9 мин.

Роковая неизбежность

Джокович износился

Рафаэлю Надалю с сеткой серьезно не повезло. Сначала Фиш, Содерлинг, а потом вообще сплошные точки кипения — Южный, Бердых, Джокович. И все это перед возможным финалом с Федерером. Но, как видите, прошлогоднего финалиста бог бережет. Сначала травма Южного, теперь травма Джоковича. Бердыха в расчет не берем — он сам сдался.

Новак жаловался на травмы еще после матча с Хьюиттом, потом после матча с Багдатисом. Жаловаться-то жаловался, но матчи все равно выиграл. Это не значит, что он притворялся, — конечно же, нет. Просто Новак, когда он уверен в победе, может забыть о травмах, ведь он азартный игрок, настоящий упрямец. Перефразируя Роджера Федерера, можно сказать так — когда тело разогревается во время матча, проблемы со здоровьем отходят на второй план.

Думается, если бы Новаку удалось взять у Надаля и 2-й сет, он бы не снялся с матча и играл бы до тех пор, пока его насильно не уволокли бы с корта на носилках. Но 2-й сет ему взять не удалось, потому что 1-й дался ему не так уж просто.

В 1-м сете Новак был хорош — первая подача 74%, у сетки играл нечасто, но очень чисто, виннерсы были и были хороши, но все равно об абсолютном доминировании речи не шло. Судьба сета решилась на одном брейке — 6:3.

В таких условиях, к тому же учитывая особенность Надаля разыгрываться по ходу матча, Новак, должно быть, понимал, что легкой победы ему не одержать и что, возможно, придется играть все 5 сетов. Вот тут-то с новой силой и дали о себе знать травмы, и усталость от предыдущего матча накатила новой волной. Мысли о том, что Надаль явно превосходит его, да и почти всех в туре, в физической выносливости; о том, что Рафе вчерашняя победа далась гораздо легче; о том, что Надалю во что бы то ни стало надо защищать прошлогодний финал — все эти мысли явно не способствовали мобилизации нервной системы, не вселяли уверенность, не вводили в тот самый азарт. Об этом как нельзя лучше говорит и счет других двух сетов — 1:6, 1:4.

Так что Новак правильно сделал, что снялся — он и так добился лучшего за карьеру результата на «Уимблдоне». Его финалы и трофеи на турнирах «Большого шлема» никуда от него не денутся, а здоровье в 20 лет все же дороже.

А Надаль опять в финале. Говорит, что чувствует себя великолепно и никогда в жизни лучше не играл на траве. Федерер, и Рафа это признает, — несомненный фаворит. Но если уж Надалю судьбой предначертано снова проиграть в этом финале, он, и это не обсуждается, постарается выжать из Роджера все.

Федерер в своей тарелке

У Ришара ситуация была примерно такая же, как у Новака, да не совсем такая. Да, ему тоже в последнее время приходилось играть каждый день. Да, у него тоже был невероятный пятисетовый четвертьфинальный матч, как и у Джоковича. Да, у него тоже травма — проблемы с лодыжкой. Но.

Во-первых, отыграться с 0:2 по сетам в психологическом отношении гораздо сложнее, чем выиграть, ведя в начале матча по сетам 2:0. Во-вторых, оппоненты у них в четвертьфинале были разные. Роддик на траве с его подачей представляет гораздо большую угрозу, чем Багдатис. Энди как-никак бывшая первая ракетка мира, двукратный финалист «Уимблдона», и на траве чувствует себя как бы обязанным побеждать всех, как минимум до встречи с Федерером. А Багдатис — неопознанный летающий объект, который может победить и проиграть с равной долей вероятности. Так что если у Джока перед Надалем оставался еще хоть какой-то эмоциональный запал, то физические и психологические ресурсы Ришара перед встречей с Федерером были вычерпаны до самого донышка.

Опять же «да»: оба — и Гаске, и Джокович — когда-то одержали над своими полуфинальными соперниками по одной победе, то есть вроде бы знают, как их побеждать. Но разница все же велика. Победа Джоковича над Надалем датирована этим годом, когда Новак еще только начал входить в полную силу, и теперь, как уже взошедшая новая суперзвезда, не испытывает по отношению к Надалю совершенно никакого пиетета, да и по морально-волевым ничуть не слабей. А Ришар обыгрывал Роджера еще 2 года назад, в их первую встречу, да и то на грунте, а с тех пор успел проиграть еще 5 раз на всех возможных покрытиях, а на траве аж дважды. Вот с таким багажом за плечами психологически наименее устойчивый из всей этой четверки вышел на этот матч — на матч против Федерера на «Уимблдоне». И, надо полагать, итог этой встречи никак не зависел ни от травмы, ни от усталости — Роджер, кстати, тоже так полагает. Просто Федерер и Гаске — слишком несопоставимые величины во всех отношениях.

Но надо отдать должное Ришару — он нашел в себе силы провести красивый матч. В 1-м сете при счете 5:5 он даже имел брейк-пойнт, он же скрытый сетбол. И Роджер говорит, что получил от этой игры массу удовольствия. Еще бы. Было заметно невооруженным глазом, что теннис, который предлагает Гаске, самому Роджеру очень нравится, он сам любит играть в такой теннис — зрелищный, разнообразный. Кроме того, такой теннис ему понятен и удобен. А если еще не надо напрягаться на приеме диких подач, как у Энди Роддика, так вообще лепота. И вот закономерный итог — 7:5, 6:3, 6:4.

Пирс Броснан виноват

Субботний женский финал, что забавно, самый низкорейтинговый за всю историю «Уимблдона», получился гораздо напряженнее мужских полуфиналов. Надо сказать, Жюстин Энен своим несуразным проигрышем Бартоли сделала Винус Уильямс большое одолжение. Во-первых, с самой Жюстин Винус пришлось бы в финале однозначно сложнее. Во-вторых, в матче с Жюстин Бартоли как бы раскрыла карты, и она проявила себя настоящим дестройером, разрушителем чужой игры. Штаб во главе с папашкой Ричардом, понятное дело, осознал, что соперницу, которая обыграла первую ракетку мира, а до этого еще многих других, ни в коем случае нельзя недооценивать. И с учетом того, что Винус и Мэрион еще ни разу не встречались, матч Энен – Бартоли перед финалом наверняка был пересмотрен в записи не один раз, и в записочки были добавлены новые пункты.

Винус с самого начала постаралась сделать то, что делала и раньше, — взять наскоком первый сет. Опыт конкретно этого турнира показал, что это очень важно. Но ей не дали. Бартоли, представьте себе, не дала — уступая 0:3, она сумела сравнять счет. Дальше игра шла седло в седло до счета 5:4 и подачи Бартоли — первый момент истины для француженки. И тут Винус очень вовремя, как и подобает королевам, сделала второй, решающий брейк. Лучше просто рассказать, как это было, потому что розыгрыш этого гейма как нельзя лучше характеризует этот сет, а то и весь матч. И вот как оно было:

- 1 подача Бартоли и ее ошибка по ходу розыгрыша — 0:15 - 1 подача Бартоли и виннерс от Винус тоже в ходе розыгрыша — 0:30 - 1 подача Бартоли неожиданно через центр, и Винус принимает в сетку — 15:30 - 2 подача Бартоли и двойная — 15:40 - 2 подача Бартоли, выход Винус к сетке и прекрасная обводка Бартоли, ставшая виннерсом — 30:40 - 2 подача Бартоли, Винус вошла в корт на случай подачи по центру и угадала, сделала виннерс с приема, и 3-й сет за ней — 6:4.

Короче говоря, судьба сета решалась на нескольких очках. Штаб верно оценил степень серьезности ситуации. В 1-м сете было заметно, что Винус сдерживает эмоции, чтобы не наломать дров и в точности следовать разработанному генеральному плану — ходила к сетке (хотя соперница всеми доступными способами старалась ее туда не пустить), меняла ритм, укорачивала, резала, бросала полусвечки, постоянно меняла направление подачи. Винус вообще надо поставить памятник за терпение и выдержку в этом первом сете. Как она была осторожна! Даже скованна. Осторожность на грани нервного срыва.

Выиграв 1-й сет, Винус поняла, что и дальше легкой жизни ждать не стоит. Но она поняла и другое. В любой момент, даже в самой критической ситуации, она сможет прибавить еще, а если нет, то все равно дожмет чемпионским характером. Не мытьем, так катаньем. Она уже решила, что этот «Уимблдон» не отдаст. И от этого почувствовала себя настолько уверенно, что ей больше не приходилось сдерживать себя, потому что она вошла в состояние почти идеальной гармонии, которое позволяло ей играть уже в свою игру — стремительно, изящно и, главное, без надрыва. И хотя Бартоли на этом «Уимблдоне» многое сумела показать — нетрадиционный двуручный, он же надежный форхэнд, прием подач глубоко в корте, игру по восходящему, отличные косые мячи, экономный и неглупый теннис — этого все равно оказалось недостаточно. Когда Винус играет так, даже явным фаворитам обыграть ее почти невозможно.

Именно поэтому повторный камбэк Мэрион Бартоли со счета 0:3 теперь уже во 2-м сете не состоялся. Не сдающаяся ни при каких обстоятельствах Бартоли берет медицинский перерыв, чтобы сменить повязку на стертой ступне, о которой раньше никто и не знал, так как она была скрыта под кроссовком. Винус в свою очередь подумала-подумала и тоже решила позвать медика, чтобы тот перемотал ей бедро, причем так увлеклась, что заставила себя ждать в итоге. Неважно, что означали эти медицинские ритуалы с обеих сторон, важно то, что это ничего не изменило. Правда, после этого Мэрион взяла свою подачу под ноль. Но это был ее последний гейм в этом матче — 6:1 в пользу Винус.

Похоже, это у Уильямсов новая семейная традиция или даже соревнование. С недавних пор, как только Серена выигрывает в Австралии, Винус в тот же год берет «Уимблдон» — вспомните 2005-й. Ну если они, конечно, не встречаются друг с другом в финале, как это было в Австралии в 2003-м и на «Уимблдоне» в 2002-м и 2003-м. Семейные финалы турниров «Большого Шлема»— это другая традиция, старая, таких было уже 6. Последний был в 2003-м году, как раз на «Уимблдоне». Хочется увидеть такое еще как минимум один раз.

И в конце пару слов о Мэрион, она это определенно заслужила. Многим это показалось удивительным, но Мэрион на полном серьезе рассчитывала победить — «Я — борец и ненавижу проигрывать». Надеемся, у нее будет хорошее продолжение карьеры — такие победы просто обязывают прибавлять или как минимум держать тот же уровень. Она заслужила теплых слов и просто как человек, а ведь ее внутренняя сторона до сей поры многим оставалась неизвестной. «Пирс Броснан прислал мне цветы, а на матч не пришел, вот я и проиграла». Так трогательно.

Ксения ВИТРЯК