson Open 121-я Мария и 477-я Елена делили между собой квалификацию. Для 16-летней Янкович это был всего третий турнир WTA, а матч против Мартинес Санчес был ее первым матчем в профессиональной карьере, с которого она снялась из-за травмы! Земля все-таки очень круглая. А второй раз девушки играли в прошлом году в рамках плей-офф Кубка Федерации. На грунте, в Испании Янкович одержала убедительную победу 6:3, 6:4, а Мария тогда и Ане Йованович проиграла на тай-брейке третьего сета.

Но несмотря на памятник, на знакомую соперницу и опыт побед над ней Янкович в финале фавориткой все же не смотрелась. Слишком уж Мария была в предыдущих матчах хороша. И в этом оказалась как минимум не хуже, а ситуация Янкович частенько попахивала бы безнадегой, если бы не стойкий запах воспоминания о матче с Сереной, который она тоже должна была проиграть. Елена, кстати, сразу поняла, что надо делать. Ну или может она уже знала это. А может ни то, ни другое, просто ей-то как раз и было достаточно, в отличие от Иванович, просто сыграть в свою игру. Только сыграть надо было хорошо, а было не очень хорошо – недостаточно остро, недостаточно быстро. Но все равно браво ей, что бегала за укороченными, валялась на корте и не опускала руки до самого конца.

А что же Мария? Согласитесь, очень интригующая фигура появилась в женском туре в разгар грунтового сезона. Теперь уже дико интересно, что и как с ней сделала бы Жюстин Энен?! Может потому что очень хочется увидеть продолжение сказки Марии, есть ощущение, что на это этом дело не кончится и возможно в Мадриде и/или на «Ролан Гаррос» мы о ней еще услышим. Да, раньше она была очень нестабильна, но этот турнир не может ее не изменить, не сделать другим человеком. И времени на долгие переживания триумфа у нее нет. Надо ковать на грунте пока горячо, потому что в следующем году на грунте ей будет почти 29. Она выиграла этот турнир во многом благодаря своему стилю, но так заиграла в него, в этот стиль, с такой страстью, с какой постаревшие женщины любят молодых – а вдруг этот раз последний.