5 мин.

Метеор

Конечно, были и скептики. За два полноценных сезона, проведенных Хуаном Мартином в туре претензий к нему накопилось достаточно. В основном к тому, что он никак не может научиться использовать свой рост для усиления подачи, что психологически проигрывает матчи соперникам, стоящим выше его в рейтинге, что подвержен травмам и как-то уж слишком часто снимается с матчей, а к сетке-де ходит с таким же энтузиазмом, с каким партизан на полосу отчуждения.

Сразу скажем, что травмы и нежелание ходить к сетке за 2009 год никуда не делись, а вот по первым двум пунктам Хуан Мартин сделал качественный рывок. Причем этот рывок произошел буквально на глазах, за несколько месяцев. Вот кажется, еще позавчера долговязый юноша отходил безнадежно с двумя баранками Федереру в четвертьфинале Открытого Чемпионата Австралии, вчера устраивал тому же Федереру настоящую серьезную проверку в полуфинале «Ролан Гаррос», а сегодня – глянь-ка! – уже выиграл Открытый Чемпионат США все у того же самого Федерера.

По игре аргентинца в этом сезоне на самом деле можно писать руководство типа «Как выиграть турнир «Большого шлема» – пять простых шагов». Шагом первым в ней будет усиление подачи. По матчу с Федерером на Открытом Чемпионате Австралии видно, что тогда Хуан Мартин выигрывал очень мало очков подачей, практически в каждом розыгрыше в его геймах мяч был в игре. Это очень сложно выдержать любому, ощущать это постоянное давление счета. Тем более, играя против лучших. Тем более, против Федерера, который вообще-то против таких мощно бьющих и не особо разнообразных чувствует себя как рыба в воде. В четвертьфинале в Мельбурне Дель Потро выиграл всего лишь 59% мячей на первой подаче и 33% на второй – к Нью-Йорку эти показатели улучшились на треть. И даже более заметно было то, что вторая подача аргентинца тоже превратилась в оружие.

Шагом вторым в нашей предполагаемой книге будет упор на физподготовку. Конечно, проблемы с выносливостью и физической готовностью к долгому, изнурительному сезону в некоторой степени решаются сами собой по мере взросления организма, но все-таки Дель Потро сделал определенные шаги в этом (правильном) направлении. Да, он устал к концу пятисетового матча с Федерером на «Ролан Гаррос» и эта усталость была в числе факторов, которые стоили ему победы. Да, он устал в третьем сете финального матча с Мюрреем в Монреале (выиграв перед этим турнир в Вашингтоне). Но в Нью-Йорке он прошел весь путь и сумел именно в концовке финала показать свою лучшую игру. Расплата за это, правда, наступила позже, на осенней серии турниров – в виде вереницы травм и ранних поражений, но нельзя ведь добиться всего и сразу. Надо над чем-то работать и в будущем.

Третий шаг – подходить на пике готовности к главным турнирам. Почувствовав, что выдохся после двух сыгранных подряд финалов, Дель Потро (или, скорее всего, его тренер), зная определенную слабость, связанную с недостатком выносливости, решили не рисковать и сняться турнира «Мастерс» в Цинциннати. Поставить все на главный турнир этого отрезка сезона. И они не прогадали. Другое дело, что если бы план не сработал, и Дель Потро, паче чаяния, проиграл бы, допустим, в четвертьфинале Чиличу, то все эти схемы сразу же сильно бы обесценились. Но, во-первых, без риска не бывает успеха, а во-вторых, сам подход – знать свои слабости и превентивно минимизировать их последствия – весьма и весьма продуктивен.

Та же самая история повторилась и в Лондоне. Вроде бы всю осень Дель Потро играл ну совсем не ахти и вообще считанные разы появлялся на корте, а приехав на самый главный турнир заключительной части сезона, обскакал многих, чья форма считалась предпочтительной, но кто не сумел справиться с усталостью, волнением, ожиданиями и прочим. Выиграть, правда, не сумел, потому что в финале попался неудобный соперник, игравший в свой абсолютно лучший теннис, но в столь юном возрасте странно было бы начать выигрывать сразу везде. Финал уже позволил ему рассчитывать на посев в четверке на АО, а это качественная разница с тем, как он сеялся раньше.

Шаг четвертый – верить. Только в этом году Дель Потро начал исправлять личный счет с топами, который до этого был просто позорным. Началось все с очень трудной, буквально зубами вырванной победы над Надалем в Майами. На тай-брейке третьего сета, отыграв мини-брейк, Хуан Мартин все-таки записал на свой счет первый матч, выигранный у игрока, стоящего выше него в рейтинге, причем не у кого-нибудь, а у действующего чемпиона Australian Open и Индиан-Уэллс, первой ракетки мира и прочая, и прочая. В следующем матче, правда, было поражение от Мюррея, но начало было положено – с этого момента Дель Потро начал «ломать» личку с топами, обыграв Надаля еще дважды, Федерера дважды и однажды Мюррея. Неохваченным остался только Джокович, которому аргентинец проиграл единственную их встречу в этом сезоне. Матч между сербом и аргентинцем на харде (и желательно, на турнире «Большого шлема») – одна из самых интригующих перспектив наступающего сезона 2010.

Шаг пятый и последний – ходить к сетке. Шутка. В современных условиях, игра с лета, отсутствие которой у Хуана Мартина просто режет глаз, является по большому счету, фестончиком – иметь приятно, но не обязательно. Можно прекрасно выигрывать и так. Но она как бы символизирует то, как много еще Дель Потро может и должен улучшить. Резаный удар, защита, вариативность слева, игра с полулета, игра по низким мячам – все это задачи на будущее. То, как он справится с ними, во многом определит его теннисную судьбу – конечно, при отсутствии травм.

Думается, что перспективы Дель Потро в будущем сезоне не нужно переоценивать. Он не будет фаворитом на каждом турнире и на самый верх рейтинга так скоро ему рассчитывать вряд ли придется. Игра его еще относительно сырая, в ней много слабых мест, которые высокоуровневые противники могут и обязаны использовать. Он пока еще не стабилен и подвержен ранним апсетам, у него до сих пор много травм. Следующий сезон, наверное, станет для него периодом приспособления к своему новому статусу, к повысившимся ожиданиям. Крайне занимательно будет увидеть, каким он приедет в Нью-Йорк в 2010 году. Но до этого еще очень долгий путь.